Ново-Александровский конный завод

   
      1. Дореволюционный  период  в  истории  завода (1825 – 1919 г.г.)
               
      В  1825 году   в  Придонцовье  (ныне  Луганская область Украины)  был  основан  Ново-Александровский    государственный  конный  завод.   Это  был   второй  конный  завод,  построенный    при  императоре  Александре I.         С  его  созданием   завершилось    формирование  Беловодского  коннозаводского  округа,  состоящего    теперь  из  четырёх  государственных  военных  конезаводов.    Завод  планировали   назвать  «Алексеевским»,  так   как   строительство  его   должны  были  начать  в  1820 г.   возле  с. Алексеевка  Старобельского  уезда.  Но  «двора  Его Императорского Величества штальмейстер,  военных  конных  заводов  директор»  Александр Рицерович   Козенс   посчитал  это  место  неудачным  для  нового  конного  завода    и  предложил  строить   завод  возле  х. Шаповалова  на  реке  Евсуг.   12  апреля  1822 г.  Александр I  своим  указом  утвердил  название  конезавода –  «Ново-Александровский».  В  мае  того  же  года  началось  строительство  завода.  Проект   коннозаводского  комплекса  был  сделан  архитектором  Комитета  коннозаводства  Российской  империи  Григорием  Ивановичем  Букиным.   Строительство    конезавода  велось  хозяйственным  способом  под  руководством  первого   его  смотрителя (управляющего)     Карла Штенгера (Карл Андреевич Штенгер – полковник Уланского полка,   за  участие в Отечественной войне 1812 года  и  заграничном  походе русской  армии   награждён  саблей с золотым эфесом  и  надписью «За храбрость»,  медалями  «1812г.» и «1814г.- За взятие Парижа»).  «Опекуном»  Штенгера  был  смотритель   Лимаревского конного  завода  полковник  Михаил Фогель,  который  осуществлял  контроль   за  ходом  строительства.  Тем  не  мене  строительство  нового  завода  обошлось  казне  дороже,    чем  планировалось  -  при  смете в 436 тысяч  руб.,  затратили  439 тыс..» -  [См. Зезюлинский Н. Ф. Историческое  исследование  развития  российского  коневодства.  Вып. I. С-Пб,  1897,  с.79 ]     После  того  как  в 1823 году в  Ново-Александровский  завод  прибыли  солдаты  5-го  Изюмского   гусарского  полка  (всего  63  чел., в том числе -  Перегняк, Суханов, Левченко, Мальцев и др.),  строительные  работы  ускорились  и  в  1825 году   успешно  завершились. - [ «МК»  от 24. 02. 1976 г., с. 4. ]. Были  построены  производственные  помещения  -  конюшни,  и  дом  управляющего.   В  отличии  от  архитектурных  ансамблей  Деркульского  и  Лимаревского  конных  заводов,  стилизованных  под  букву  «Е»,  Ново-Александровский  завод  имел квадратную   форму, над которой возвышается величественный силуэт круглой башни.    Архитектор  Г. И. Букин соорудил башню над центральной частью конюшни  завода,   повторив   этот  архитектурный  элемент  своего  предшественника  Александра  Кутепова,  который  ранее  построил  подобную  башню  в  Лимаревском конезаводе.   -   [См. «Коневодство  и  конный  спорт», №7, 1990, с. 10 ]
  После    окончания  строительства   конного  завода,  в августе  1825г.  состоялось  торжественное  его  открытие,  на  которое  прибыл  Главный  директор  военно-конских заводов  шталмейстер   Александ Козенс,  смотритель  Беловодской  волости А.П. Солецкий  и  смотрители    соседних  конных   заводов  -  Пантелеймон  Молчанов (Деркульского) и  Михаил Фогель (Лимаревского). В  присутствии  смотрителя   Новоалександровского  конного  завода    Карла   Штенгера  и  гостей   епископ  Слободской  Украины  Павел   освятил   закладной  камень   на  месте  в будущем   заводской  Святого Александра   Невского   церкви, которая  вскоре   была  построена  и  в  1828 году  освящена. 
     Ново-Александровский,  как  и  остальные  конные  заводы  Беловодского  округа,  был  заводом  военным  и  должен  был  выращивать  и  поставлять   выносливых  верховых  лошадей  в  кавалерийские  полки  русской  армии.  По  распоряжению  императора  Николая I  в  конный  завод    для  случки  с  имеющимися  в  заводе  кобылами   разных  пород  были  переданы  приобретённые  казной   чистокровные  жеребцы  английской  верховой  породы.  В   результате  селекционной   работы   специалистов  завода   было  получено  поголовье    сильных  и  выносливых  полукровных  лошадей,  которые  поставлялись   в   кирасирские  полки,  т. е.    тяжёлой   кавалерии.

