Рассказы, написанные в израиле

РАССКАЗЫ,  НАПИСАННЫЕ В ИЗРАИЛЕ 

Врать не стану, но и правду не скажу.
Аколь  Бэсэдэр, 
израильский философ 

ТЕОРЕМА


Можно и должно говорить правду. Это аксиома.

Но можно и должно ли говорить правду всегда? Это теорема. 

Уверения Бурбончика в своём правдолюбии покоились на шатком основании того, что честные люди не поступают иначе. Но теорема, не желая поддаваться логике Бурбончика, трещала по швам.


– А разве Ицык Таш, судья, не честный человек? – вопросил я Бурбончика.


– По-моему, честный, – уклончиво ответил Бурбончик. – Хотя присудить мне три месяца общественных работ не очень-то честный поступок с его стороны.

– Я не об этом. Хоть слово правды ты слышал от него?

– Не доводилось… – И тут же добавил: – Но я и не прислушивался. 

– А Мордехай Шапиро, полицейский, тоже? 

– Я этого не говорил, – разволновался Бурбончик.

– Но подумать мог, что неудивительно. Ибо Мордехай врёт так, что даже фуражка краснеет, хотя объясняет изменение цвета повышенным кровяным давлением. Но оставим в покое живых. Поговорим о мёртвых. Твой отец, да будет благословенно его имя, он, что, никогда не врал?

– Мой отец? 

– Твой, твой, эрзя! Не мой же. У меня такого вообще не было.   

– Ну, врал… 

–Не ну, не ну, врал или нет?

– Я ведь уже сказал. 

– А твоя жена Симка, земля ей пухом, не врала? Ребе Нахум утверждал, перед смертью врала без остановки. Даже опасался, не передумала ли умирать. 

– Симка — да, врала, даже, когда молчала.


– Так какого же дьявола ты собираешься доказывать невозможное?  У твоей теоремы нет решения, чтобы это понять, не надо быть особенно умным. А правду говорить можно и должно. Но для этого не обязательно взламывать двери, а спокойно дожидаться, когда откроются сами. 


РАЗДВОЕНИЕ  ЛИЧНОСТИ 


– Это ты намылился жениться на моей дочери Ривке? – услыхал Моше хрипкий от напряжения голос Баруха Гольдмана. – Намылился, намылился, не красней.  Не на исповеди. И нет причин, почему желанию твоему не сбыться. Парень ты видный, как бы тебя ни оценивать, в долларах или в евро. И хотя у девиц свои причуды, которые нам, мужчинам, не понять, отказа с  её стороны не предвижу, даже, если бы держала его в уме. Хвала Всевышнему, мне и в голову не придёт поинтересоваться её мнением. Объяснившись со мной, вполне можешь считать, что объяснился с нею. Сомневаешься? Позволь на правах будущего тестя предостеречь тебя от этой глупости. Советую чаще со мной соглашаться, дабы не оказаться в проигрыше. С девицей проще не связываться, а связать. Мы и свяжем нашу с тобой красавицу обещанием. Считай, что жена у тебя в кармане. В том самом, где деньги хранишь, если они у тебя имеются. У меня глаз, как у сокола, различает перья даже на общипанной курице. Если вы действительно созданы друг для друга, почему бы вам не попробовать в этом убедиться? Кстати, какая теперь у Ривки будет фамилия? Розеблюм! Блюм… блюм… блюм… Не Ицыка Розеблюма, вечная ему память, сынок? Погоди, не тараторь. Дай осознаться. Какой смысл бежать впереди паровоза, когда в лоб ему мчится встречный? Что я имею в виду? Не так много, как бы мне хотелось, и не так мало, чтобы умный человек не сообразил при желании. Земля круглая, в какую сторону не пойдёшь, обязательно наткнёшься на друга своего врага или врага своего друга. Был ли мне Ицык, твой отец, врагом, не уверен. Был ли другом? Это зависит от пользы, которую мне принес, стараясь нанести вред. Не понял? Я тоже не всё понимаю, но надеюсь разобраться с Божьей помощь. Представь, что у тебя увели из-под носа невесту. Кем приходится, сделавший это тебе, врагом  твоего друга или другом твоего врага? Не раскумекал? А всё потому, что не научен рассуждать логически. Между тем, логика для еврейского зятя — первое достоинство, после богатства. Итак, если к другому уходит невеста, рассуди, кому в постели тесно. Без подсказки опять не обойтись. Поскольку моя постель не пустовала, я сумел пережить вероломство любимой без особых материальных и душевных потерь. Правда и то, что у каждого мужчины своя гордость, но на гордых воду возят, а пить не дают. А я не из тех, кому по вкусу роль вьючного животного. К тому же бывшая невеста, тотчас после замужества, разрешилась славным карапузом — бремя, самоотверженно возложенное на себя доброхотом Ицыком. Это была моя маленькая месть, но, слава Всевышнему, не моя проблема. Правда, Ицыку пришлось подсуетиться, чтобы приписать ребёнка себе, но кто не знает наших ребе. Им продать своё молчание так же просто, как цыгану хромую лошадь. В конце концов, приписать честность грешнице не сложнее, чем грехи — честной. Так и вышло, что сына я получил как бы задаром, а все заботы о нём взвалил на себя хитроумный Ицык, да будет в раю ему так же просторно, как и на земле. Кто этот сын, показывать пальцем неуместно, но не учитывать факт твоего существования тоже не получается, поскольку, как я понимаю, твои будущие намерения связаны напрямую с твоим бывшим отцом. Сознаюсь, я поставлен в тупик впервые в жизни. Ведь женившись на Ривке, ты бы оказался волею судеб сразу в четырёх ипостасях: мне сыном и зятем, ей — мужем и братом. Неплохо придумано, зато трудно осуществимо. Ведь полюбив тебя как брата, Ривка причинит тебе боль как мужу. А полюбив мужа, кровно обидит брата. И в какое положение ты ставишь меня? Раз ты мне сын, я не могу требовать от тебя по полной программе как от зятя, нанеся тем самым, ущерб интересам дочери. А поскольку и ты мне не чужой, любая несправедливость со стороны Ривки, больно ударит меня по сердцу, и без того изношенному. Вот и рассуди на досуге, какой смысл приобретать плохую жену, потеряв хорошего отца?

Борис Иоселевич


Рецензии