9 Гвардейский истребительный в боях за Родину

Среди ныне существующих произведений и в работах по истории истребительных авиаполков времен ВОВ существуют большие пробелы, даже кажется далеко не по всем знаменитым и отличившимся в войну полкам есть истории или какие либо очерки. Есть работы по таким  элитным полкам как 32 ГИАП, 5 ГИАП, 16 ГИАП, "Нормандия  - Неман", но кажется нет никаких работ по не менее отличившемуся, чем выше указанные - 9 Гвардейскому истребительному полку, одному из семи истребительных полков ВВС, которому удалось сбить более 500 самолетов противника. В связи с этим попытаемся в некоторой степени осветить боевую работу этого знаменитого полка, в частности речь пойдет о действиях полка в Сталинградской битве в декабре 1942 года и позже зимы-весны 1943 годов.

Судя по всему советское командование и в частности командование 8 ВА решило сделать из 9 ГИАПа элитный полк асов. Об этом говорит перевод в 9 ГИАП отличившихся летчиков из других полков, в частности таких как Дранищев Е. П. из  437 ИАП, Амет-Хан Султан, Лавриненков В. Д. и Борисов И. Г. из 4 ИАП,  Ковачевич А. Ф. из 27 ИАП, Карасев А. Н. из 6 ИАП ЮЗФ и другие.
После отдыха, пополнения и переучивания  на самолет Як-1 (перед этим полк воевал на ЛаГГ-3) 9 ГИАП вновь приступил к боевым действиям - 11.12.42. Перед этим полк  перебазировался на аэродром Большевик, где принял 20 Як-1, к этому добавились еще 4 Як-1 перегнанные с аэродрома Житкур. Всего 9 ГИАП таким образом был в составе 24 Як-1 и 23 летных экипажей. Полк перебазировался на аэродром Зеты - 10.12.42 и начал боевую работу. Полк входил в 268 ИАД, в которую также входили: 31 ГИАП, 11 ИАП,  274 ИАП, 296 ИАП.

В составе 9 ГИАП на тот момент были такие асы и будущие  асы:
Шестаков Л.Л. (16+8 побед) - ГСС, командир полка, на 10.12.42 - 7+5 побед
Лавриненков В.Д. (38+6) - будущий дважды ГСС
Алелюхин А.В. (34+6) - будущий дважды ГСС
Амет-Хан Султан (33+19) - будущий ГСС
Головачев П.В. (30+0) - будущий дважды ГСС
Карасев А.Н. (25+9) - будущий ГСС
Бондаренко В.Е. (24+1) - будущий ГСС  в составе 16 ГИАП
Борисов И.Г. (22+7) - будущий ГСС
Ковачевич А.Ф. (19+5) - будущий ГСС
Дранищев Е.П. (19+0) - будущий ГСС
Сержантов И.Я. (14+8) - будущий ГСС посмертно
Королев И.Г. (7+3) - ГСС

Командующим 8 ВА была поставлена задача 9 ГИАП - уничтожение бомбардировщиков и транспортных самолетов и прикрытие своих войск.
Уже в день перелета полка, возможно были уже столкновения с авиацией противника. В частности на боевом счету Лавриненкова 10.12.42 числится сбитый Хе-111, хотя тут может быть ошибка в  дате, Лавриненков в мемуарах пишет, что в день перебазирования боев не вели. Хотя в другом месте он описывает эпизод в котором он подбил Хе-111, но в ответ его самолет был сильно поврежден огнем стрелка и он сразу вышел из боя и с трудом сел, а "Хейнкель" был добит его однополчанином Бондаренко. На счету последнего побед над Хе-111 в декабре 1942 нет, что говорит о том что его занесли на счет Лавриненкова, у которого кроме 10 числа есть победа над Хе-111 - 26 декабря. Но 26.12.42 в полку уже не было Бондаренко, так как он был сбит 17 декабря и ранен, и этот эпизод мог произойти только 10 числа, если был засчитан  сбитый самолет естественно.
  В этот день другими истребителями 8 ВА  было заявлено сбитыми еще 8 Хе-111, их заявили летчики 235 ИАД вооруженные "Лавочкиными".  По имеющимся данным о потерях противника транспортная группа K.Gr.z.b.V.20  потеряла безвозвратно по боевым причинам 3 Хе-111  и один поврежденным.
Также 10.12.42 на счету Сидорова Д.Ф. числится сбитым 1 Ю-88, о потерях которых в этот день ничего  не известно.