    В  первые  десятилетия   работы  Ново-Александровского  конного  завода,  организаторами  этого   важного  для  империи  дела  были  офицеры  русской  армии  -  управляющие (смотрители)  конного  завода :  майор  Михаил  Вейх ( награждённый  за  участие  в  войне 1812 г.  и  заграничных  походов  русской  армии  медалями «1812г.» и «1814г. – За взятие Парижа») , полковник  Уланского  конного  полка  Пётр Денгейм,  подполковник  Шашков,    статский  советник  Семён Пастухов, ветврачи – Андрей Игнатов,   Степан  Иванов  и  Стефан  Крёкшин,  берейтер  Емельян  Черкасов,  штутмейстер  Иван  Милов,  нарядчики (бригадиры)  - Иван  Подрезов  и  Иван  Безсонный.    В  середине  XIX  века  в  конном  заводе  имелось  более  500 голов  лошадей, в том числе  11 чистокровных  английских  жеребцов-производителей  и  145  маток.   С  целью  надлежащего  тренинга  молодняка  лошадей  для  тренеров  завода    в  1839 г. было  куплено  в  Англии    «Методическое  пособие    лорда  Ланкастера».  – [Российский  государственный  исторический  архив (далее – РГИА). Ф – 411, оп.1, д. 549 ]               
    В  1857 году,  будучи  с  инспекторской  проверкой  в  Беловодском  коннозаводском  округе,  конный  завод  посетил   Великий   Князь   Николай  Николаевич  «Старший»  -  сын  императора  Николая  I.    23 августа,    в   сопровождении   Харьковского  губернатора,  генерал-лейтенанта  Ивана  Лужина  и  шталмейстера,  графа  Александра   Гендрикова,     Николай  Николаевич   осмотрел  завод,  а  24  августа  здесь  же  он  провёл  совещание  с  управляющими  конных  заводов  Беловодского  округа  и  выразил  им  благодарность  за  служение  Отечеству.  -  [РГИА.  Ф – 412, оп. 1, д. 682, л. 78  ]  В  эти  же  годы  конный  завод  посещали  министры  государственного  имущества  России,   генералы  -  Шатов  и  Маркин, директора  военно-конских  заводов  империи,  шталмейстеры  - Николай  Лунин,  Василий Левашов,  Егор  Мейендорф  и  Родион  Гринвальд.

   Более  четверти  века  управляющим  конного  завода  был   военный  ветврач  Пастухов  Семён  Петрович,  который  фактически  дослужился  до  звания  генерал-майора  и  ушёл  в  отставку  «Действительным  статским  советником»,  передав  завод  полковнику  Дудниченко Василию Петровичу. 
В  1870- 80-е  годы  лучшие  лошади  завода  успешно  выступали  на   конных  соревнованиях,  как  в  России,  так  и  за  рубежом,  в  том  числе  во  Франции.  Особенно  успешным  было  выступление  команды   завода  на  скачках  в  Париже  в  1903 г.,  где   конники   Андрей  Ефремов, Михаил  Соболев,  Иван  Синегубка,  Иван Гнидин  и   Василий  Ефремов  завоевали  командное  призовое  место.  -  [«МК»  от  24.02.1975г. ]  В  эти  годы  конный  завод  возглавлял  ДСС  Павел Павлович Гротен (с 1904 г.  -  генерал-майор).  В  1900 году  завод  имел  536  голов  лошадей,  136  рабочих  волов  и  22  коровы.  Штат  работников  завода  состоял  из  118  вольнонаёмных  лиц,  в  том  числе :  старшего  ветврача  Густава  Кистера,  фельдшера  Ивана  Соболева,   письмоводителя  Григория Олейникова,  писарей  - Петра  Рохлина,  Ивана  Степанова  и  Григория  Ломакина,  штутмейстера  Тимофея  Горелого,  старших  нарядчиков -  Михаила  Бугаевского,  Василия  Шувалова  и  Степана  Васильева,  старшего кузнеца  Петра  Изюменко,  шорника  Александра  Васильева  и  74  конюхов.  -  [РГИА. Ф – 412, оп. 4, ч. 2, д. 3676  ] В  1908 году  управляющим  конного  завода  был  назначен  полковник  Сергей  Дмитриевич  Ребезов.  Последним  дореволюционным  управляющим   конного  завода (с  1916 г.)  был   полковник,   барон Эдуард  фон  Гогенастенберг – Вигант. - [ См.  «Месяцеслов  и  Общий  штат  Российской империи»  за  1802 – 1917гг. ]    Все  управляющие  заводом   были  военными и  дорожили  офицерской  честью. Когда петербургский  чиновник  «узрел»  в  отчёте  Ново-Александровского   конного  завода мнимые признаки  скрытых  хищений  казённых  денег,  управляющий  П. П. Гротен  не  стал  объясняться, а отбыл  осенью  1908г.  из  конезавода  в  своё  имение  в  Полтавской  губернии  и  застрелился.  Возможно,    толчком  к  самоубийству  послужило  не  столько  само  подозрение  в  «казнокрадстве»,  сколько   неуместное  сомнение  в  порядочности  Павла Павловича   со  стороны  его  «кума»,  бывшего  управляющего  Деркульским  конезаводом,    а  в  то  время  Главноуправляющего  коннозаводства  Российской  империи,  генерала  Здановича  Александра  Ивановича.

