Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. От составителя

Предлагаю вниманию читателя главы из документальной повести, опубликованной в газете российских немцев «Sibirische Zeitung plus» в 1999-2001, 2005 и 2006 гг.
Вырезки из газетных номеров предоставила мне автор воспоминаний Людмила Виллибальдовна Баяндина, урождённая Гизингер. Она передала мне также (на время подготовки публикации) часть фото из семейного архива.
В работе над текстами я поставила себе задачу по-возможности сохранить эти воспоминания в целостности, как они были напечатаны в газете. Поэтому для иллюстраций пришлось сканировать изображения с газетных листов.
Из Интернета узнала, что такая газета (SZ plus) существует и по сей день, но архивы оцифрованы только с 2012 года. Несколько статей об авторе я нашла на других интернет-ресурсах. При необходимости буду ссылаться на них и брать фотоиллюстрации оттуда.

Почему возникла идея такой публикации? Я давно знаю Людмилу Виллибальдовну. Она – знакомая моей мамы Александры Леонидовны (ушедшей в мир иной три года назад). Для неё она всегда была Люсей, для меня – Людмилой Васильевной. Мама рассказывала, что она из семьи поволжских немцев, которых в начале войны власть насильно переселяла за Урал. 
В годы войны Люся с родными жила  в Новосибирской области, после Победы  - в Новосибирске, родном городе моей мамы. Потом волею судьбы обе оказались (в разные годы, но по одной причине - замужество) в одном городе - Новокузнецке.
 
В 2011 году я готовила к публикации рассказы мамы о бугринской школе, искала подтверждение её слов в Интернете. Заодно решила поискать в Интернете и статьи о Л.В. Баяндиной, поскольку предполагала, что они там есть. С того времени отчество «Васильевна» ушло в прошлое, осталось «Виллибальдовна».
 
Весной этого года я обратилась к ней с просьбой опубликовать её воспоминания в Интернете. Не сразу она согласилась, прежде чем мы встретились, и я смогла взять нужные мне материалы. Возможно, не все, но в мою задачу не входит подробно излагать всю биографию семьи и жизненный путь автора этих воспоминаний.
 
Тогда какова цель этой публикации? В телефонном разговоре, когда мы договаривались о встрече, Александр Иванович, муж Людмилы Виллибальдовны, строго меня спросил, для чего мне надо «вытаскивать на свет» эти тяжёлые, трагические воспоминания.
Я ответила, что молодые родственники из нынешних поколений семьи должны знать её историю, корни рода. А время такое стремительное, что легче узнать об этом, открыв телефон или ноутбук.

Рассказала, что у меня уже был опыт такой публикации: «Записки Галины Глёк», с автором которых в конце 1980-х мы работали в одном отделе проектного института. Три года назад мы вновь «встретились» в социальной сети и нашли много общего в своих увлечениях. В частности, обе интересовались историей своей семьи, своих «корней». Тексты её Записок давно лежали «в компьютере», но кто их там читал, кроме самого автора? Родственники живут в Сибири, Казахстане, Германии, и везде есть Интернет.
 
Александр Иванович согласился со мной насчёт родственников, но другим-то зачем? Негатива в нашей жизни и так предостаточно, зачем ворошить прошлое?
Мой стандартный ответ о воспитании патриотизма у нынешней молодёжи, пусть даже на таких суровых примерах из истории России, не убедил его, но всё же наша встреча состоялась.
 
Приведу строки из предисловия к документальной повести (газета «SZ plus», 5/1999):
 «… Это положенные на бумагу живые картинки, воскрешенные участником событий. Есть в них и юмор, и целая галерея лиц. Рассказы лишены какой-то назидательности, нытья, жалоб. В них есть дух самой жизни со всеми ее перипетиями...»