На следующий день летчикам 9 ГИАП удалось повстречаться  с группой транспортных самолетов Ю-52. В бою с этой группой Ю-52 было заявлено сбитыми - 4 "Юнкерса" и 1 Ме-109  из эскорта. Отличились: капитан Пишкан И.А. сбил 2 Ю-52, мл.л-т Сержантов сбил 1 Ю-52 и 1 Ме-109 и л-т Костырко сбил 1 Ю-52. За этот бой отличившиеся летчики полка получили благодарность от командующего 8 ВА Хрюкина.
  В этот день Ла-5м из 235 ИАД также удалось перехватить транспортные самолеты, и судя по имеющимся данным, группа летчиков из 3 ГИАП и 239 ИАП вела бой с той же группой Ю-52х, что и группа 9 ГИАП. "Лавочкины" этих двух полков заявили сбитыми 11 Ю-52.   Всего летчики 8 ВА заявили сбитыми не менее 15 Ю-52х, еще 4 Ю-52 заявили сбитыми летчики 16 ВА.
Немцы в этот день потеряли по боевым причинам, при снабжении Сталинграда, не менее  9 Ю-52х, особенно пострадала  K.Gr.z.b.V. 700, лишившаяся 3 Ю-52 пропавшими без вести и 1 Ю-52 сбитым истребителями.  Так же в этом районе Люфтваффе лишилось в этот день еще 2х Ю-52, которые записаны  как потрерянные в результате "не добровольного контакта с землей".
Таким образом по имеющимся данным советские летчики завысили свои успехи примерно в два раза - 19 заявленных Ю-52х против 9 известных потерь. И можно числить за 9 ГИАП - 2 сбитых Ю-52.
Что касается заявки Сержантова на сбитие Ме-109, то эта претензия имеет под собой основание. На Сталинградском направлении 11 декабря немцы потеряли в боях безвозвратно 3 Ме-109.  3./Schl.G.1 потеряла 1 Bf-109-Е пропавшим без вести, пилот - Uffz. Helmut Weiss, другой Bf-109-Е  из 8./Schl.G.1 был сбит истребителями, пилот Uffz. Gerhard Muller также как и пилот первого самолета, пропал без вести. 1 Bf-109-G w.n. 13674 потеряла II./JG 52 летчик Fw. Schutz Wilhelm из 6 штаффеля, пропал без вести. Скорей всего именно последний мог быть потерян при сопровождении транспортных самолетов, так как врядли "Мессершмитты" штурмовых групп могли привлекаться к таким миссиям, хотя это полностью не исключено. Еще II./JG 52 потеряла 1 Bf-109-G от огня З/А в районе северо - западнее Обливской, повреждения самолета составили 50 %, а сбитым (или подбитым) оказался ни кто иной  как Йоханес Штейнхофф знаменитый ас в Люфтваффе с 176 победами. И так как он активно вел воздушные бои и заявил две победы, версия, что его сбили зенитки далеко не стопроцентна.
Еще 1 Bf-109-G этой же группы в боевом вылете был поврежден в результате вынужденной посадки на 40 %, причина не указывается.
Также один истребитель потеряли союзники Люфтваффе - итальянцы, как раз во время сопровождения транспортных самолетов был сбит МС.202 из 21 Группы (Автономной, летчик Tenente Pilota Gino Lionello спасся на парашюте. Пожалуй это единственный Folgore который сбили на восточном фронте.
Всего 8 ВА дает в сводке за 10 число - 11 заявок на Ме-109е, кроме заявки 9 ГИАП "Мессершмитты" заявили истребители из состава 201 и 235  ИАД 2го САК, они заявили оставшиеся 10 Ме-109х.  К этому надо добавить 2 Ме-109х заявленных летчиками 16 ВА и  некоторое количество сбитых Ме-109х, менее 10 единиц  заявленных летчиками 17 ВА. Всего примерно на 15 заявленных побед над Мессершмиттами-109 - есть 4 известные потери (включая МС.202) и возможно еще 2 тяжело поврежденных от действия ИА.

Надо заметить, что Люфтваффе постоянно усиливало силы истребителей на Сталинградском направлении с начала советского контрнаступления. К находящимся тут  истребителям - I./JG 3 и III./JG3 и штурмовикам - I./Sch.G.1, в конце ноября была добавлена группа II./JG52 во главе с Йоханесом Штейнхоффом, это были очень опытные противники. А также в середине декабря сюда была переброшена и еще одна группа эскадры "Удет" -  II./JG3.
 На этом направлении также действовали двухмоторные Ме-110 из I./ZG1 и II./ZG1.

