Киев

Ах, Киев, Киев! Созданный когда-то
Во времена зачатия Руси 1
И даже раньше, стал Днепру ты братом.
Что загрустил, приятель? Не грусти.

«Я не грущу. Я просто вспоминаю
Свой долгий путь, историю свою,
И всё, что было, вновь переживаю
И Бога поддержать меня прошу.

Мать Киевской Руси – четыре с лишним века 2
В плену литовцев двести лет я жил, 3
Сто лет под властью Польши. – Моё веко 4
Дрожит при мысли – сколько пережил!

Три века с лишним я провёл в России, 5
В плену у немцев я три года был, 6
В гражданскую войну пятнадцать раз входили
В меня войска здесь враждовавших сил. 7

И вот свободен я! Какой ценой свободу 8
Я получил за столько прошлых лет! –
Как много в битвах пало здесь народу!
Как много крови видел здесь рассвет!

Вот почему грущу я на рассвете.
Не помнит Днепр – вод память коротка. –
Лишь помнят берега прекраснейшие эти,
Да помню я, как били здесь врага».

14 ноября 2019 г.
-----------
1 Согласно легенде, содержащейся в Повести временных лет, Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян и назван в честь старшего брата. В «Киевской летописи» начала XI века говорилось, что укреплённый город на месте Киева существовал с 430 года.
2 В 882 г. Киев был завоёван родственником Рюрика, новгородским князем Олегом, который перенёс туда свою резиденцию. С этого момента Киев стал столицей Руси. В «Повести временных лет» Киев в устах князя Олега Вещего под 882 годом называется Матерью городов русских. Под этим выражением подразумевается, что Киев был столицей и от него пошли все древнерусские города. 
3 С 1362 г. по 1569 г. Киев входит в состав Великого княжества Литовского.
4 С 1569 г. по 1654 г. Киев входит в состав Короны Польской Речи Посполитой.
5 В 1654 г. в городе происходит антипольское восстание и Киев переходит «под руку московского царя».
6 С 19 сент. 1941 г. по 3 ноября 1943 г. Киев был оккупирован немецкими войсками.
7 С ноября 1917 г. по 12 июня 1920 г. Киев 15 раз переходил из рук в руки (6 раз брала Киев Красная Армия, 1 раз германские войска, 2 раза Добровольческая армия, 1 раз Войско Польское, 5 раз украинские части).
8 С 24 авг. 1991 г. Киев – столица независимой Украины.


Рецензии