Горка

Вид с нашей горки открывался в самом конце пути со станции на дачу, когда, идя вдоль высоковольтной линии, и, миновав Мызу – подворье, где жили электрики со своими семьями, находившееся справа по ходу, я входил в наш дачный поселок. Отсюда начинался длинный пологий спуск в долину реки Учи, по самому краю которой, у подножья холма, на вершине которого я стоял, проходила железная дорога. Сейчас речная пойма застроена дачами и заросла деревьями, а в годы моего детства до речки, протекавшей вдоль опушки обширного леса, простирался луг; на нем выделялась пастушья хижина, сложенная из дерна, на которой, как фокальная точка пейзажа, чернел дверной проем. Так как речка пробегала между деревьями, и была мелкой, зеркала ее вод не было видно, (разве, что при весеннем разливе или при затяжных дождях). Зато лес в любое время года с горки представал во всей своей мощи: скользя по верхушкам деревьев, взгляд пробегал вдоль занятых им обширных пространств, и упирался в окутанный дымкой горизонт. Впечатление безбрежности леса усиливалось прямолинейною просекой, посередине которой стройною колонной, в затылок друг другу шли  на Северо-запад деревянные столбы высоковольтной линии, чьи провода негромко, но постоянно гудели над головой. То, что я называю здесь горкой – это тоже часть просеки; дорога, которою я вас веду, прижалась к ее правому краю, - к зарослям орешника, в которых  в годы моего детства блеяли козы, оставленные их хозяевами пастись на длинной веревочной привязи. Слева от дороги располагалось картофельное поле, подходившее вплотную к изгородям дач нашего поселка, выстроившимся вдоль левого края просеки. Пройдя полпути вдоль спуска, дорога упиралась в поперечную улицу нашего поселка, раздваиваясь.
Этот ландшафт находится под моим наблюдением с середины сороковых годов прошлого века по нынешнее время. За прошедшие годы в нем произошло немало изменений: деревянные столбы высоковольтной линии сменились на металлические мачты; по железной дороге вместо паровозов, тянувших за собою вереницы маленьких двухосных вагончиков, проносятся обтекаемые, юркие, как змеи, электрички; на месте картофельного поля раскинулась декоративная стриженая лужайка с изумрудно-зеленою травой; полотно дороги, с выдавленными в глине глубокими колеями, сменилось асфальтом, на пересечении дороги с улицей поселка возведен модернистский монумент, посвященный его 80-летнему юбилею, но главные черты этого ландшафта остались неизменными: в нем ощущение уюта места, обжитого несколькими поколениями поселян, сочетается с открытостью вселенскому простору.
Столь знаковое место часто оказывается сценой моих сновидений, но не теперешнее, а то, которое было семьдесят лет назад. Вот пример. Мне приснилось, что дачу разобрали на бревна, чтобы ее перенести с моего участка на горку, но возвести не где-нибудь, а на месте ДЗОТА, сооруженного на горке в 1941 году чуть ниже улицы нашего поселка. Сразу после окончания войны земляная насыпь  кровли ДЗОТА была срыта, а бревна в два наката – разворованы местными жителями, в результате чего открылось обширное подземное помещение  с бревенчатыми стенками и внутренними перегородками, неизменно привлекавшее мое внимание, - особенно шумовка от походной кухни, торчавшая из лужи, вечно стоявшей на земляном полу. В таком виде ДЗОТ простоял пару лет, потом были украдены все оставшиеся бревна, и он превратился просто в большую яму, куда сваливали мусор. Еще лет через десять яму засыпали, и последние шестьдесят лет здесь буйствуют заросли сахалинской гречихи, но в моей памяти на этом месте до сих пор зияет распахнутая сверху землянка, и именно на ее деревянные стенки, как на фундамент, в моем современном сне я надумал перенести нашу дачу: ведь теперь у нас будет подпол, о котором было столько разговоров, но которого так и не появилось на  прежнем месте.
Итак, в моем подсознании царит примерно 1948 год, и когда я сейчас переношусь воображением на  нашу горку, она мне представляется не такой, какая есть, а какой ее видел во времена моего детства: теплый летний вечер; небо над кромкой леса, за которую солнце закатилось с полчаса назад  – нежнооранжевого цвета, который плавно переходит в желтый, и далее вдоль спектра. Над речной долиной и между деревьями лесной опушки поднялся туман; безветренно. В звонкой тишине слышны лишь отдаленные голоса собак, нехотя, как бы по обязанности,  перелаивающихся между собою…
                Август 2019 г.


Рецензии