12.12.42 - на счету 9 ГИАП появился сбитый Дорнье-215, по крайней мере самолет был так идентифицирован. В отчете за декабрь  при этом событии действия летчиков были оценены как не удачные. Вся группа из 7 Як-1 атаковала только один "Дорнье" и сбила его, в то время как остальная группа До-215 ушла безнаказанно. На самом деле был сбит не "Дорнье", а Юнкерс-86  из состава KGzbV22. Эта группа была вооружена такими "Юнкерсами" и участвовала в  снабжени Сталинграда, видимо двухкилевой хвост Ю-86, такой же как и у "Дорнье", а также редкость такой машины на фронте, привели к тому, что  наши летчики ошиблись в идентификации. Ю-86 заводской номер: 129 (RD+NI), по немецким данным, пропал без вести со всем экипажем, по причине вражеского огня. Победа была записана на счет командира полка Шестакова как личная.
Надо заметить, что у других летчиков из состава 8 ВА есть еще одна заявка на До-215 в этот день, заявку сделали летчики 3 ГИАП (в 17 и 16 ВА таких машин не заявляли), но учитывая обстоятельства происшествия у меня мало сомнений, что этот Ю-86 на счету 9 ГИАП.  Хотя этот бой был тогда оценен как не удачный, но он привел к реальному уничтожению самолета противника. И совсем не факт если бы каждый летчик атаковал свою цель самостоятельно или даже в паре - удалось бы нанести реальные потери противнику.

13.12.42 - истребители 9 ГИАП заявили сбитыми по крайней мере 2 Хе-111, отличились Костырко Н.В. (10 побед) и Амет Хан Султан, сбив по одному каждый. Другие авиаторы 8 ВА не делали заявок на победы над таким  самолетом, также как и пилоты 16 и 17 ВА, по данным последней армии ее летчики подбили 1 Хе-111.
В данных противника о потерях за этот день, есть сведения по крайней мере о потере 1 Хе-111 (заводской номер: 7951 (D3+TG)) из состава I./KG55, который по данным немцев был сбит истребителями на Сталинградском направлении, все 5 членов экипажа пропали без вести.
В этом эпизоде также мало сомнений в том, что Хе-111 был сбит истребителями 9 ГИАП.

14.12.42 - на счету оного из асов полка - Аркадия Ковачевича записан сбитый Ме-109. Я предполагаю возможно здесь присутствует ошибка в дате, так как например по сводкам 17 и 16 ВА они боевых действий днем не вели, по причине плохих метеоусловий. В любом случае потерь немцы в Ме-109х не понесли.

