С чем остаёмся мы?

Когда говорят о современных молодых людях, то часто можно услышать сетования об утрате тех ценностей, которые были основополагающими для старших поколений. Вспомним, что процесс становления современной российской молодёжи происходил в условиях ломки «старых» ценностей советского периода, в условиях, когда не была чётко сформулирована национальная идея, когда на смену советской идеологии ещё не пришла новая. Но именно духовно-нравственная сфера, включающая в себя культуру, науку, религию, мораль, идеологию, искусство, формирует общественное сознание, и именно в момент его формирования, в образовавшийся вакуум, пришли новые стандарты. Стандарты коммерческой культуры, психологии общества потребления и индивидуализма мигом ударили по основным приоритетам, создавая новый тип сознания, тот, которым удобно манипулировать. Были разрушены механизмы культурной преемственности, и постепенно отринуты многие, присущие именно нашему народу ценности, утихает интерес к традициям, и нормы морали, где во главу угла ставился принцип общественного блага, считаются устаревшими и нежизнеспособными. Так, в 2007 году министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко высказал мнение, что «… недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Позже это заявление трактовалось, как задача взрастить квалифицированного потребителя, способного воспользоваться преимуществами общества знания, воспринимать информацию и правильно использовать достижения и технологии. Но Фурсенко вновь подчеркнул: «Идеология образования осталась той же - мы должны готовить творцов. А нам необходимо, прежде всего, прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам». Вроде, как и правильные слова, но в результате такой образовательной политики в 2009 году только 40% первокурсников механико-математического факультета и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ справились с контрольной по материалам ЕГЭ.
Выходит, творцы, а это и учёные, и люди творческих профессий, и самоучки-«кулибины» - подлинная интеллектуальная и творческая элита нации - сейчас как бы и не нужны? По крайней мере, в тех объёмах, которые требовались ранее. Что ж, по словам Лиона Фейхтвангера «Человек талантливый, талантлив во всех областях», и очень возможно, что потенциальный великий художник станет отличным снайпером, физик разберётся с ремонтом бытовой техники, а математик обязательно проявит себя в бухгалтерии. И потом, талант ведь многогранен, и можно совмещать свой труд на благо общества с теоретическими занятиями наукой, искусством в качестве хобби - никто ведь не мешал космонавту Леонову писать картины. А ещё занятия творчеством и наукой, кроме таланта, требуют весьма серьёзной базовой подготовки и разносторонних знаний, а знания, в свою очередь, порождают разные мысли, иногда очень неудобные для власть имущих. Помните, как у Стругацких в «Попытке к бегству»: «Но они хотели странного... Они отвратительны, как падаль...», и там же, но от другого персонажа: «Как это прекрасно – человек, который желает странного! И этого человека, конечно, боятся. Этому человеку тоже предстоит долгий путь. Его будут жечь на кострах, распинать, сажать за решётку, потом за колючую проволоку…».
И ведь распинали, жгли, убивали, а в итоге... Вот достаточно наглядный пример и лежит в области... женской красоты. Знакомые молодые люди, недавно приехавшие из Франции, жаловались, что большинство француженок, мягко говоря, страшненькие. Хотя на «вкус и цвет...», но ничего удивительного. Здесь как раз сыграл роль тот самый негативный отбор. Ещё аж в средневековье. Красивая? Значит ведьма! На костёр! Как у Максима Танка:

Епископ. властью от Бога данной
Печаткой-перстнем скрепил решенье:
Предать блудливую девку Анну
Огню святому для очищенья.

За то, что грешною красотою
Мужчин смущала, губила сразу.
Они, увидев чудо такое,
Роняли честь и теряли разум.

А заодно на костёр и тех, кто «желает странного». Но, как говорил бард, «природа не дура» и предусмотрела защитный механизм - перестали рождаться красивые женщины и... инакомыслящие. Ну, последние, возможно, просто затаились, заглушили в себе «желание странного», а то и вовсе убрались туда, где могли реализовать свой потенциал. Очень даже возможно, что нынешние массовые сексуальные девиации, так пестуемые в западной культуре, как раз оттуда... В общем, когда спохватились, то оставалось только поплакать, ну или национальный символ страны представить скульптурным изображением женщины.
Но ведь не деградировали, а нынче и вовсе благополучны. И развиваются, и на нас поглядывают хоть и с опаской, но с плохо скрытым высокомерием и хамством. Как? А вот предприимчивые западники нашли достаточно действенный выход - впустить чужую кровь (генофонд) внутрь собственной нации. Это достаточно просто, в особенности, когда «Несть пророка в отечестве своём».
Вот некоторые данные. В настоящее время только в США на постоянной основе уже работают 900000 российских учёных и научных специалистов, 150000 работает в Израиле, 100000 - в Канаде, 80000 - в Германии, 35000 - в Великобритании, около 3000 - в Японии и около 25000 - в Китае. В своё время французский математик Блез Паскаль говорил: «Достаточно уехать 300 интеллектуалам, и Франция превратится в страну идиотов...» Однако уезжают не французы.
С чем остаёмся мы?


Рецензии