    В  годы  Первой  мировой  войны,  как  и  ранее  во  время  военных  баталий  Крымской  (1853 – 1856 г.г.)  и  Русско-Турецкой (1877 – 1878 г.г.)  войн,   лошади   конного  завода  поставлялись  в  кавалерийские  части  русской  армии.  В  этих  войнах  участвовали  и  представители  конного  завода.  Так  в  освобождении   Болгарии  от  османского  ига  участвовал  Аким  Перегняк.  Его  сыновья  -  Павел,  Пётр,  Иван  и  Гаврило  воевали  на  фронтах   I-й  мировой,  причём  Гаврило  Перегняк  был  награждён  4-мя  Георгиевскими  крестами  и  стал  «Георгиевским  кавалером».  Храбрым  рубакой   в  11-ом  Изюмском  кавалерийском  полку  зарекомендовал  себя   Исай  Майстренко.
   В  годы  войны  в  конном  заводе  на  сельхозработах  находились  пленные  солдаты   австро-венгерской  армии.   29   октября   1916г.   управляющий    конного  завода   барон   фон   Гогенастенберг – Вигант    направил    полицейскому    уряднику    Евсугской   волости    Кислому  заявление  о  том,    что  военнопленный    Иоганн   Бретерер   избил  рабочего.  Урядник  выяснил, что   Иоганн,  управляя  повозкой,   колотил  палкой   быков.  За  что  получил  замечание  от  рабочего  конного  завода  45-летнего  унтер-офицера  4-го  запасного  полка  Петра  Тимофеевича  Гноевого.   Это  возмутило   «австрийца»   и,   по  свидетельству  жителей  Новоалександровки  Максима  Найдыша,  Леонтия  Пустовара,   Варвары  Мироненковой  и  Александры  Муравленковой,   он  дважды   ударил  Гноевого  палкой  по  голове,  тем  самым  нанес  ему   физическое  оскорбление  при  исполнении  последним  своих  служебных  обязанностей».   Иоганн   Бретерер    был  лишен  «привилегий  военнопленного»  и  осужден.   - [Государственный  архив  Луганской  области (далее – ГАЛО). Ф – 97, оп. 1, д.4, л. 99 – 113. ] 

      За  годы  существования  конного  завода  возле  него  сформировалось  поселение  Новоалександровка,  в  котором  по  переписи  1850-х годов  проживали   «дворовые  люди»,  служащие  и  военные  со  своими  семьями.  Всего  более  тысячи   лиц  обоего  пола (около  200  дворов).  -  [Государственный  архив  Харьковской  области (ГАХО). Ф – 31, оп. 141, д. 502 ]    Новоалександровка  имела  каменную  церковь  Св. Александра Невского,  в  которой   религиозные  обряды  в  разные  годы   осуществляли  священники  -  о. Василий (Кобеляцкий),  о. Пётр (Таранский), о. Фома (Федоровский)  и  др.  Они  же  были  «Законоучителями»  заводского  училища  для  мальчиков (с 1843 г.),  где  долгие  годы преподавал  естественные  науки  Сушильников  Александр  Константинович,  получивший  за  свою  просветительскую  деятельность  дворянство!

     Революционные  события  и  гражданская  война (1917 – 1919 г.г.)  нанесли  конному  заводу  невосполнимые  потери.  В  начале  1918 года  здесь  был  сформирован  кавалерийский  отряд  «красных»  под  командованием   Владимира  Горохова,  который    конфисковал  часть  лошадей  «для  святого  дела  революции».   В  апреле того  же  года  в  завод  прибыл   отряд (150 сабель  и  5  пулемётов)  5-го  «Заамурского»  кавалерийского  полка  под  командованием   Е. Венедиктова,  который  тоже  экспроприировал  несколько  десятков  голов   заводских  лошадей.  – [См. В.А. Антонов-Овсеенко.  Записки  о  гражданской  войне. Т. 2, М., 1928, с. 281 ]   Часть  поголовья  конезавода   во  время  оккупации  территории  Беловодщины  кайзеровскими  войсками  летом-осенью  1918 г.   присвоили  себе  всадники  «Баварской»  кавалерийской  дивизии   немцев.  Для  своих  нужд  лошадей  в  1919 году  брали  и  «красные»,  и  «белые»,  а  в  1920 г.  -   отряды  «батьки  Махно»  и  банды  Каменюки (Ивана Каменева).  Только  элитных  лошадей  конезавод  потерял  120 голов,  остальных  разобрали  как  местные  «махновцы»,  так  и  крестьяне  соседних  сёл.  -  [ГАЛО.  Р – 1205, оп. 1, д. 2]   Практически  всё  поголовье  конного  завода,  таким  образом,  было  расхищено.   Контора  и  часть  конюшен   были    просто  разграблены,  документация  о  селекционной  работе  с  разными  породами  лошадей  уничтожена.  Только   усилиями  рабочих  -  Прокофия  Игнатова,  Петра(Павла?) Кемарского  и  Петра Мальцева  от  полного  разграбления  были  сохранены  некоторые  производственные  помещения  и  часть  инвентаря  конного  завода.


          2.Конный  завод  в  советский  период (1920 – 1991 г.г.)

