Подобие манифеста Как начать рисовать, или

Подобие манифеста: Как начать рисовать, или творчество, которое доступно каждому

В моем представлении, работы в области рисования не обязательно должны быть излишне завершенными, выглядеть традиционно, они могут (и иногда должны?) сохранять оттенок незавершенности, быть слегка "сырыми". У зрителя при созерцании этих работ может возникнуть ощущение - "я тоже так могу". Эти работы не будут подавлять его сознание отточенным совершенством своей формы и содержания. 

Еще дальше идут некоторые абстракционисты. Они рисуют спонтанно, не зная, что выйдет в конечном итоге. Может быть, они и придерживаются какой-то определенной техники, но это не главное в их работах. Подобным образом можно рисовать и в жанре реализма, или любом другом жанре, связанном с изображением "овеществленных" образов. Старание и наличие смысловой нагрузки может иметь место при создании таких работ. Но иногда оно может сочетаться с некоторой искусственной небрежностью, раскованностью руки, или же намеренной незавершенностью пространства работ, их форм, линий или цвета, а также их идейного содержания. Нечто подобное можно заметить также и в китайской живописи и в японском суми-э.

Смысл в том, чтобы придать работам легкость, уйти от тяжеловесности формы и содержания. К тому же, зритель, созерцая такие работы, сможет сам настроиться на творческий процесс, понимая, что он, вполне возможно, сможет также. Над ним не будет довлеть требование профессионализма, и он сам сможет приступить к созданию творческих работ. Подобный принцип лежит в основе арт-терапии, в которой процесс создания работ оказывается важнее результата.

Может здесь иметь место и некая идейная подоплека. Основа и метод некоторых таких произведений - интуитивная спонтанность, они рождаются не по заранее намеченному плану, а значит возможны неожиданные открытия. Иногда подсознание, - которое в основном и руководит процессом создания таких рисунков или картин, - выдает нечто непредсказуемое, нестандартное, необычное, "внеконцептуальное", то, чего нельзя достичь путем рассудочной деятельности. Такие работы могут представлять интерес, как продукты не скованного условностями сознания, или сознания, стоящего за рамками привычных культурных образцов, шаблонных схем и т.д., сознания, творящего свою индивидуальную вселенную образов и смыслов... (Кстати говоря, сочетание академической подготовки и навыка "отпускания ума" может принести еще более невероятные плоды - пример творчества Сальвадора Дали).

Мне скажут, ну хорошо, мы можем создавать подобные работы, а как же быть с их продаваемостью, кто их купит? Они не всегда должны покупаться (хотя последнее тоже не исключено), можно создавать их ради удовольствия, "для души", в качестве хобби, а зарабатывать на жизнь другими способами. Некоторые люди занимаются творчеством именно таким образом, не являясь при этом профи, например, так поступает известный музыкант Пол Маккартни, можно назвать и другие имена. Они просто любят создавать нечто своими руками. И для них неважно увидят их работы другие люди или нет. Хотя почему не увидят? Допустим, не окажется возможным выставить их на традиционных площадках, в силу того, что это работы любителей, но ведь есть интернет, можно демонстрировать свои работы в виртуальном пространстве и получать отзывы от своих подписчиков.

Искусство может стать более доступным для людей. Они могут найти в нем нечто для себя, для своей души, чего может не хватать им в их повседневной жизни. Главное не сковывать себя условными правилами и стереотипами. Нужно же когда-то начать! Потом, если угодно, можно развить и профессионализм. А если не получится - то остаться на любительском уровне. Можно представить себе творчество, не как нечто являющееся только лишь достоянием академиков, но как что-то такое, что доступно практически каждому. 

2019 г.


Рецензии