17 декабря в воздухе на Сталинградском направлении  разгорелись серьезные бои в воздухе. Летчики 9 ГИАП действовали успешно, они провели 6 в/боев, в которых были заявлены сбитыми: 2 Ме-110,  2 Ме-109, 1 Хе-111, 1 ФВ-189.
Мессершмитты-110 были на счету лейтенанта Сидорова и младшего лейтенанта Лавриненкова, при чем летчик самолета который сбил последний был взят в плен. 
Эскадра "разрушителей" ZG1 потеряла в этот день в воздушных боях 3 Ме-110,  из них  только Ме-110 зав. номер: 4368 (S9+KL ) (потерян по причине - атака истребителя), из 3./ZG1 был потерян со всем экипажем, пропали без вести унтер-офицеры летчик Лассер и  стрелок Шарфф (Uffz. Laasser K. Uffz. Scharff A.).  Видимо именно эту машину и сбил Лавриненков, в мемуарах он описывает встречу с плененным летчиком.
Экипажи двух других "разрушителей" из  II./ZG1  спаслись, хотя все до единого были ранены.  На них претендуют кроме Сидорова летчики "Лавочкиных" из 13 ИАП 235 ИАД, которые заявили сбитыми 3 Ме-110. Два из них были сбиты группами, в составе и той и другой был такой опытный летчик как Гнидо П.А. (34+7 побед ГСС).  Мое мнение что эти два Ме-110х на счету летчиков 13 ИАП.
Сбитый Хе-111 пошел на счет командира эскадрильи ст.л-та Королева И. Г.. Других заявителей на победу над Хе-111 из 8 ВА я не нашел , а летчики 17й и 16й  ВА побед над такими машинами не заявляли. Согласно данным о потерях Генерал Квартирмейстера  у немцев в районе Сталинграда  1 Хе-111 w.n. 1214 из K.Gr.z.b.V. 20 пропал без вести со всем экипажем, а другая машина из этой группы была повреждена истребителями на 35 %, 1 член экипажа был ранен. Еще 1 Хе-111 w.n.4796 диз II./KG55 был также сбит истребителями, процент повреждения самолета был оценен в 50%. Вероятно какой то из этих "Хейнкилей" и был атакован и сбит или подбит Королевым. И если углубляться в эту тему  то например в списках потерь  Генерал Квартирмейстера мне удалось найти только две боевые потери у II./KG55 (обе от ИА) в декабре, а согласно итогам по месяцу (по таблицам Хольма) таковых было - 5,  близкая картина и у I./KG55.
ФВ-189 сбил опытный боец Головачев П.Я., его заявка также имеет под собой весомые основания, 4 Воздушный Флот Люфтваффе потерял в этот день 2 ФВ-189 пропавшими без вести. Один пропавший ФВ-189  w.n. 0255 (P2+BH) был из 2.(H)/10, другой ФВ-189  w.n. 2056 (5H+KK)  был из NAGr16. Какой то из них мог быть сбит Головачевым, правда на ФВ-189 есть еще две заявки летчиков 17 ВА.
Два Ме-109х, самых опасных противников, были заявлены л-том Карасевым и мл.л-том Бондаренко. Известно, что другие истребители 8 ВА заявили сбитыми 3 Ме-109 (данные не окончательные). Кроме того 2 Ме-109 сбитыми и один Ме-109 подбитым заявили летчики 16 ВА, штаб 17 ВА отчитался также о сбитии 2 Ме-109, еще 2 стодевятых были подбиты. Всего заявлено сбитыми на Сталинградском направлении - 9 Ме-109 (по 8 ВА данные не полные) Немецкие известные потери составляют не менее 3 Ме-109, два из них из состава эскадры штурмовиков - Schl.G.1 и 1 Ме-109 потеряла II./JG52.
Унтер-офицер Рудольф Мюллер из 1./Schl.G.1 на Ме-109Е w.n. 4885 был сбит истребителями и пропал без вести,  другой Ме-109Е из Stab II./Schl.G.1 был по данным немцев сбит огнем пехоты, летчик погиб. Bf-109 G w.n. 13857 из 5./JG52 потерян от вражеского огня,  летчик не пострадал. Также есть и четвертая потеря в Ме-109х - Bf-109 G w.n.14030 из 6./JG52 был поврежден на 60%, то-есть потерян, в районе Котельниково, по причине повреждения двигателя. Вылет был боевой и мне кажется, что это боевая потеря, двигатель мог быть поврежден в бою. Если это так то оверклейм советских летчиков приближается к два к одному. В общем заявки летчиков 9 ГИАП на Ме-109е и в этот день имеют под собой основание.
В этот день 9 ГИАП понес первую безвозвратную потерю в мат.части, от действия противника, с момента подключения к боевым действиям в декабре. В воздушном бою с тремя Ме-109и был сбит Бондаренко, самолет сгорел, летчик был ранен. Бондаренко остался один против троих, а его ведущий не видел противника - пишется в отчете. Из чего можно сделать вывод, что на самолете Бондаренко не было передатчика или что то было с рацией. Но также отмечается, что Бондаренко в этом бою показал мастерство в ведении боя, используя солнце и высоту.  Определить противников Бондаренко весьма не просто,  штаб и все три группы эскадры "Удет"  и II./JG52 активно вели боевые действия и заявляли победы, именно в этот день появляются заявки на победы на Сталинградском направлении у II./JG3.


 В отчете за декабрь 9 ГИАП отмечается успешное противостояние  летчиков полка немецким истребителям, пишется что в первых боях было сбито 4 Ме-109, и далее  последние: "попадая в невыгодные положение уходили на скоростях из боя". Отмечается, что потери в боях с бомбардировщиками были больше, чем в боях с истребителями.  В боях с истребителями было выведено из строя 4 "Яка", потерь в личном составе не было (безвозвратных), а в боях с бомбардировщиками было выведено из строя 6 "Яковлевых" и потерян один экипаж. Отмечается умелые действия бомбардировщиков противника - их плотное построение и массированный и сосредоточенный, по одному атакующему истребителю, огонь.  Также пишется: "Недостаточное вооружение на самолете Як-1 снижает эффективность истребителя в борьбе с бомбардировщиками противника".