    В  1920 году  конный  завод  как  «совхоз»  возобновил  свою  работу,  занимаясь  разведением  крупного  рогатого  скота (КРС),  в  первую  очередь  быков,  как  основную  тягловую  силу  на  селе  того  времени.   Власть  Советской  Украины,  заинтересованная  в  возрождении   государственного  коневодства  в  республике,   спешно  приступила  к   возобновлению  деятельности   конных  заводов   бывшей  Российской  империи.   На  восстановление  Ново-Александровского  конезавода  советская  власть  выделила  в  1921 – 1922 годах  около 1,3 млн.  рублей.  При  гиперинфляции  того  времени   это  была  небольшая  сумма,  но  всё же  помощь.  В  сентябре  1921 г.  куратором  завода  стал  по  совместительству  управляющий  Беловодской  группой  конезаводов  Сергей Делицин.  Начался  ремонт   помещений  завода  и   восстановление  конного  состава.   Уже  в  декабре  месяце  в  завод  поступили,  изъятые  у  частных  лиц  лошади  -   вороной  жеребец  Васька,  серый  жеребец Сокол  и  рыжая  кобыла.  С   ипподрома  г.Харькова  в  завод  передали   жеребцов – Воина  и  Чинара,   ещё  одного  жеребца  доставили   из   бывшего  частного  конезавода графа  Григория  Ивановича  Рибопьера.    В  мае  1922 г.   приказом  Наркомзема  УССР  управляющим  конным  заводом  был  назначен  Андрей   Кузнецов.  За  год    общими  усилиями   руководителя  и  опытных  коневодов    был  окончательно  сформирован  коллектив   завода (115 человек),  отремонтированы конюшни  и  приобретён  необходимый  инвентарь.  Эта  работа  велась  под  контролем,   назначенных  «свыше»,   политрука   завода Евдокимова  и  «куратора»  Сергея  Дементея -  управляющего  Деркульского  конезавода.   К  середине  1922 г.  в  конном заводе  уже  было  76  голов  лошадей  верховой (чистокровной,  полукровной и арабской)  породы,  часть  которых  поступили  из  Деркульского  конного  завода  и  из  Харьковской  тренерской  конюшни.    В  мае  1923 года   из  Дубровского  конезавода    поступила  партия    особых  лошадей   -  4  жеребца,  33  кобылы  и  10  жеребят   породы   лёгких  тяжеловозов  или   так  называемых    «русских  арденов».   Процесс  возрождения  коневодства  в  заводе    ускорился  и  уже   летом  1923 г.  поголовье  насчитывало  более  100  голов,  в  том  числе  87   племенных  лошадей.    Этому  способствовал  постоянный  контроль   за   деятельностью  завода  со  стороны   управляющего  Беловодской группой  конных  заводов  Алексея  Соболева - Ковтуненко,  который  с декабря  месяца  исполняя  ещё  и  обязанности  управляющего  конным  заводом.  -  [ГАЛО. Ф – 2299, оп. 1, д. 1, л. 32 - 50]  В  начале   лета  1924 г.  управляющим  был  назначен  Александр  Левинштейн (Леванштейн?),  который  вместе  с  активом  завода  -  секретарём  партячейки  Дмитрием  Колокольцевым,  председателем  рабочкома  Дмитрием  Московским,  специалистами -  начконом  Е. Гельфгатом,  ветврачом  М. Луниным  и    агрономом Ю. Жуковским,  придал  развитию  завода  нужную  динамику.  Поголовье  лошадей  росло  и  достигло 134 головы.  В  1925 г.  завод  получил  для  проведения  полевых  работ  три  трактора  «Фордзон».  Обучение  молодых  трактористов  завода  -  Ивана  Короленко,  Петра Глинку, Сергея Мальцева,  Наталью Потупало,  Анастасию  Рогову  и  др.,  проводил  местный   механик-самоучка  Иван  Петрович  Изюменко. – [ «МК» от 20. 05. 1967г.]

     К  десятой  годовщине   Октябрьской  революции  завод  фактически  восстановился  и  успешно  решал  и  производственные,  и  социальные  вопросы.   На  торжественном  собрании  коллектива  завода  7 ноября 1927 года,  подводя   итоги  «пятилетки  развития»,  А. Леванштейн   отмечал,  что  за  неполных  5 лет   поголовье   увеличилось  до  158  лошадей.   Завод  имеет  28  тракторов,   на  площади  2,5 тыс. десятин  получен  урожай  зерновых  в  среднем  по  7,5 ц/га,  в  разы  выросла  зарплата  рабочих,   в  селе  открыта  начальная  трудовая  школа (более  80 учащихся)  и  хаты-читальни,   построена   электростанция.    На  этом    собрании  управляющий   наградил   сорок  передовиков  производства  ценными  подарками (часами  и  отрезами  ткани).  -  [См. «Червоный  хлибороб»  от 12. 11. 1927 г. ]   

