Сегодня он играет джаз...

    Те, кто «в теме», конечно же, знают продолжение этой крылатой фразы – «а завтра Родину продаст». Нет, джаз я в то время не играл, и Родину, тем более, продать не мог – в тринадцать-то лет. Но...
    Летом 1965 года мне довелось посетить проходившую в Ленинграде выставку «Средства связи США». Я тогда окончил шестой класс, и уже серьезно увлекался радиотехникой, поэтому для меня посещение выставки было вполне осознанным и интересным.
    Выставка была событием, по тем временам, выдающимся. Очередь туда уступала лишь очереди в Мавзолей Ленина и, наверное, была сопоставима с нынешней за новыми «Айфонами». Отстояв более четырех часов, мы были поражены размахом выставки. Каждому посетителю вручался буклет, да что там буклет – целый альбом почти на полторы сотни страниц с иллюстрациями и приветствием тогдашнего президента Л.Джонсона, и значок. Значок не то, чтобы был каким-то особенным – обычный жестяной, но сделан был «простенько и со вкусом». В цветах американского флага – белое основное поле, белая радиоволна в красно-синем круге и надпись вокруг «Выставка средства связи США». Значок мне нравился, и я его носил. Многие, увидев значок, интересовались и просили рассказать, поскольку из моего таллинского окружения, насколько помнится, никому там побывать не довелось. Вот этот-то значок и явился причиной всего далее изложенного.
    Моему товарищу – он учился в другой школе – зачем-то понадобилось в конце летних каникул посетить свою «альма матер». Он пошел по своим делам, я остался ждать в коридоре. Стою у окна, «никого не трогаю, примус починяю». Идет по коридору внушительного вида мужчина, хотя, может мне, шестикласснику, он  таким показался. Подходит ко мне и голосом, которому нельзя не подчиниться, произносит: «А ну, пошли со мной!» Приводит меня в директорский кабинет и, указывая на значок, грозно спрашивает: «Это что?» Отвечаю, что значок с американской выставки. Тут и понеслось: «А что, нет красивых советских значков?! Почему именно американский?!» Робко пытаюсь возразить, что это технический прогресс, международные связи и т. д. На что получаю довольно длинную «проповедь» на темы морали, политики, тлетворного влияния Запада и всего прочего, что подобает и что не подобает делать советскому школьнику. После чего с меня берется почти клятвенное обещание «вражеских» значков больше не носить, и меня отпускают с миром.
    Уже потом я узнал, что этот директор – отставной военный летчик. Человек старой советской закалки. Такой не то что джаз – даже легкомысленную песенку в эфир не пропустит...

6-й класс


Рецензии