18 декабря один из летчиков полка - Костырко заявил сбитым 1 Ю-88.  Як-1 Костырко был подбит в воздушном бою, также как и самолет Дранищева и оба они  совершили вынужденные посадки на "живот".  У Костырко в бою были пробиты масло- и водорадиаторы, у Дранищева пробит водорадиатор, самолет первого при посадке получил еще дополнительные повреждения, судя по повреждениям бой велся против бомбардировщиков. Оба самолета нуждались в заводском ремонте. Тут немецкие бомбардировщики судя по всему постояли за себя, о потерях Ю-88х также не известно.

19 числа удалось опять повстречать транспортные "Юнкерсы", которые после боев 11 декабря и ближайших дней и понесенных при этом больших потерь, переходили на ночные полеты и в плохую и облачную погоду. 2 Ю-52 заявил сбитыми командир полка Шестаков, более заявок на такие машины в этот день других летчиков 8 ВА не обнаруживается (хотя полных данных по 8 ВА нет), летчики 17 и 16 заявок на такие машины не делали. В немецких сведениях о потерях в этот день есть одна потеря по крайней мере, пропал без вести 1 Ю-52 из соства K.Gr.z.b.V. 9.
За Ковачевичем записан в этот день сбитым 1 До-215, еще мне известна одна заявка на такой самолет летчиков 3 ГИАП 235 ИАД 8 ВА, 16 и 17 ВА таких самолетов не заявляли.
Вероятно опять наши летчики имели дело с Юнкерсами - 86, 1 Ю-86 w.n. 1562 из K.Gr.z.b.V. 22 совершил вынужденную посадку после атаки истребителя, 25 % повреждений. Другой Ю-86 w.n. 5162 получил боевые повреждения, тоже оцененные в 25 %.
Четвертая известная победа 9 ГИАП в этот день была над Хе-111, ее заявил л-т Чиликин (12+7 побед), в тоже время самолет Чиликина был поврежден - подожжен в воздушном бою, были пробиты масло- и водорадиаторы, при посадке на "живот" был погнут винт и побита плоскость, самолет подлежал заводскому ремонту.  Заявок на Хейнкель-111 у лечиков 16 и 17 ВА не было, из пилотов 8 ВА есть заявка на 1 Хе-111 у "Лавочкиных" 13 ИАП.
  В немецких данных в этот день есть одна потеря такой машины, 1 Хе-111 из состава I./KG55 был сбит истребителями.  На победу над ним претендует: Чиликин из 9 ГИАП и  летчики 13 ИАП Плетнев Н.А. и Михеев С.А. заявившие победу в паре.
Из состава полка в этот день не вернулся с боевого задания Сидоров Дмитрий Федорович (5 побед), как можно понять из отчета, он был потерян в бою с бомбардировщиками противника. 

Далее известная победа летчиков полка есть только 26 декабря,  Лавриненков заявил сбитым 1 Хе-111.  Такой потери у немцев не обнаруживается, но окончательно ставить точку в этом моменте пока рано.
В этот день был подбит в в/бою ком.эск капитан Голубев, в бою были пробиты масло- и водорадиаторы, при посадке на "живот" был погнут винт, сгорел мотор, побит нижний капот фюзеляжа, самолет  требовал заводского ремонта, летчик был ранен.

27 декабря о победах полка не известно, а вот потеря была. Был сбит в воздушном бою  ком.эск. ст. л-т Королев, самолет сгорел, летчик получил ожоги лица.

29.12.42 на счету командира пока Шестакова появился сбитый Ю-52.  Немецкие данные о потерях дают сведения о потере 2 Ю-52 сбитых истребителями из состава K.Gr.z.b.V. 172 в районе Сталинграда.

Всего с 10 по 31 декабря истребители 9 ГИАП выполнили 349 самолетовылетов на боевое задание, в проведенных 31 в/боях было сбито 30 самолетов противника:
Ю-52 - 8
Хе-111 - 7
Ме-109 - 5
Ме-110 - 3
Ю-88 -3
До-215 - 2
Фв-189 - 1
Ю-87 - 1
Из них не известно дата и кто сбил - 1 Ме-109, 1 Хе-111, 1 Ю-52, 1 Ю-88, 1 Ю-87, 1 Ме-110.

Безвозвратные боевые потери полка составили 3 Як-1 и 1 летчик.


Рецензии
Преодолена лень и внесены давно известные дополнения за 11 декабря: в этот день оказывается был сбит Йоханнес Штайнхоф, а также итльянский МС.202

Дмитрий Марченко 2   09.01.2021 22:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.