    
      В  1929 году  из  Мелитопольской  сельскохозяйственной  фермы  в  конезавод  передали  15 кобыл  и    2-х  жеребцов,   и  завод  окончательно  занялся  разведением    лошадей-тяжеловозов.  Из  года  в  год  в  конном  заводе   укреплялась  материально-техническая  база   -  в  1929 г.   в  хозяйстве  было  уже  35  тракторов  разных  марок,  что  позволило  увеличить  до  3 тыс. десятин  размер  пахотных  земель  и   поднять  среднюю  урожайность  зерновых  до  9,9 ц/га.  Росло  и  поголовье  лошадей.   Но  зимой  1929 года  случился  пожар  -  сгорело  часть  конюшен.  Лошадей  удалось  спасти,  но   директору  завода    ЧП  с  рук  не  сошло  -   А. Леванштейн    по  болезни   временно  был  отстранён  от  должности.   Несколько  месяцев  исполнял  обязанности  директора  начкон   Мостовой …    За  лето  отремонтировали   пострадавшие  от  пожара  помещения  и  завод  продолжил  свою   основную   производственную  деятельность.    В  декабре  1929 г.  новым  директором  конезавода  был  назначен  Частников  Григорий  Иванович.  -  [ГАЛО.  Р – 1205, оп. 1, д. 10 ]  Ему  пришлось  управлять  хозяйством  в  сложной  политической  и  социально-экономической  обстановке.  В  стране  началась  «сталинская  революция  сверху»  -  сплошная  коллективизация   единоличников  и  раскулачивание  зажиточных  крестьян.  Судя  по  тому,  что  Новоалександровка  не  упоминается  в  документах  Беловодского  райпарткома  о  ходе   раскулачивания,  в  конном  заводе  среди  рабочих  их  не  могло  быть,    не  было  подобного  «мелкобуржуазного  элемента»  и    среди  жителей  села.  -  [ГАЛО.  Р – 1187, оп. 1, д.1, л. 6]  Но  последствия  коллективизации  отразились  на  работе  коллектива  конного  завода.   Последующий  за  этими  драматическими    процессами,    голод   вынудил  директоров  завода  -  Частникова  Г. И., а с февраля 1933 г.  Черноморца  А. С.,  сделать  всё  возможное  для  спасения  рабочих  и  их  семей  от  голодной  смерти  зимой  1932 – 1933 года.   В  столовой  завода  было  организовано  одноразовое   питание  рабочих.   Кроме  того,  каждый  из  них  получал  еженедельный  паёк  -  600 г  пшена  работающему  и  по  200 г  на  иждивенца.  -  [ГАЛО.  Р – 1205, оп. 1, д. 10, л. 34]  Голодная  зима  1932/33 года  и  эпидемия  брюшного  тифа   увеличила  число  умерших  в  селе,  но  пережив  голодовку  коллектив  завода  продолжил  свою  производственную  деятельность.  С  декабря  1933  по  январь  1935 года  конный  завод  возглавлял  директор  Неваленный ….  При  нём  завод  получил  «почётное  звание»  -  имени  В. Чубаря (Влас Чубарь -  председатель  правительства  Советской Украины  в 1923 – 1934 г.г.).  Неваленный   оставил   конный  завод №64 им. Чубаря   в  хорошем  состоянии    врио  директора,  начкону  Онопричу  Андрею Йосиповичу.     Завод   имел   достаточно  помещений   и  кормов   для  поголовья   лошадей   (933  головы)  и  планировал  увеличить  их  количество  до  1025.   -  [ГАЛО. П – 4, оп. 1, д. 798, л. 142 ]  Вскоре  завод  возглавил  новый  директор – молодой  специалист  Ольховский Ф. Н.  В  июне  1936 г.  конные  заводы  Беловодской  группы   инспектировал  маршал  Советского  Союза  Семён Михайлович Будённый.  Возможно,  он  посетил  и  Ново-Александровский  конезавод.   Вторая  половина  1930-х  годов  в  истории  страны  известна  как  время   массовых  репрессий,  которые  «зацепили»    и  коллектив  конного  завода.  Из  рассекреченных  документов  НКВД  УССР  известно,  что  за  «антисоветскую  деятельность»  в  декабре  1937 г.  10  лет  лагерей  получил  ветфельдшер  завода  Мирошник  Максим  Васильевич,  а  рабочий  Решетняк  Григорий  был  приговорён  в  мае  1938 г.  к  расстрелу.  -  [См. «Реабилитированные  историей»,  Луганская область, кн. 1 – 3, К. , 1993 г. ]    Наличие  в  конном  заводе   «разоблачённых   НКВД  врагов  народа»   привело  к  смене  руководства  -  вместо   Ольховского  директором  был  назначен  Ковба  Александр Иванович.  В  предвоенные  годы  в  коллективе  завода  работали    специалисты  -   начкон  Кобищанов  Феоктист Арсентьевич,  зоотехник  Сакович  Кирилл Антонович,  ветврач  Колос  Александр Ефимович,   наездники  -  Мальцев  Григорий Петрович  и  Лимарь  Борис  Захарович,  бригадиры -  Левишко  Алексей  Фёдорович,  Изюмский  Иван  Епифанович  и  Коваль  Василий  Федотович.  Среднюю  школу   возглавлял  директор  Колько  Филипп  Яковлевич.


