Про Яшку-гаишника

Случилось это в начале девяностых. У дороги, ведущей от федеральной трассы к станице Глуховская, появился очень рьяный блюститель порядка с полосатым жезлом в руках. Звали  его Яков, а в народе Яшка рыжий. Таковым он и был. Его рыжий чуб всегда небрежно топорщился из-под форменной фуражки, а упитанные щёки были густо обсыпаны веснушками - настоящий рыжий, одним словом! Придирался он к сельским водителям по каждому пустяку. Молодой автоинспектор приходился станичнику Дмитрию  свояком. Жаловались Дмитрию на Яшку, но всё без толку - принципиальным был его родственник, и «принципиально» свой собственный карман пополнял. Затаили станичники на него обиду и вот однажды, пришёл долгожданный момент, когда  удалось с ним расквитаться.

Стояла уборочная пора. Тракторист Василий поздно вечером возвращался домой. Выезжая на асфальтированную дорогу с просёлка, что по над лесопосадкой, он возле обочины заметил что-то блестящее. Василий остановил трактор и, не выключая фар, подошёл поближе. Этим блестящим оказался милицейский радар.
«Вот это да!» – удивлённо подумал Василий, - «Кто же его тут потерял?!».
Он положил радар в сумку, в которой носил с собой на работу еду и поехал дальше: «А видать, этот инструмент - Яшки-рыжего. Кто ещё тут с таким гарцует?», - предположил он, усмехаясь в прокуренные усы. Только об этом подумал, как мимо него на большой скорости пронеслась «гаишная» машина. «Вот, забегался!» - злорадно произнёс Василий, глядя вслед быстро удаляющемуся автоинспектору - «Самому-то скорость превышать можно», - с досадой добавил он.
 
В станице Василий направился к куму Игнату, который на днях ему жаловался, что в выходные Яшка-рыжий оштрафовал его на целую сотню! По подсчётам кума, на неё можно было купить две бутыли самогонки,  а уж пива!.. Кум вышел на крыльцо в одних трусах, над которыми нависал большой пивной живот. Он  с удивлением глядел на столь позднего гостя. Василий бодрой походкой шёл к нему навстречу с сумкой через плечо, на ходу бросив скороговоркой: «Здорово, разговор есть!». Они зашли в дом.
Игнат выжидающе смотрел как Василий что-то доставал из сумки. Наконец тот торжествующе  выложил перед ним на стол милицейский радар.
- Во! – удивился кум, - Откуда он у тебя?
- Нашёл у дороги. Яшка, видать, потерял. Только я поднял находку, он мимо меня на всех парах мчался в станицу.
- Вот это да! Повезло нам. Яшке смену утром сдавать, он теперь за свою потерю что хочешь отдаст, имущество – то казённое.
- Игнат, а давай сейчас соберём всех, кто пострадал от его поборов и решим, как с Яшкой поступить.
- Так я не против. Точно знаю кого он с весны штрафовал. Брательника моего на сотню развёл, тот на «Волге» от друга с бани ехал, чуток превысил под этим знаком злосчастным, Серёгу-крановщика сколько раз обирал без зазрения совести, про себя уже молчу. Лёшку – рябого на мотоцикле постоянно останавливает.
- Ну, и я кое-кого знаю из пострадавших. Ты обзванивай своих, а я - своих. Только по телефону о цели сбора ничего не говори, а то не успеем обсудить, разнесут новость, и до Яшки быстрёхонько докатится весть о находке.
Через некоторое время в доме Игната собрались человек десять. Узнав причину сбора, мужики потирая руки, ухмыляясь и веселясь обсуждали как же наказать своего обидчика.

Тем временем Яков приехал к свояку Дмитрию, рассказал, что потерял радар. А случилось это по чистой случайности. Он, как обычно, стоял в засаде в укромном месте, недалеко от знака «40». Уже в сумерках проехал свояк, возвращаясь из областного центра домой. Был в командировке, а заодно накупил там всякой техники: новый сотовый телефон, кинокамеру, жене – электродуховку, начал хвалиться, на крышку багажника всё выложил, стали рассматривать, а Яков радар рядом положил. Пока поговорили о том, о сём совсем стемнело. Свояк заспешил ехать. Яков распрощался с ним, а про радар то и забыл. Остался он на машине. Уже когда свояк уехал, незадачливый инспектор обнаружил, что радар-кормилец исчез. Поискал, может где упал, но увы…

Мелькнула мысль: «Он в багажник к Дмитрию свалился», вот Яков и поехал к свояку в надежде найти потерю, ведь утром сдавать смену напарнику.  Но увы, радара  в багажнике не оказалось, тот и предположил, что может он с крышки багажника по дороге свалился, да где-то  лежит, если никто не поднял до сих пор.
- Не заметил ли ты кого-либо,  когда ехал ко мне?
- Ну, мотоциклист перед тобой проехал. А больше никого. Нет, стой! – вспомнил Яшка, - Василий на тракторе проезжал, он откуда-то с полей вывернул, я его обогнал.
- Обратно поезжай помедленнее, посмотри на дороге, а если не найдёшь, так к Ваське заедешь, если нашёл – отдаст, он мужик порядочный, ну, разве что магарыч запросит, - убеждал Дмитрий расстроенного родственника.
Он подробно объяснил незадачливому свояку где живёт  Василий. Но того дома не оказалось. Его жена, неприветливо оглядывая  незваного гостя, строго спросила:
- И зачем он тебе понадобился?
- Очень, очень нужен по важному делу!, - торопливо и как-то непривычно заискивающе произнёс Яков.
- А ну если по важному…к куму Игнату загляни, туточки он через две улицы.
Когда Яшка-рыжий подъехал к дому Игната, его сразу насторожило скопление машин поблизости от его подворья. Тут стояли «Волга», несколько «Жигулей», пара иномарок, хозяева которых были хорошо известны доблестному охраннику правил дорожного движения, он не раз останавливал их одним взмахом своего полосатого жезла. Тут же стоял трактор Василия. «Странно, чего это они здесь собрались?», - в сердце у Яшки тревожно ёкнуло. Стараясь не поддаться внутренней тревоге, он твёрдой походкой подошёл к двери и громко постучал. Услыхав голос хозяина: «Войдите – не заперто», Яков кашлянул в кулак и решительно открыл дверь.
 
