Кругом одни евреи!

                Когда к концу 1980-х годов железный занавес рассыпался, евреи толи начали вспоминать свою родословную, толи обиды, полученные от антисемитов и потянулись на Запад. В Куйбышеве среди 10 000 еврейского населения также началось активное шевеление. Даже мой папа, забыв про партийный билет, вспомнил из своего польского детства молитвы на иврите и строго раз в неделю ездил молиться в синагогу. Да что там папа, к началу1989г синагогу или ее дворик стали посещать «все», ну или почти все евреи, и даже почти евреи, и даже просто сочувствующие желающие покинуть совок. Ехали куда глаза глядят, и те кто уже с детства имел плохое зрение или даже косоглазие, запросто промахивались мимо Израиля. Их заносило иногда в Германию, а тех, у кого со зрением было совсем плохо, даже в Америку. Так случалось даже с моими знакомыми, например позже я узнал, что Лев Соломонович Минин угодил в Германию, а моего соперника по детским шалостям Витю Микельбандта и вовсе занесло во «вражескую» Америку.            
 Не смотря на то, что в то время кроме моего папы в синагоге молились еще человека четыре, территория синагоги стала центром получения любой еврейской информации. Кто уехал, кто еще не уехал, кто собирается - но это строго между нами, и масса всякого – разного, о чем можно было узнать или просто поговорить даже на идиш. Теперь еврейский народ открыто «стаднился» во дворике небольшого деревянного здания, где после революции по праздникам собирались от полутора до пяти верующих евреев, умеющих читать «все наоборот». С наступлением перестройки и началом массового исхода евреев в Израиль, синагога ожила, превратившись не только в источник информации, но и рождавшихся здесь же сплетен. Тогда же и мы с подругой по бизнесу Галиной впервые попали во дворик синагоги. Нам можно сказать повезло, он находилась в пяти минутах ходьбы от квартиры, которую мы снимали. Я с жадностью поглощал новую информацию и даже пытался ее переварить. Именно с этого места я и начинал в Куйбышеве еврейское национальное движение, которому имя ЕКЦ «Маккаби»...
                Так получилось, что у истоков начавшегося «российского капитализма» большинством оказались евреи, среди которых можно было заметить и меня. Ну а как еще можно расценить то, что я начал свою борьбу с социализмом  продвигая «рыночные отношения» в торговле, и пытаясь «легализовать» валюту в  конце 70х. Я  даже пострадал от рук коммуняк при попытке возродить капитализм! И Революцию на площади Куйбышева мы вместе с Гришей устроили, и тирана губернатора свергли! Да что там семидесятые, прямо сейчас, в самом начале перестройки, меня вполне можно было считать капиталистом среди единиц подобных в Куйбышеве...
– Так я рассуждал «про себя», прислушиваясь к разговорам во дворике синагоги. Но ничего другого более выдающегося в себе я не обнаруживал, а этого мне показалось мало. И тогда я возгордился своим еврейством, решив вступить в борьбу за право оказаться «Первым» хотя бы здесь. Тем более что, не смотря на волнение, уже охватившее нашего брата, «самые-самые» поначалу были еще и самыми осторожными ну или просто «скромными». Мне же в этой жизни терять кроме заветного портфельчика с замочком (ввиду отсутствия сейфа) было нечего, и я понял, что готов поднять флаг борьбы «за национальное самосознание и освобождение моего народа».
Однако оказалось, что стать первым я и здесь опоздал. В 1989 году уже было образовано культурно-просветительное общество «Тарбут-Лаам». Моей конкуренткой и председателем первой еврейской организации в Куйбышеве стала Циля Наумовна Сегаль. Педагог, словесник, около 40 лет она преподавала свой любимый предмет - русский язык и литературу в куйбышевских школах. Нести культуру в народ была ее профессия на протяжении всей длинной жизни, и она просто не могла не возглавить еврейское общество, и понести "Культуру - народу". При обществе даже выходила еврейская газетка «Тарбут» на русском языке. Ее редакторами были: уже знаменитый еврей Зиси Вейцман и восходящая еврейская звезда Саша Брод. Посетив несколько мероприятий этой организации и почитав газетку, я еще больше ощутил в себе «зов предков» и понял, что никуда не опоздал. Но чтобы окончательно решить стоит ли мне заниматься еврейским вопросом, решил съездить в Москву.
