Виртуалы и Боэций

Глава 7. Утешение философией. Боэций
М – Василий , ты когда-нибудь слышал о философе Боэции? Может в паутине случайно встречались…
В – Бог с тобой, ведать не ведаю, не общались. А у порога не он ли топчется, спросить? Странник, ты кто?
Б. - Аниций Манлий Торкват Северан Боэций (475–525)  один из последних римских философов.
М – Милости просим. Вот только минуту назад вас вспоминали, увидев в главе 7 у Уорбертона.
В – Проходи, присаживайся, поговорим…
Б - Как  Цицерон и Сенека, я видел в философии прежде всего набор практических рекомендаций, как сделать жизнь лучше, а не набор абстрактных положений.
М – Мы знаем, что ты перевел на латынь труды Платона и Аристотеля, и тем самым спас их от забвения.
В – А ещё я прочёл, что ты находился в тюрьме и в ожидании казни, написал книгу по философии.
Б. -  Именно так . От скуки. Из всех моих книг эта, под названием «Утешение философией»,  после моей смерти стала «лидером продаж». 
В – Расскажи с чего всё началось.
Б – Поначалу мне везло. Король остготов Теодорих Великий, завоевав Апеннинский полуостров, назначил меня на должность консула. В качестве знака своего особого расположения и детей моих также сделал консулами, хотя те были еще слишком молоды, чтобы претендовать на эту должность на основании собственных заслуг. У меня было все – богатство, семейное счастье и признание окружающих.
М – Именно тогда ты смог выкроить время для занятий философией и стать известным писателем и переводчиком.  Твоё учение  стало своего рода мостом между философией античности и философией христианского толка, которая долго была доминирующим направлением европейской мысли.
Б - Однако в одночасье удача от меня отвернулась. Меня обвинили в участии в заговоре против Теодориха, отправили в Равенну (столицу королевства остготов), где бросили в тюрьму.
В – Расскажи о книге. Кто тебя надоумил?
Б - Книга  начинается с того, что философ горюет о своей судьбе. Внезапно он понимает, что в его камере стоит женщина и смотрит на него. Вначале кажется, что она обычного роста, а затем – что выше неба. Незнакомка облачена в рваное платье, на котором вышиты буквы греческого алфавита, сверху вниз, начиная от ; до ;. В одной руке она держит скипетр, а в другой – стопку книг. Эта женщина – воплощение философии. Она говорит мне, что зла на меня из-за того, что я  забыл о ней, и хочет напомнить, как я должен реагировать на то, что со мной происходит. По сути, вся остальная книга – это диалог мой с этой дамой, Философией,  об удаче, неудаче и промысле Божьем. Частично она написана прозой, а частично – стихами.
М - Так, Философия говорит тебе, что удача переменчива, но это ни в коей мере не должно удивлять, ведь такова ее природа. Колесо фортуны постоянно вертится.
Б - Иногда ты оказываешься вверху, иногда – внизу. Богач или даже король может в один день потерять все и стать нищим Удача слепа, и нет никакой гарантии, что если тебе повезло однажды, то и в будущем продолжит везти.
В – Ты пишешь, что истинное счастье – внутри, ты сам управляешь им, и оно никак не связано с тем, что может быть в одночасье разрушено роком.
 М - Когда о каком-то человеке говорят, что он смотрит на вещи «по-философски», подразумевается, что этот человек не поддается сторонним влияниям.
Б – Вот и я говорю. Ничто, по словам Философии, не является ужасным само по себе – все зависит от того, как ты это воспринимаешь. А счастье – это состояние твоего разума, но не окружающего мира. С последним утверждением Эпиктет бы полностью согласился.Он может быть счастлив, даже в ожидании казни.
М -  На самом деле в основании счастья должно лежать что-то более прочное, что-то такое, что невозможно отнять.