      22  июня  1941 года    началась  Великая  Отечественная  война.   Большая  часть  лошадей,  в  первую  очередь  тяжеловозы  были  «мобилизованы»  в  артиллерийские  и  другие   подразделения  Красной  Армии   в  качестве  гужевого  транспорта.  На  фронт  ушли  и  многие  рабочие  завода.  К  октябрю   1941 г.  советско-германский  фронт  докатился  до  Ворошиловградской  (Луганской)  области.   В  конце  октября  под  руководством  начкона  Ф. А.  Кобищанова  и
 ветврача  А. Е. Колоса  были  успешно  эвакуированы  за  Дон племенные  лошади  и  молодняк   конного  завода.  Немцы  в  1941 г.  не  смогли  захватить  территорию  области  и  в  марте  1942 года  часть  поголовья  лошадей  и  главные  специалисты    завода  вернулись  в  Новоалександровку.
    В  июне  1942 г.  в  конном  заводе  временно  разместились  кавалерийские  части  5-го Кавкорпуса  КА (командующий  -  генерал  Ф. Пархоменко).  Стремительное  наступление  немецких  и  румынских  соединений  в  июле  1942 г.  заставило  части  КА  спешно  отступать  на  восток.   В  эти  же  дни  завод  начал  вторую  эвакуацию,  поспешную  и    под  ударами  немецкой  авиации,  что  привело  к  гибели  практически  всех  лошадей.   12  июля 1942 г. через  Новоалександровку  прошла  немецкая  механизированная  колона,  а  13  июля  село   заняли  румынские  войска.  Румыны    мародёрствовали.  Население  стихийно  сопротивлялось,  в  результате  было  убито  два  румынских  солдата.  В  ответ  на  теракт  румыны   расстреляли  местного  жителя  Сергея  Кемарского  и  двух  эвакуированных.  Вскоре  румыны  покинули  село,  вместо  них   вновь   появились  немцы. Начался  полугодовой  период  оккупации.  Оккупанты  сохранили  завод,  но  как  «госимение»  для  производства  сельхозпродукции  для   немецкой  армии.  Житель  Новоалександровки  Перегняк  Валентин  Иванович  вспоминал,  что  немцы  не  держали  в    заводе   никаких   лошадей  -  ни  ремонтных,  ни   для  обоза.  В  конторе  завода  они  разместили  «комендатуру» (унтер-офицер, его  денщик  и  водитель).  Комендант    контролировал    ход   уборки  урожая  зерновых   и   сдачу   населением    продовольствия.      Собранное  на  полях  завода   зерно  и  сданную    населением  сельхозпродукцию  под  охраной  полиции  немцы  вывозили  в  Старобельск.   Полицаи   усердно   следили  за   «новым»  порядком  и  были  причастны  к  гибели  4-х  советских  парашютистов  в конце  ноября  1942г.  В  ходе   Сталинградской  битвы    20  января  1943 года   Новоалександровка  была  освобождена  бойцами  4-го  гвардейского  стрелкового  корпуса  и  танкистами  4-го  гвардейского  танкового  «Кантемировского»   корпуса    Красной  Армии.    Начался  второй  за  полстолетия   период  возрождения  конного  завода,    не  менее  сложный,  чем  первый.
    В  феврале  1943 г.  районная  советская  власть  временно  назначила  директором  конного  завода  Коваленко  Алексея   Прокофьевича.   При  нём  весной  1943 г.  в  заводе  была  проведена  инвентаризация  сохранившейся  техники  и   запасов  зерна.   Силами  рабочих  завода,  в  основном  -  женщин,  был  проведен  весенний  сев  зерновых  культур.  В  августе  1943 г.  директором  конезавода  был  назначен  Бризгалов  Михаил  Васильевич.  Именно  под  его  руководством  конный  завод    в  основном  восстановился  как  сельхозпредприятие,  производящее    необходимое  для  Красной  Армии  продовольствие.  В  1944 году  в  завод  стали  поступать  лошади  разных   тяжеловозных   пород,  в  том  числе  «трофейные».  Завод  постепенно  возвращался  к  своей  традиционной  деятельности  -  выращиванию  лошадей.  В  декабре  1944 г.  в  конный  завод  вернулся  Александр  Иванович  Ковба,  который    вновь  был  назначен  директором  и   руководил  коллективом   до  1950 г.               
    В  годы  Великой  Отечественной  войны  на  фронт  ушло  319  рабочих  конного  завода  и  жителей  села.   Погибло,  защищая  советскую  Родину,    153  человека,  в  том  числе  уроженец  Новоалександровки   Герой  Советского  Союза  Чаговец  Григорий Иванович,  директор  шкоды   Колько Ф. Я. ,  учитель  Журомский А. А.,  наездник  Мальцев Г. П.,  бригадир  Изюмский  И. Е.  и  др.    За  ратный  подвиг,  оставшиеся  в  живых   фронтовики,  были  награждены  орденами  и  медалями.  Ветераны  войны  -  кавалеры  ордена  «Красной  Звезды»   Лимарь  Дмитрий  Васильевич,    Пустовар  Дмитрий  Иванович,  Найдыш  Дмитрий  Митрофанович  и  др.   приступили  к  мирному  труду  в  родном  хозяйстве.
    В  первые  послевоенные  годы   все  силы  коллектив  завода  прилагал  для  восстановления  поголовья  лошадей  и  наращивания  производства  так  нужной  стране  сельхозпродукции.   Под  руководством  начкона   Ф.А.  Кобищанова,   при  активном  участии  опытных  коневодов  -  Исая  Тимофеевича  Майстренко,  Николая Герасимовича  Слепца,  Бориса Захаровича Лимаря   и  др.,    уже  к  1950 году   практически  была  восстановлена   кончасть   завода.    С  1952 г.  начался  длительный,  но  результативный  период   селекционно-племенной   работы  по  выведению  нового  типа  тяжеловозов   породы  «русских  арденов».   Возглавила  эту  важную  для  коневодства  страны  работу   заслуженный  зоотехник  УССР,  начкон    завода  Мария  Семёновна  Кемарская.      