                Мной двигало, новизна происходящего и желание быть в первых рядах начавшегося движения, а получать информацию от Цили Наумовны, посещая ее старческие посиделки, меня в корне не устраивало. В газетках я нашел адрес Еврейского Культурного Центра в Москве. Из них  же я узнал, что через пару дней состоится форум, на который приглашаются активисты и представители региональных организаций. Представителем я однозначно еще не был, но прислушавшись  к зову предков, ощутил себя активистом. По слухам форум также называли «съездом сионистов», и у многих это слово вызывало более чем отрицательное восприятие. Благодаря такой «рекламе» никто из Куйбышева участвовать в этом съезде не решился, что меня еще больше устраивало…
                Из разных городов страны и многих еврейских организаций в народу съехалось видимо-невидимо. Мне никогда раньше не приходилось участвовать в мероприятиях такого масштаба, где к тому же все  поголовно были евреи. Войдя в огромный зал, набитый евреями я понял, что в Куйбышеве наша общественная организация больше походили на деревенские посиделки. Но еще больше меня потрясли рассказы о евреях, которые были героями, как прошедшей войны, так и в настоящей жизни. Приехало немало и русскоязычных израильтян, чтобы рассказать о жизни в Израиле. Как я понял из выступлений, организаторы были заинтересованы создавать еще больше организаций и их филиалов в различных городах СССР и помогать репатриантам. Те организации, которые уже занимались помощью в репатриации, со сцены делились своим опытом. Другие рассказывали, что занимаются объединением тех евреев, которые выезжать не собирается и делились тем, что входит в их задачи.
                Основное и главное действо происходило в перерывах, когда мы прогуливались по фойе или в кафе за столиками. Здесь все активно знакомились, обменивались координатами, фотографировались и договаривались о дальнейшей совместной деятельности. Меня так же несколько раз приглашали для знакомства и фотосъемки. Позируя и даже обнимаясь с активистками, я все еще никак не мог определиться.
                Но вот после очередного перерыва на сцену был приглашен бизнесмен из Вильнюса Шулим Зеликович. Он рассказал, как до перестройки у себя в квартире занимался подпольным швейным бизнесом, как часто ему приходилось скрываться от властей и быть на грани ареста. Но вот пришло время, когда он свободно зарегистрировал свой кооператив и за последние два года раскрутил свой бизнес в настоящую фабрику. Последний год он вкладывает небольшую часть доходов в еврейские дела, создав первую в Литве еврейскую организацию «Маккаби». И к нему в организацию и на фабрику идет большой приток сотрудников-специалистов еврейской национальности. Шулим занимается сейчас новым цехом и приглашает Партнеров для открытия филиалов «Маккаби».
                Я ликовал! Теперь-то не было никаких сомнений, что моя поездка оправдалась на все 100%. Мне очень понравился этот парень из Вильнюса. Он был приблизительно моего возраста, его судьба перекликалась с моей, и от него исходила уверенность в правоте своего дела.
                Первый день Форума закончился. Мы с Шулимом и еще несколькими участниками спешили устроиться в гостиницу, на ходу обсуждая, как отметим это событие. Впереди были еще два дня мероприятий, но мне уже не терпелось решить вопросы с Шулимом и мчаться создавать организацию Куйбышевского  «Маккаби».
                Следующий день на Форуме я и Шулим сидели рядом, а перерывы мы проводили в обсуждении наших будущих общих проектов. На третий день Форума оставаться не было смысла. Договорившись, что буквально на днях, порешав накопившиеся в мое отсутствие вопросы, я прилетаю в Вильнюс, мы расстались друзьями.
                Встречал меня в аэропорту, что в 7 километрах от центра Вильнюса, на черной «Волге» - правая рука Шулима Леонид Бергер. Леня был, как мне вначале показалось гораздо старше меня – этакий огромный и бородатый еврей в кипе. Но когда мы начали общаться, этого заметить было уже невозможно. Общительный и улыбчивый Бергер поделился со мной Уставом и всеми необходимыми документами. Рассказывал, как нужно работать и чего делать нельзя, из учета своих прошлых ошибок. С Шулимом же мы больше разговаривали о его бизнесе и планах на будущее, которое он связывал с Израилем. В то время я еще такой потребности в себе не ощущал, и забросив работу по распространению «Ириана», делал ставку на организацию коммерческой работы внутри своей еврейской организации.  Для этого я планировал собрать в эту организацию куйбышевских бизнесменов и просто активных людей орлиной внешности. А объединив их под знаменем «Маккаби» с идеей «еврейского возрождения» начать какой-то совместный бизнес. Мне казалось, что под этой идеей кроются неограниченные возможности. Я планировал создать не просто идеальный инструмент зарабатывания денег, но и стоять во главе большой и авторитетной организации. Чтобы не просто зарабатывать деньги, но и часть прибыли вкладывать на развитие ее «орлиного» престижа. О такой организации заговорят не только в Москве и Вильнюсе, но и во всем Мире! Вот так меня распирало от всего происходящего вокруг, или внутри меня!?
