Кто видел в море корабли... Шаг вперёд!

     Мой разговор с Ириной по телефону не принёс мне большой радости. Дома всё было плохо. Соседи продолжали бесчинствовать, доводя мою жену до нервной истерики. Чувствовать в телефонной трубке слёзы любимого человека, находящегося от тебя за тысячи километров, для моряка в высшей степени мучительно! Осознание собственного бессилия в данный конкретный момент, когда родному для тебя человеку необходима твоя помощь, мучительно вдвойне! Ира умоляла меня бросить море, приехать к ней и помочь, чтобы мы могли существовать, как семья и дальше. Я, как мог, успокаивал её, обещая после очередного рейса приехать в отпуск и решить все проблемы. Она просила меня серьёзно подумать о нашей дальнейшей жизни на берегу. Эти слова разрывали мне сердце, но я понимал, что скоро мне придётся сделать выбор между морем и семьёй. В море я уходил с твёрдым обещанием, данным мною жене, что этот рейс будет последним. Впереди у меня был юбилейный день рождения, который мне предстояло отметить за границей. Для празднования этого события я взял с собой две бутылки коньяка, перелитые в тёмно-зелёные бутылки из-под газированной воды «Буратино». Это было сделано для маскировки при таможенном досмотре. Пластмассовые пробки надёжно закупорили содержимое бутылок, а  металлические крышки поверх них, дополняли маскировку алкогольного напитка провозимого под видом безалкогольного. Таможенный досмотр прошёл благополучно, и мы вышли в море.

         Мой день рождения мы отмечали в Бремене. За обедом судовой кок вручил мне традиционный праздничный тортик. А вечером я накрыл в своей каюте стол, сервированный закупленными заранее консервированными закусками и двумя бутылками коньяка «Буратино»! Среди приглашённых гостей были: мой начальник радиостанции, четвёртый помощник, судовой врач и радионавигатор Мурманской радионавигационной камеры, сопровождающий нас в рейсе с целью выявления периодически возникающей неисправности радара. Вот так, в кругу друзей я и встретил свой 25-летний юбилей.
        Накануне ночью, сидя в радиорубке, я написал своё прощальное стихотворение, поскольку днём подал капитану заявление на отпуск с последующим увольнением. Стихи были едкие, содержащие всю горечь моих чувств, которые я испытывал в тот момент.

         Частушки
                В. Осипов

Про морзянку я забыл,
Про тире и точки.
К морю синему остыл
И засел за строчки.
Пива пенного хлебну
Из гранёной кружки.
Про морскую жизнь мою
Слушайте частушки!

К чёрту море! Ухожу
Я в цеха завода.
С чемоданчиком схожу
С трапа парохода.
Мне из синей вышины
Солнце корчит рожи!
На душе моей легко,
В чемодане – тоже!

На прощание помахаю:
До свидания, ребята!
Вас таможня провожает
С автоматчиком у трапа.
Буду дома я цветы
Поливать из лейки,
А вы в валютные рубли
Собирать копейки!

Пусть капитализм трепещет,
Пусть готовится маклак,
Собирается «налево» *
Наш арктический моряк!
За границей две монетки
В потный кулачок зажмёт,
В магазине всё, что можно
Перемерит и уйдёт.

Пароходство вам пришлёт
Указанье бравое:
Мол, «налево» не ходите,
Ваше дело «правое»*!
Я парного молочка
Отхлебну из крынки.
От меня большой привет
Чукчам из Дудинки!

По морской своей судьбе
Справил я поминки.
Море с берега люблю,
Судно на картинке!
Я сменю, пока я молод,
Телеграфный ключ на молот,
Допишу я строчку
И поставлю точку!
                16.06.1985 г.

    * Если посмотреть на карту Кольского полуострова, то вы увидите, что выходя из Кольского залива, суда идут налево - за границу, а направо – в каботажные рейсы.
А ещё была поговорка: «Если Кольский полуостров изобразить в виде задницы, то Мурманск находится именно там!»

         Когда я под гитару пропел эти частушки моим гостям, они и плакали и смеялись одновременно. Всё было правдой! Все очень сожалели, что я ухожу. Мой начальник успокаивал меня, что, может быть, всё ещё образуется. За отпуск много чего ещё может произойти. Я не мог ему ответить. Я не знал, что ждёт меня впереди. А самый пожилой из нас, радионавигатор, отечески пожал мне руку и сказал, что если есть возможность уйти с моря, то надо уходить. Иначе эта морская жизнь затянет тебя, ломая семью, отношение близких тебе людей и друзей. В море моряк работает, а живёт он всё-таки на земле. Поэтому, если не хочешь потерять то, что имеешь, выбери тот путь, который тебе предназначен.

        В отделе кадров пароходства инспектор группы судов, который меня курировал, не терял надежды, что я изменю своё решение об увольнении. «Давай так, - сказал он, - ты оставляешь мне заявление на увольнение и идёшь отгуливать свой отпуск. Времени у тебя будет достаточно, чтобы решить все свои проблемы. А потом возвращаешься и продолжаешь работать. Заявление твоё будет тебя дожидаться у меня в столе. Если же после отпуска ты решишь уволиться, то я даю заявлению ход». На этом и порешили.

       Я улетал из Мурманска в Ленинград, не зная, вернусь ли  сюда когда-нибудь ещё, или уже нет. Перед трапом самолёта я остановился. Позади, ожидая моего возвращения, оставалось бескрайнее синее море, а далеко-далеко впереди  клубилась туманом неизвестность …

           Вспоминая прошлое, я ловил себя на мысли: «Что было бы, если бы я не поступил в мореходку? Если бы не женился? Если бы не остался в Ленинграде?» Все эти вопросы были решены мною в своё время однозначно, и я не разу не пожалел о своих решениях. Говорят, что Судьба человека предначертана для каждого, начиная с момента рождения. Но, отправляясь в свой путь по жизни, человек не всегда знает, что ждёт его впереди. Страх перед неизвестностью замедляет его движение, и человек останавливается в нерешительности. «Если не знаешь, что делать – сделай шаг вперёд!» - гласит Кодекс Бусидо (кодекс воина-самурая). Кто же подскажет, в каком направлении нужно сделать этот шаг? Душа человека вечна, и она точно знает, что ждёт его на жизненном пути. Она живёт в сердце и всегда старается подсказать человеку верное направление. Но голос её очень тихий. Чтобы его услышать, надо успокоить свой разум. Голос разума гораздо громче! Разум всегда вооружён логикой, здравым смыслом и рациональностью. Он заглушает голос Души и диктует приказы, в обоснованности которых не сомневается. И только достигнув результата (положительного или отрицательного), разум успокаивается и затихает. Вот тогда-то Душа и может подсказать человеку – достиг он желаемого или нет. И в каком направлении ему нужно следовать дальше. Это выражается не в словах, а в чувствах. Поэтому человек ощущает эту жизнь сердцем. И когда он слышит зов своего сердца, то идёт по верному пути!

 Я сделал шаг вперёд!   


Рецензии