Б -  По мнению Философии, счастье кроется в боге или идее бога. Я всегда знал, что бессмысленно переживать из-за потери свободы и высокого общественного положения, – ведь если на то пошло, я не мог это контролировать. Единственное, что имеет значение – это отношение к происходящему, которое зависит только от меня самого.
В - Однако ты как автор по-настоящему озадачен проблемой, которая ставила в тупик многих верующих. Ведь если Бог – воплощение совершенства, то Он должен знать не только все то, что когда-либо происходило в прошлом, но также и то, что произойдет в будущем. Разве не это мы имеем в виду, когда говорим, что Господь всеведущ?
М – я тоже считаю, что если Бог существует, то Он должен точно знать, кто выиграет следующий чемпионат мира, а так же, что я напишу дальше. Он должен предвидеть все события, которые когда-нибудь произойдут. И наоборот, то, что Он предвидит, должно с необходимостью произойти.
В - Из вышесказанного следует, что Бог должен знать, что вы или я будем дальше делать, даже если мы сами еще не определились.
М - Когда мы принимаем какое-либо решение, кажется, будто перед нами открыто множество путей.  Я могу в любой момент прекратить писать эту главу и пойти сварить себе кофе. Или же я могу продолжить набирать текст на компьютере. Кажется, будто это только мое решение, нечто такое, что зависит только от меня. Никто не заставляет меня поступать тем или иным образом. Точно так же вы, если захотите, можете отложить чтение и пойти погулять. Откуда же тогда Бог может знать, как все обернется?
В - Если же Бог заранее знает, что мы будет делать, то о какой свободе выбора может идти речь? Или выбор – это всего лишь иллюзия? Представляется, что я не свободен поступать так, как я хочу, если Богу заранее известно, что я выберу. Например, десять минут назад Бог мог бы написать на листе бумаги «Василий, продолжит разговаривать с Боэцием». Я так и сделал, даже не осознавая, что за меня уже все предопределено. Однако, если это так, то у меня с самого начала не было никакого выбора, пусть и казалось, будто он есть.
Б – Да, меня подвергли пыткам, а затем казнили, забив до смерти. До самого конца я  продолжал утверждать, что невиновен, однако обвинители ему не поверили.
М - Но если мы не свободны выбирать, как нам поступить, то на каком основании нас поощряют или наказывают за наши поступки? Если от нас ничего не зависит, то почему кого-то отправляют на небеса, а кого-то – на казнь, в ад?
Б - Это то, что философы называют «парадоксом». Кажется невозможным, чтобы, с одной стороны, кто-то заранее знал, как я буду действовать, а с другой – чтобы я мог выбрать, как мне поступить. Эти два утверждения полностью противоречат друг другу. И тем не менее, если вы верите во всеведущего Бога, вы должны как-то между собой примерить их.
В – По-моему наша ошибка заключается в том, что мы думаем о Боге, как если бы Он был человеком, то есть, что Он видит события так, как видим их мы. Однако Бог находится вне времени. Это означает, что Он видит прошлое, настоящее и будущее одновременно. Для смертных же все происходит последовательно, одно за другим.
М - Значит Бог судит людей по их поступкам и по сделанному выбору, даже несмотря на то, что заранее знает, каков будет этот выбор?
 В - Если Бог существует, то Он точно знает, как я закончу это предложение. Однако я по-прежнему свободен закончить его так и тогда, когда сочту нужным, а именно здесь и сейчас – точкой.
Б - Вы меж тем также свободны в своем выборе читать или не читать следующую главу, которая посвящена рассмотрению доказательств существования Бога.
Боэций исчез, а Матфевна с Василием, раскрыв рот, ждали продолжения «банкета».
В – Матфевна, что это было? Они , философы, уже тогда сомневались в существовании Бога, но боялись признаться?
М – Люди слабые и неграмотные, боятся всего, начиная с грома, а потому ищут защиту. Умные в науке, а мы в непознаваемом и недоказуемом.
 В – Потому и верим умным шарлатанам.
М  - живём на поле чудес…


Рецензии