                Вернувшись из Вильнюса, я начал собирать кандидатов на Учредительное собрание "Еврейского Культурного Центра "Маккаби". Первыми в этом списке были, мой папа, Григорий Ляховецкий, Галина Злотник, Игорь Белкин и другие знакомые. А еще я пригласил случайного знакомого, с которым разговорился о еврейских делах делах, обратив внимание на типичное лицо, орлиный взгляд, и не типичный напор при общении. Михаил Каплан представился как толковый, напористый, главное очень порядочный еврей. Он хотя и не представлял, чем может заняться в организации, но был готов помогать во всех моих начинаниях. Список кандидатов быстро пополнялся. Параллельно с подготовкой Учредительного собрания в организации шла и практическая работа. Главными еврейскими направлениями в городе были синагога и кладбище. Атеистическое прошлое и наличие в синагоге лишь нескольких старичков, непонятно о чем бормотавших меня не воодушевляли. Зато кладбища в нашем атеистическом социализме были сплошь запущены и требовали к себе внимания.
                И хотя предполагалось, что ЕКЦ «Маккаби» должен заниматься культурой и спортом, я еще с самого начала активно объезжал и изучал еврейские кладбища. Со спортом же все нам было понятно, Григорий мой первый наставник в боксе, да и сам я в этом деле когда-то преуспевал. И хотя этот вид спорта считался не совсем еврейским, чем заняться мы представляли. А вот организация культуры, да еще еврейской, это был вопрос. Уже успешно шло преподавание иврита для отъезжающей молодежи, и этим занимался мой отец. Дальнейшее продвижение в вопросе культуры я ожидал от Марины – бывшей жены Григория, которая как раз работала в городском Управлении культуры. Важнейшим вопросом стояло создание коммерческой структуры, которая будет финансировать все наши замыслы, но к этому мы еще даже не подошли.
                Не смотря на то, что мои мама, бабушка и другие родственники были захоронены на Металлурговском кладбище, я считал  необходимым вначале начать очистку городского еврейского кладбища, которое было в ужасном состоянии. Вот этим я и поставил руководить нового знакомого Михаила Каплан, выделив для этого небольшие деньги из личного «благотворительного портфеля». Михаил нанял на них бригадира - большого любителя шахмат Бориса Песина, и нескольких рабочих. Теперь мы с юристом занялись разработкой Устава и подготовкой к регистрации ЕКЦ «Маккаби».
                И вот я собираю первое крупное собрание актива для согласования и утверждения Устава. Для этого арендовал небольшое кафе, в котором разместились 30 участников. После длительного обсуждения, в организацию вошли и стали членами Совета ЕКЦ - 15 участников, включая Михаила Каплан. Он хотя и не произнес на собрании ни слова, чем меня очень удивил, но зато очень внимательно вникал в процесс и дебаты участников.
Закончив первую - рабочую часть мероприятия, мы с большой радостью и аппетитом перешли ко второй части, которую я открыл тремя словами и без бумажки. Эта часть сопровождалась бодрой еврейской музыкой, вином и хорошей закусью.
Никто из вошедших в первый Совет ЕКЦ, кроме меня, в коммерческой деятельности не был замечен. И я понял, что нужно срочно и целенаправленно заняться привлечением в наши ряды - кооператоров и руководителей предприятий. Этим я сразу после собрания и занялся. И хотя пока еще, люди дела и денег поглядывали на происходящие в стране изменения с осторожностью, к следующему собранию состав участников начинал меняться и расширяться.
                Я готовился к праздничному открытию ЕКЦ «Маккаби» которым нужно было потрясти куйбышевское еврейство. Это мероприятие должно было помочь мне стать фигурой еврейской, заметной руководству города, а возможно и не только. Знакомство с директором  ДК 9ГПЗ Соколовым Владимиром Александровичем сразу решило вопрос с местом проведения праздника, местом для совещаний и офисом. Началась подготовка мероприятия...
                На праздничное открытие организации приехали руководители ВААДа из Москвы и «Маккаби» из Вильнюса. Городское телевидение прислало бригаду видео операторов.