В просторной комнате за круглым столом, вальяжно откинувшись на спинку стула, сидел хозяин дома – Игнат, рядом с ним тракторист Василий и ещё пару человек. Кто-то разместился на диване, креслах. Все они в упор смотрели на вошедшего.
-  Здравствуйте всем, - произнёс Яшка, снимая головной убор.
- О! Какие люди к нам пожаловали, доблестный страж порядка с особо опасного участка на нашей районной трассе. Чем обязаны, что привело тебя к нам?! – произнёс Игнат со злой иронией и степенно вышел из-за стола навстречу гостю, не ответив на его приветствие.
Яков чувствовал неловкость ситуации, враждебно-насмешливые взгляды присутствующих так и жгли его со всех сторон, и ещё он нутром чувствовал, что не случайно они собрались здесь в столь поздний час.
-  Я к Василию...
- А зачем он тебе? – Игнат стоял напротив Якова, сцепив руки на груди.
- Радар я обронил, а он следом по дороге ехал, может, нашёл? – после некоторой паузы объяснил цель своего посещения Яшка.
В комнате послышались смешки.
- Ах, вот оно что! Да как же это могло случиться, что такой ответственный автоинспектор смог допустить такую ситуацию?! Потерять государственное имущество, считай – оружие! Тебя ж за это начальство по головке не погладит! Уволят в чистую! Правда, ребята?!
- Дак, конечно, уволят! И поделом!
- Сколько можно честных водил обирать! Чуть превысил скорость под этим знаком – штраф, аптечку забыл – штраф! Только всё себе в карман.
- Теперь сам влип! Так тебе и надо! Выгонят это точно! – раздавались со всех сторон голоса.

Яшка завертелся как уж на сковородке, раскраснелся, занервничал, чувствуя, что неспроста они с ним так напрямую дерзят, козырь у них в руках.
- Игнатий Петрович! Ну, простите, если в строгости своей я иногда перебирал, но ежели нашли мой радар, не темните, скажите прямо, поймите, мне же смену сдавать. Василий Кузьмич, вы ехали следом, не находили?... Я отблагодарю…- с надеждой в голосе вопрошал  автоинспектор, припомнив  вдруг отчества присутствующих.
Тут тракторист Василий, хитровато переглянувшись с кумом, заявил:
- Нашёл.
Глаза Якова радостно засветились.
- Спасибо, спасибо! Где же он?!
- Там и лежит, где потерял.
- Так поехали, покажешь! С меня магарыч!
- Э! Нет, магарычом тут не отделаешься, - вступил в разговор Игнат,  - Ребята, что мы там насчитали? На какую сумму нас нагрел этот честнейший автоинспектор за полгода своей работы на нашей дороге?!
- Две тысячи вышло.
- Так вот и верни наши трудовые, незаконно изъятые в личное пользование, - заключил Игнат.
- Так сами ж давали, чтоб протокол не составлял!
А ты и рад стараться. Лютуешь без меры, за любую мелочь цепляешься. С кого берешь? С земляков.
- А перед законом все равны, - пытался было повысить голос Яшка.
- Перед законом говоришь?! Кто б говорил! Да закон для тебя – твой карман. Не согласен со сделкой, мы твой радар твоему областному начальству доставим, расскажем, какие у него нерадивые работники.
- Да ладно, мужики, согласен я.
Яков достал из кармана пачку денег. Вздохнул обречённо, собирал ведь на новую машину. «Ну, ничего, восполню потерю. Попляшете вы ещё у меня!», - мстительно подумал он, торопливо отсчитывая две тысячи.
- Вот, забирайте, - выложил он деньги на стол, - Ну, где радар?
- А ты не спеши, - руководил Игнат разборкой, - Ещё тебе условие.
- Какое ещё условие?!
- Переводись с этого участка, чтоб мы тебя здесь больше не видели!
- Это почему? Я ж вам деньги вернул!
- А не нравишься ты нам. Тут таких ушлых до тебя не было…
- Ну, вы даёте?! Не вы меня сюда ставили…
- Ну, как хочешь. Будешь без радара. 
«В конце концов, ничего не потеряю» - секунду подумав, решил про себя Яков, - «С чужими, будет легче».
И, досадуя на себя и мужиков, клятвенно им пообещал перевестись. На том и порешили. Автоинспектора «почётным эскортом» из нескольких машин проводили к месту потери радара, где тут же «нашли» его в кустах на обочине дороги. Схватив свой радар под хохот собравшихся, Яшка рванул прочь.

Весть об этом случае облетела всю станицу, и местные водители, проезжая по дороге мимо Яшки-рыжего весело посмеивались, высовываясь из окон своих машин, а самые смелые с ехидством советовали: «Радар крепче держи!». Яков рапорт о переводе подал, но начальство не спешило дать «добро». 
Через некоторое время он всё-же дождался перевода и стал работать в другом районе. Но глуховских станичников и там не цеплял, даже нарочно отворачивался, если узнавал. А ежели, кого случайно остановит – козырнёт и счастливого пути пожелает…
05.2014г.    
Т.Александрова-Минчакова (Александрова Т.И.)


Рецензии