Идёт ползучий реванш белого движения

Интервью с Игорем Федоровским (Игорь Федоровский - поэт, член КПРФ)

- Я родился в Омске. Пока университет не закончил, я вообще Омскую область не покидал. Это потом у меня были поездки в Питер на литературные семинары, я начал выезжать в разные города, мне получилось, с чем сравнить. А до этого времени я, можно сказать, кис в Омске.

Понятное дело, что есть люди, которые уезжают, покидают наш город за какими-то лучшими барышами. Но есть еще понятие духовности, какой-то близости к городу. И если рождается, например, ребенок у тебя урод, ты его все равно любишь. Так же я люблю свой город. Хотя сопоставление, может быть, не очень деликатное, но я в Омске родился, я в нем вырос, и я в нем стал вот таким, какой я есть сейчас.

Коммунистические убеждения у меня изначально. Я был воспитан в убежденной коммунистической семье, постоянно ходил с дедушкой на акции протеста, на 1 мая, на 7 ноября. Я их видел и могу анализировать, что в 1990-е годы протест был куда сильней, куда активней. Сейчас это все куда-то схлынуло. Может быть, потому что наш народ устал, может быть, потому что «страшнее Врангеля обывательский быт», и айфоны заполонили сознание простых рядовых омичей.

Герои не должны возникать, только потому что старые герои оказались не нужны. Колчак должен быть героем только лишь потому, что Ленин уже неактуален, не хайпов? У нас по Омску отношение к этому человеку неоднозначное. Герой не должен быть модным. Героем должен быть тот, за кем ты хочешь следовать.

Я считаю, что если у человека есть партийный билет, в котором написано «Член Коммунистической партии», то он должен помнить и чтить свои корни, то есть Гражданскую войну, когда колчаковцы расстреливали коммунистов, комсомольцев. Нельзя считать, что когда-то коммунисты были одни, а сейчас они другие.

Акцию <с куклой Колчака> организовали комсомольцы и наши молодые коммунисты, в частности, был Иван Ивченко, депутат горсовета. И почему? Опять же, надо искать новые формы, как привлекать молодежь, чтобы она хотя бы заинтересовалась. Не нужно выходить только лишь с плакатами, с красным флагом, с красной растяжкой: «Нет Колчаку!»

Переломные моменты должны случаться у творческого человека каждый день, можно сказать, каждую минуту, потому что он обязан сомневаться, он обязан смотреть на ситуацию с нескольких, совершенно полярных, точек зрения. И на того же Колчака я смотрел и с точки зрения потомков белого движения. А было бы уместно ставить памятник здесь? Колчак же был не по своей воле верховным правителем. Если бы ему сказали, что другое место удобнее, он стал бы правителем там. Это просто воля случая, что Омск стал столицей, к нашему счастью или несчастью.

И то, что я там вырос и 30 лет уже живу в коммунистической семье с коммунистическими идеалами, это не мешает мне смотреть на мир с точки зрения ярого антикоммуниста.

Я общаюсь с людьми, я вижу людей, я люблю историю нашей страны и вижу, что и среди коммунистов, так скажем, были не совсем хорошие люди, и я знаком с ними.

Сейчас у нас идет 100-летие комсомола. А собираются такие комсомольцы, которые уже давно не состоят в партии, откупили себе концертный зал в филармонии. Они предали наши идеи, но для них этот день — просто повод прекрасно провести время, попить, послушать музыку. Для них это уже не работа, я даже ностальгией это не назову. Ну, просто в групповушку, в корпоративчик провести время.

Политические репрессии необходимы — крамольную вещь скажу: даже сейчас бывают необходимы, — потому что есть эти идеи хранения средств во всяких оффшорах. Живет чиновник — и не поймешь, сколько у него денег. Порой должна быть строгость. Репрессии в должной мере важны. Другое дело — конечно, не должно быть перегибов.

Среди коммунистов есть совершенно разные попытки осмыслить 1930-е годы и репрессии. Кто-то вообще говорит, что сейчас нужен новый Сталин, который даст всем урок, всем зажравшимся. У нас есть в партии и те, у кого были репрессированы родственники, и кто считает, что повторение ситуации невозможно.

История может сделать какой-то новый виток, но этот виток уже будет другим. И мы уже с умным руководством не повторим ошибок. Но только с умным.

На акции протеста я буду выходить всегда, у меня это в крови — быть оппозиционным к любой власти. Вообще, писатели, поэты, творческие люди — они по своему факту должны быть в оппозиции к власти, они должны искать что-то новое, чего еще не достигли. Даже в самом идеальном государстве они должны быть против, они должны искать. Потому что если творческий человек не ищет, он, можно считать, мертвый поэт, писатель.


Рецензии