Всемерную   поддержку   селекционной  работе   М. Кемарской   оказывали   директора  завода  -  Виногреев Николай  Иудович (1950 – 1957),  Ткаченко  Николай  Алексеевич (1957 – 1961)  и  Стотченко  Владимир  Ефимович (1961 – 1977),    В  50 – 60-е  годы   прошлого  столетия,   в   конном  заводе   был  выведен  «новоалександровский» (украинский)   тип   русского  тяжеловоза,  который  официально  был  признан   Министерством  сельского  хозяйства  СССР  31 декабря  1970 г.    В  этом   немалая  заслуга   опытных   коневодов   завода  -  Ивана  Фёдоровича  Соболева,  Фёдора   Андреевича  Бабкина,   Гаврилы  Лукича  и  Степана   Лукича   Герасименко,  Максима   Александровича  Дикого,  Ивана  Фёдоровича  Разумного,  Д.  В.  Лимаря   и   др.   Родоначальниками   нового  типа  тяжеловозов   вначале  были  жеребцы   Кокетливый  и  Стиль,   затем   основными  производителями  стали  жеребцы  -  Тантал (абсолютный  чемпион  СССР  в  троеборье),  Лазутчик,  Коварный,  Камертон,  Караул  и  Газон.    Более  20  лошадей,  выращенных  в  заводе  стали  чемпионами  и  рекордистами  породы.  Тяжеловозы  конного  завода  принимали  участие  в  28-ми  Всесоюзных  конных  соревнованиях,  где  одержали  26  побед.   В  1967 г.   кобыла  Геральдика  на  Киевском  ипподроме  установила  всесоюзный  рекорд    по  срочной  доставке  груза  рысью.    Она  провезла  груз  весом  1,5 т  на  расстояние  2 км  за  5 мин 40 сек.    Жеребец  Кокетливый    трижды  становился  рекордистом  породы  на  ВДНХ  СССР   и  считался  у  специалистов  лучшим  тяжеловозом  XX  века.    В  1975  году   на  въезде  в  конный  завод  по  проекту  скульптора  Николая   Можаева  и  архитектора  Виктора  Житомирского  был  воздвигнут  памятник   Кокетливому.   Его  сын  -  рыжий  жеребец   Бук,  и   дочь -  бурой  масти  кобыла  Лужайка,  неоднократно  становились    чемпионами  породы   на  ВДНХ  СССР.   Много  раз   Бук  и  другие  лошади  завода   под    управлением  былинных   богатырей  участвовали  в   театрализованной  части   районного  праздника  «Русской  зимы»   в  Беловодске.   -  [См.  Н. Ф. Дятченко.   «Беловодск». Л., 1993, с. 201]  Выращивая   новый  тип   лошадей-тяжеловозов,    специалисты  и  рабочие  конного  завода  успешно   занимались    производством  продукции  животноводства  и  полеводства.  В   1958 г.  старший  чабан  конезавода  Бурым  Алексей  Денисович  был  награждён  орденом  Ленина.  В  эти  годы  в  хозяйстве  работала  Герой  Социалистического  Труда  Прядко  Клавдия  Васильевна.
    Во  время  директорства  Владимира  Ефимовича  Стотченко  кроме  успехов  в  коневодстве  завод  стал  рентабельным    многоотраслевым  сельхозпредприятием,  коллектив  которого   из  года  в  год  добивался  высоких  результатов   в  животноводстве  и  полеводстве.  По  итогам  Всесоюзного  соревнования 1968 года  за  высокие  производственные  показатели  конный  завод  был  награждён  переходящим  Красным  Знаменем  Министерства  сельского  хозяйства  СССР  и  ЦК  профсоюза  работников  сельского  хозяйства.
В  1970  и  1972  году  конный  завод   побеждал  во  Всесоюзном  конкурсе  сельхозпредприятий  за  лучшие  показатели   в  развитии  племенного  животноводства  и  птицеводства.  В  конном  заводе  было  налажено  производство  целебного  напитка - кумыса (кобыльего  молока),  применяющегося  при  лечении  заболеваний  желудка  и  лёгких.
   В  1975 году  конному  заводу  исполнилось  150  лет.  К  своему  юбилею  завод  подошёл  со  значительными  успехами  в   производстве   сельскохозяйственной  продукции  и  выращивании  поголовья  лошадей.   Хозяйство  в  этот  год  имело  2,5 тыс. голов  коров,  3,8 тыс. свиней  и  4,8 тыс.  овец.   На  полях  конезавода  работали  60  тракторов  и  20  комбайнов.  -  [«МК» от  26  июля 1975 г.]  Прибыль  завода  достигла  более  5 млн.  рублей  в  год!     В. Е. Стотченко  был  удостоен  звания  «Заслуженный  агроном  УССР».  Советское  государство  высоко  оценило    эти    достижения  коллектива  конезавода.      
 11  сентября  1975 г.  Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  Новоалександровский  конный  завод  был  награждён    орденом  Трудового  Красного  Знамени   и   стал   среди  конных  заводов  Беловодской  группы  единственным   «краснознамённым»!  В  этот  юбилейный  год  высокими  наградами  СССР    были  награждены   специалисты  и  рабочие  конного  завода  :  орденом  Ленина -  В. Е. Стотченко  и  Андрей Акимович  Киях,  орденом   Трудового  Красного  Знамени  -   М. С. Кемарская,   Изюмский  Иван  Данилович,   Бондарь  Александр  Данилович,  Николай  Алексеевич  Старшинов,   Нина  Яковлевна Соболева,  Александр Михайлович  Розважаев и  Василий Аполлонович  Тыднюк,  орденом  «Знак  Почёта»  -   Нина  Григорьевна  Рясная.
     Празднование   150-летия   конезавода  состоялось  26 – 27  июля  1975 года.  Торжественное  собрание  коллектива происходило  26 июля    в   новом  заводском  Доме  культуры,  где    I-й  секретарь  Ворошиловградского  обкома  партии  Борис Трофимович  Гончаренко  поздравил  тружеников  конезавода  с    юбилеем  и  вручил  передовикам   хозяйства  высокие  правительственные  награды.  На  собрании  с  поздравлениями  выступили  -  директор  Треста  племсовхозов  и  конезаводов  УССР     И. Сорокин,  I-й  секретарь  Беловодского  райкома  партии  П. Форощук,  главный  редактор  журнала  «Коневодство  и  конный  спорт»  Е. Кожевников,  главный  зоотехник  Треста ПСК   А. Калантарь,  сестра  Героя Советского Союза  Г. Чаговца  Валентина  и  др.   На  следующий  день  на  ипподроме  конезавода  состоялись  конно-спортивные  соревнования.