Предисловие имеет заголовок «Пережитое», который взяла как общее название для этой публикации. Очень хочется, чтобы те далёкие по времени события автор оценивала как ушедшие безвозвратно и окончательно ею пережитые, если не в памяти сердца, то хотя бы в памяти ума.  Да, «память – это святое», но есть день сегодняшний и будет день завтрашний, Бог даст!…

Последнее время ухудшилось здоровье, и Людмила Виллибальдовна из дома не выходит. Большую часть забот по хозяйству взял на себя Александр Иванович, которому в этом году исполнилось 93 года.
Благодарю Людмилу Виллибальдовну и Александра Ивановича за тёплый, сердечный приём у них дома, за возможность прикоснуться к этим живым воспоминаниям самой и сделать их доступными для читателей.
 
Вера Третьякова
14 ноября 2019 г.

Фото: 90-летний юбилей мамы: Александра Леонидовна Рыбалко (Мешкова) и Людмила Виллибальдовна Баяндина (Гизингер). 14 января 2012 года.Из архива В.Третьяковой.

 
«ПЕРЕЖИТОЕ». Главы повести и ссылки:

Л.Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.1. Впереди судьба неизвестная, негаданная
http://www.proza.ru/2019/11/14/1118
Л.Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.2. Маргарита и маленькая сестра Маргарита
http://www.proza.ru/2019/11/14/1144
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.3.1. Папа и детский сад
http://www.proza.ru/2019/11/14/1191
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.3.2. Мой любимый дядя Лёва
http://www.proza.ru/2019/11/14/1210
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.4.  Спасибо дяде Руре
http://www.proza.ru/2019/11/14/1298
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.5.1.  Мы едем, едем, едем...
http://www.proza.ru/2019/11/15/2091
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.5.2. Каменушка
http://www.proza.ru/2019/11/15/2116
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.6.  Облака все плыли и плыли
http://www.proza.ru/2019/11/16/271
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.7.  Получила письмо из Кёльна
http://www.proza.ru/2019/11/16/325
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.8.  Праздники моего детства
http://www.proza.ru/2019/11/16/330
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.9.  Мы пережили столько унижения и страха
http://www.proza.ru/2019/11/16/442
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.10.  Старший брат погиб под Берлином
http://www.proza.ru/2019/11/16/505
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.11.  Городская школа
http://www.proza.ru/2019/11/17/744
Л. Баяндина-Гизингер. Пережитое. Ч.12. Память – это святое
Ч.12.1 http://www.proza.ru/2019/11/18/1099
Ч.12.2 http://www.proza.ru/2019/11/18/1120

На этом публикация документальной повести Л.В. Баяндиной-Гизингер "Пережитое" в газете российских немцев «SZ plus» завершилась.

В скором времени будут ещё отдельные публикации воспоминаний Л.В. Баяндиной-Гизингер, найденные в интернет-ресурсах.
Также - статья Л.В. Баяндиной "Мои воспоминания" из книги "Обнажённая правда" (Новокузнецкая ассоциация жертв политических репрессий). Новокузнецк, 2014.

Сейчас готовлю к публикации воспоминания Людмилы Виллибальдовны, записанные ею на листках из школьной тетрадки. Эти мемуарные наброски я нашла в старой папке с машинописными копиями текстов для газеты.Сравнивая два варианта воспоминаний, увидела, что в рукописном варианте содержатся новые факты биографии автора, не вошедшие в газетную публикацию.
На обложке тетради рукой автора записано: «2011 год, январь. Для Эмих Т.А. "Мемуарные наброски" для "Книги Памяти" МСНК г. Москва».

С признательностью, составитель Вера Третьякова
20.11.2019


Рецензии
Вера! Какая же Вы молодец...
С уважением,

Вера Стриж   16.11.2019 09:42     Заявить о нарушении
Лена, благодарю. Ваша поддержка много для меня значит.
Думаю о совпадении фактов биографии ваших матерей и бабушек по материнской линии.
Иду дальше: вполне могут быть другие совпадения в биографиях дочерей...
Останавливаюсь...:-)))
С уважением и признательностью,

Вера Третьякова   16.11.2019 12:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.