В ДК с утра шла подготовка к мероприятию и кроме участников никого не пропускали. Но уже задолго до назначенного времени, вокруг ДК прогуливались группами и поодиночке любопытные. Только январский морозец 1990 года и шторы на окнах мешали им увидеть происходящее внутри. За час до начала Праздника двери клуба открылись и фойе начало заполняться людьми. А уже через полчаса пройти, не задевая встречного, было просто невозможно. Такое у евреев Самары было впервые. Стены фойе были завешены стендами и плакатами привезенными гостями, на столах разложены для продажи московские журналы и наша газета, которые моментально раскупались. Проводился блиц-турнир по шахматам. Приезжие журналисты брали интервью у ошалевшей публики. Тут же проходила дегустация еврейской выпечки. Народ вокруг столов светился и ликовал. Да и я чувствовал себя  прямо Давидом - царем Израиля, и протискиваясь между своим народом, дарил каждому улыбку и советы по дегустации.
Затем всех пригласили в зал на концерт, огромный зал ДК был переполнен, и люди стояли в проходах. Выступление артистов, спортсменов и детей проходило на ура и громкие аплодисменты. Мое выступление со сцены, перед огромным переполненным залом происходило в моей жизни впервые и не смотря на то, что свой текст я читал по листку, я заикался, краснел и потел.
                Праздник открытия Еврейского Культурного Центр «Маккаби» стал достойным вкладом в общественную жизнь города – вещала еврейская газета! Глава обладминистрации и губернатор интересовался моей деятельностью – узнавал я от Добрусина. Моя задача была выполнена!
                Но на этом праздники не закончились и 22 мая большой дружной компанией мы собрались на даче Симоновских… https://www.youtube.com/watch?v=FVM-QUVk5Xg&t=769s
               
Теперь, когда я принял решение и объявил о своем выезде в Израиль, начал подготовку к отъезду. Оформил развод с Лилей и вел моральную агитацию, готовя к отъезду близкую родню. Я же планировал стать «Звездой» ну если не Мирового, то международного уровня и продвинуть туда же самарское «Маккаби»! Теперь на свои совещания я приглашал городских руководителей, а время своего отъезда в Израиль связывал с семинаром, который там готовил Всемирный Союз Маккаби.  В мою программу входило создать в Израиле представительство Самарского делового центра «Маккаби». Помогать из-за рубежа своей организации во внутренней деятельности, и начать оттуда - деятельность внешнеэкономическую. И, конечно же, в эту программу входило обучиться основам языка и культуры.
Как в Израиле профессионально заниматься общественной работой, я не представлял, но уверенный в своих силах и способностях, эту программу деятельности  представил на Совете.
                На одном из последних совещаний я награждал всех участников организации Почетными Грамотами и «ценными подарками». Михаила Каплан и Бориса Песина за работу по благоустройству кладбища и организацию шахматного турнира на Празднике ЕКЦ. Но Каплан заявил о создании в городе уже 6 еврейских организаций и что он является директором новой под назаанием «Бейт Ам» (Дом Вечности) в нее вошел Борис Песин и которая находится в стадии регистрации. А также, что его организация не может объединяться с Маккаби, поэтому он решил создавать Ассоциацию еврейских организаций в которую все должны войти. Ощущение от этого "выступления" было мерзкое, и все молчали...  Встал Добрусин и заговорил о том, что между еврейскими организациями происходит конфронтация как в еврейском анекдоте. И все это просто посмешище для города…
                Мне же разбираться в буче, которую устроил Каплан, было уже неинтересно и некогда. Благословляемый куйбышевским еврейским народом и двумя очень важными на тот момент персонами в лице Титова и Добрусина, я готовился к отъезду, оставляя ЕКЦ «Маккаби» на попечение Григория Ляховецкого.
В воскресный день 07.10.1990г моя «Девятка» стояла готовая к путешествию через моря и страны в Землю Обетованную.
                Автомашина и купленный для этого случая прицеп были загружены всем необходимым не только для поездки. Геннадий Иванович выписал с завода лодочный мотор «Вихрь», по его заверениям в Израиле он мог сойти на первое время за валюту. Я приобрёл в Ленинграде японский ТВ, видео камеру...
До границы в машине со мной ехал Юра Симановский, а Геннадий Иванович Додонов вылетел в Молдавию на самолете. Встреча с ночевкой была назначена в Кишиневе у его родственников. Оттуда мы в сопровождении еще двух машин подъезжали к границе с Румынией. Попасть на пограничный пост было нереально, очередь к нему была многокилометровой и еле двигалась. Тогда я придумал торжественный проезд через границу в сопровождении «кинооператоров». Проехали эти километры мы по встречной полосе. Впереди моей, шла машина с видеокамерой, изображая съемку кинофильма, а сзади шла машина сопровождения, и тоже что-то изображая и объясняя изумленной публике. Так и добрались до пограничного пункта, где уже договаривались с пограничниками.


Рецензии