Обманчивая легкость патетики

Грандиозность vs приземленности. Величие в сочетании с обыденностью. Насколько это возможно? Оказывается, что одно другому не мешает. Более того, дополняет, украшает, обогащает. Особенно когда за дело берется тандем "Крутой Димаш".

Кантаты, оратории, симфонические поэмы — величие форм и парадность эстетики. Изначально предполагается публика в кринолинах или, как минимум, бриллиантах. Без риска нарваться на маяковско-хулиганствующий заливистый трехпалый свист. Но при всей авторитетности дорогостоящих форм, сии произведения далеко не всегда несут в себе рацио*. Зерно истины. Все чаще остаются начищенным, узорчатым, до обидного пустопорожним кимвалом бряцающим. Еще бы не обидно: столько усилий и ноль на выходе. Ноль сердечности, полное отсутствие сострадания, духовная фальшь. Зато крахмально-выверенно, алгебраически точно, согласно признанным канонам.

Видимо поэтому мир практически отвернулся от этой формы. Нельзя, невозможно, недопустимо использовать высокое в приземленных целях. Небесное делать прислугой. В погоне за властью забывать о вселенских законах. И в поэзии, и в музыке патетика воспринимается как прогиб. Как заискивание перед власть имущими и списана со счетов в качестве высокого служения. А ведь изначально пафос** (или патетика) создавались как способ вдохновить народы на подвиги, на осознание величия.

Увы и ах! Сегодня грандиозность и пафос — птицы разного полета. И обитают они в разных мирах. Первый — всеохватное служение, второй — демонстрация себя в максимально выгодном ракурсе. И тем не менее, все не так печально и запутанно как в доме облонских***. Да, оратории звучат вдали от народных масс. Поближе к башням из слоновой кости****. Но, видимо, пришло время собирать камни. Время восхищаться и время проникаться. Красотой. Смыслом. Доступностью красоты замысла. Величием и масштабностью прочтения.

Вопрос не только в выучке, трудолюбии и — прости, Господи — прирученных октавах. Вопрос еще и в том, сколько ты накопил энергии, чтобы поделиться со зрителем. Хватит ли напряжения и силы тока переживаний, чтобы выйти на резонансную частоту с залом. Чтобы воспламенить сердца. Запустить на трибуны табуны мурашек. Заставить расслышать пульсацию собственных вен.

В этой жизни все и всегда случается вовремя. Появление на международной арене тандема Крутой — Димаш тому яркий пример. На круги своя вернулось величие без пустого возвеличивания. Торжественность без официоза. Красота, идущая в жизнь. Точнее жизнь, несущая красоту человечеству.

Хвала жизни, стойкости, восходящим потокам. Величественная панорама или полотно, сотканные не из красок, а из красочных звуков. Высокая…, нет, высочайшая форманта*****! Даже одеяние — лазоревое, с парящим Орлом и восходящим (примерно в районе солнечного сплетения) Солнцем помогает постичь иной уровень мироздания.
Каллиграфия звука. Роскошные обертоны. Изящество плетения созвучий. Чередование сильных и тонких долей сродни чередованию тонких и плотных штрихов древних мастеров гармоничного письма. И энергия. Море энергии. Чистой, деятельной, созидательной.

Мы взахлеб, полным сердцем, иссохшейся душой впитываем грандиозную музыку на грандиозной арене в исполнении Голоса. И улетают вдаль страхи пополам с обидами. Сдвигаются рамки обыденности. Что-то неведомое и восхитительное поселяется в событиях каждого дня. Становится неотъемлемой частью. Судьбой.

Всегда с волнением воспринимаем поступок врача, спасателя, случайного прохожего, уберегшего чью-то жизнь. Но есть еще более высокий подвиг — подвиг духа. Спасти жизнь не просто как факт биологического существования. Спасти жизнь от бессмысленного состояния. От прозябания в невежестве. От пустоты. И те, кто знает о реинкарнации, и те, кто далек от этой идеи, согласны в одном: жизнь человека уникальна и неповторима. Она драгоценный сосуд. И великое дело человека познавшего — помочь наполнить этот сосуд Светом. Не позволить ему пылиться, коптиться, собирать пауков и дохлых мух.

В конце века 19-го, накануне грандиозных войн человечества, Пьер де Кубертен возродил идею о мире через спорт. Девиз «О спорт, ты — мир!» стал краеугольным камнем олимпийского движения.
В начале века 21-го идею о мире через Музыку возрождает Димаш Кудайберген. «О Музыка, ты — Вселенная!".

ссылка на событие https://www.youtube.com/watch?v=D6ISsKLrypM

*Рацио — способность определять причины и сущность явлений.

**Пате;тика (греч. ;;;;;;;;; «чувствительный, страстный, пылкий, возбуждённый») — приём обращения к эмоциям аудитории, характеризуется эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, драматизацией.
Па;фос (греч. ;;;;; «страдание, страсть, возбуждение, воодушевление»)

***"все смешалось в доме Облонских" - цитата из романа «Анна Каренина» Льва Толстого.

****Зачастую метафора о «башне из слоновой кости» связана с критикой академической элиты, за снобизм, замкнутость, презрительное отношение к «профанам».

***** Форманта — акустическая характеристика звуков. Высокая форманта дает голосу качество «полетности», помехоустойчивости, такой голос будет слышен на фоне шумов.


Рецензии