     В  конце  1970 – 80-е  годы  в  Новоалександровском  конном  заводе  сменилось   несколько   директоров -  Яшкин  Владимир Ильич (1976 – 1981 г.),  Супиханов  Борис  Карабаевич (1981 – 1983 г.),  Коган  Михаил  Романович (1983 – 1989 г.).  Но,  несмотря  на  текучесть  руководящих  кадров,    завод  сохранял  устойчивые  темпы  развития,  наращивая  объёмы  производства  сельхозпродукции  и  выращивая  лошадей-рекордистов.  В  1989 г.   в  г. Рига  (Латвийская  ССР)  жеребец  Тамбур  смог  перевезти  груз  весом  9,4 т  на  расстояние  более  километра.  Жеребец  Пакет  одолел  груз  весом  24 тонны!

         В  1989 г.  завод  возглавил  Кобылятский  Виктор  Петрович.  При  нём  завод  сохранил  основные  объёмы    производства  сельхозпродукции,  построил  новую  типовую  школу  и  газифицировал  село.  Доходы  конному  заводу  приносило  не  только  животноводство  и  полеводство,  но  и  успешная  продажа  лошадей.  К  несчастью  для  государственных  сельхозпредприятий,  руководство  независимой  Украины  взяло  курс  на  прямое  финансовое  удушение  конных  заводов  и  совхозов,  путём  разорительных  для  хозяйств  кредитов  и  неэквивалентными  по  сравнению  с  закупками  зерна,  молока   и  мяса   ценами  на  сельхозмашины,   ГСМ  и  удобрения.  За  1990-2000-е  годы  конный  завод   постепенно   погружался  в  финансово-экономическую  яму  и  разорялся.   За  два  десятилетия   нового  века   хозяйство  превратилось  из   многоотраслевого  и  рентабельного  в  убыточное,  неплатёжеспособное  сельхозпредприятие,  утратившее  практически  и  полеводство,  и  животноводство.   Исчезли  рекорды  лошадей-тяжеловозов,  высокие  урожаи  и  надои  молока,  поголовья  КРС  и  свиней,  прекратилось  производство  кумыса.   К  счастью,  сохранилась  основная  часть  поголовья  лошадей.  В  эти  кризисные  годы  конный  завод   возглавляли  директора  -  Свистула  Василий  Андреевич,  Нечай  Сергей  Владимирович,  Пищугин  Сергей  Владиславович,  Павловская  Анна  Ивановна  и  Мильтых  Сергей  Станиславович,  но  остановить   эти  негативные  процессы  им  не  удалось.   Большие  надежды  на  сохранение  завода  -  родоначальника  новоалександровской  тяжеловозной  породы  лошадей,   возлагалось  на  созданное  в  2010 г.  ГП «Коневодство  Украины».  Коневоды  завода  верили,  что,  став  филиалом  этого  государственного  предприятия,   конный  завод  стабилизирует  своё  финансовое   состояние,  получит  возможность  развивать  производство  и  продолжать  селекционно-племенную  работу.  К  сожалению,  надежды  не  оправдаются  и  завод,  судя  по  планам  руководства  Украины,  ждёт  неоднозначный   акт  приватизации.   Возникает  вопрос  -   сможет  ли  Новоалександровский   конный   завод   «дожить»  до  200-летия  своего  основания?

               
                В. Степанов,  историк – краевед.
                Беловодск  -  Новоалександровка.  2018 – 2019 г.г.
   
   
   
 


Рецензии
"надежды не оправдаются" (третья строка снизу)

- Если "не оправдываются" - появляется логичность изложения.И оптимистичность.

Михаил Обухов   24.05.2020 14:56     Заявить о нарушении