Личность это общественная функция

Мы — организмы, животные. И у нас масса функций. Они наш организм не покидают, например, функция речи вас не покидает, когда вы молчите. Она просто не используется. И функция потоотделения, способность потеть, вас не покидает и не отлетает от тела, не покидает мозг, когда вам холодно и вы дрожите.
Так же и тут. Сущность человека — общественная. И когда его поведение соотносится с тем, что он — существо общественное и находится в обществе — это и есть проявление его личности.
Вообще — даже сложнее: именно тогда другие люди воспринимают его как личность. Вы можете воспринимать как личность только человека, который вступает в какие-то общественные отношения. Вот меня вы воспринимаете как личность потому что я с вами переписываюсь. Если бы вы просто увидели фамилию в списке — я бы для вас не существовала как личность и даже как человек. Просто фамилия в списке. Часто мы не воспринимаем как личностей людей в толпе, идущей по улице. Просто как досадную помеху движению. Как сказал какой-то философ: «Заговори со мной, чтобы я мог увидеть тебя!»
Более того, человек может воспринимать неодушевлённые предметы и явления, как личность: приборы, машины, погоду. Вы никогда не злились на дождь? А на чайник, который, закипая, слишком сильно шумит, и может потревожить кого-то из домашних? Тем более мы склонны воспринимать как личность — животных, особенно домашних.
Сам себя человек воспринимает как личность — именно в общественных отношениях. То есть, в поступках, обращённых на других людей. Говорят: личность формируется обществом. То есть, вне общества человек не может начать себя считать личностью, личность не формируется. Формируется она когда ребёнок начинает употреблять слова «хороший» и «плохой», соотнося свои поступки с реакцией окружающих. «Я хороший» — когда мама улыбается и хвалит меня; «я плохой» — когда мама хмурится и ругает меня. Вместо мамы вы можете подставить любое количество любых других людей. То есть — отношение к себе у человека формируется именно в общественных отношениях.
Когда вы не находитесь в обществе, не думаете о нём, и не заняты чем-то, имеющим отношение к обществу — ваша личность просто «не используется», как не используется функция потоотделения, когда вам не жарко. Человек — личность настолько, насколько он общественен.
***
Так же и с собственностью.
При капитализме вся собственность частная. Собственность это общественное отношение. При классовом устройстве общества все общественные отношения устанавливает правящий класс. И заставляет всех других находиться именно в этих отношениях — силой и идеологией. Вся собственность при капитализме — частная. Даже тем, что объявляется «общественным» другие люди могут пользоваться только при выполнении условий, установленных правящим классом. Площадь — общественное место, но собраться там и провести митинг можно только на условиях, установленных правящим классом. И вести себя в общественных местах нужно только так, как разрешает правящий класс. Вам могут запросто запретить находится в общественных местах, если вы «неподходящего происхождения», национальности, расы, профессии или не проходите имущественный ценз — в богатых кварталах, на платных дорогах, в театре, в школе, в парке и т.п.
При коммунизме ВСЯ собственность — общественная. И, да, коммунисты «не обобществляют» — а точнее сказать — не отнимают у владельцев — личные вещи, и даже мелкие средства производства
А ЗАЧЕМ?
Это просто излишне.
Их могут в любой момент и отнять — проводились реквизиции валюты и драгоценностей для закупки хлеба в голод, например. По закону. Поскольку законы и общественные отношения устанавливает господствующий класс — при социализме — рабочий класс. Рабочим драгоценности не нужны, а вот хлеб — нужен. Но в большинстве случаев это просто не нужно — отнимать у людей то, чем они пользуются индивидуально. Хотя в случае жилья это и было не так, и будет не так — просто по обстоятельствам. С жилищным вопросом в России всегда сложности. И после революции буржуев «уплотняли», и после новой придётся уплотнять — жилищный фонд в ужасающем состоянии.
И рабочий класс устанавливает такие отношения в обществе, что каждый член общества может пользоваться общественной собственностью. Но, разумеется, тоже при соблюдении тех условий, которые поставит рабочий класс. Так что отношение работника к средствам производства — вопрос первостепенной важности, а вовсе не десятый. Если он будет портить общественные средства производства — он навредит всему обществу. Именно поэтому за некоторые, вроде бы «уголовные» преступления давали наказание по 58-й статье, как за антисоветскую деятельность, направленную против советской власти.
Комната в квартире и рубашка — это тоже общественная собственность, как бы странно это не прозвучало. Ваша рубашка сшита, а комната в квартире построена усилиями всего общества, а вы ими — только пользуетесь. Такие отношения устанавливает правящий класс. И недопустимо портить «свою» комнату, или устанавливать в ней что-то, что может непоправимо повредить её. Если вы сожжёте или намеренно разрушите «собственный» дом — вас за это накажут. Потому что по правилам, каждый человек имеет право на жилище, и уничтожив «собственное» — вы ставите общество перед необходимостью предоставлять вам другое. То есть, вымогаете что-то у общества. И уменьшаете общее количество общественного жилья, то есть, прямо вредите ему.
Я про рубашки сейчас не говорю, поскольку при первой фазе коммунизма оплата по труду отлично регулирует этот вопрос, но, боюсь, что если при полном коммунизме вы будете каждый день рвать и выбрасывать свою рубашку, чтобы завтра взять новую — вами займутся психиатры....
Но, именно потому, что собственность — это общественное отношение, при коммунизме,  афоризм Цицерона «Всё моё ношу с собой», приобретает новый смысл и новое звучание. Член коммунистического общества не привязан к «своей» квартире, «своим» вещам и иной «собственности».  В любом месте, где бы он ни находился, он является собственником всех общественных богатств, и может пользоваться любым из них -  всеми    средствами производства и жизнеобеспечения, и любыми средствами для своего свободного развития. 


Рецензии