Купола в тумане!

 …Утром года значится март в народном календаре. Зиму ломает, новому сезону дорогу открывает. Весною дождь парит, а осенью мочит. Весна днем красна. Весна- зажги снега, заиграй овражки!
Из всех весенних явлений марта месяца на севере меня как- то особо привлекают…туманы! Посещают они наши нефтеюганские края не часто, не каждый сезон и, так сказать, особыми «пятачками»: больше в широких обских поймах, но недалеко от самой водной магистрали.
Однажды я уже писал про такой густой молочный мартовский туман, накрывший меня на льду одной из проток Оби (за железнодорожной станцией Островная). Вдобавок ко всему стал проваливаться под ногами с утра подмороженный наст…
Я наугад брел к автодороге на Асомкино, погружаясь по пояс в грубый зернистый снег. И вскоре выбился из сил!..
По рыбацкой привычке всегда кладу в рюкзак топорик. Он и выручил меня. Срубив пару невысоких березок, я приспособил их…как снегоступы. Став и пройдя по стволу с ветками одного деревца с метр- полтора, я одновременно за комель тянул к себе и другое, забрасывая его потом подальше вперед.
Несколько часов я так, по- черепашьи, передвигался почти вслепую, ориентируясь по очень бледному пятну солнца в туманном мартовском небе. И, к счастью, горячее весеннее солнышко к полудню полностью разогнало тот предательский туман, внезапно настигший меня в пойме Оби несколько лет назад! И я вскоре выбрался на автодорогу!..
Небольшая справка.
Туманы в России (и в Среднем Приобье) наблюдаются круглый год, но чаще- в теплое время (июль- октябрь). Зимние туманы связаны с явлением температурных инверсий, когда в замкнутых долинах застаивается плотный холодный воздух. То есть механизм образования зимнего тумана примерно такой же, как и летом: безветренная ночь, температура у земли ниже, чем в верхних слоях атмосферы.
Все мы помним наши обжигающе- суровые декабрьские и январские морозные туманы. Они, кажется, пронизывают не только тело, но и душу, сковывают, затуманивают все мысли, само сознание. Хочется лишь одного- быстрее добраться до теплой квартиры, прижаться руками к горячей батарее отопления, окунуться в горячую ванну!..
«Особо тяжелые- к пятидесяти- морозы рождают туман не обязательно над открытою водою,- пишет в Интернете сибирский эколог и натуралист С.К.Устинов.- Как- то мне пришлось оказаться в долине Унгуры…Ночью мороз усилился и к костру в слабом свете звездного неба со всех сторон подступила серая стена. Когда от пододвигаемого в костер бревна пламя ярко вспыхивало, оно освещало стену, и было видно, что она вся состоит из бесчисленного множества мельчайших, вертикально стоящих крошечных иголочек- льдинок тумана».
Чувствуете разницу? Зимний туман состоит из ледяных иголочек, а летний- из крошечных капелек!..
Поэтому- то иногда (очень редко!) туман и сам издает звуки. Это ровный тончайший шорох- шелест мириадов движущихся при слабом ветре крошечных капель воды. Или тех же ледяных кристалликов!..Туман слабо шелестит и при своем движении по склонам гор, в долинах рек!..
Густой зимний туман обычен над полыньями и свежими наледями, над теплыми прудами- охладителями электростанций, где все кругом закрывает густым толстым «одеялом» кудрявый узорчатый куржак.
Однако, когда весна уже полностью вступает в свои права, зима иногда заявляет снова и снова о своих правах…
…20 марта с.г. (2008) около девяти часов утра я находился около Нефтеюганского филиала Западно- Сибирского коммерческого банка.
Погода стояла безветренная, солнечная и морозная- до 15 градусов по Цельсию.
Пока я шел к банку, теплое мартовское солнышко ласково согревало мне лицо и руки без перчаток. Однако все резко и сразу же переменилось, едва я добрался до южной оконечности 16- го микрорайона. Моментом, не весть откуда, на землю навалился белый туман цвета разбавленного молока. Берега и покрытое льдом и снегом русло Юганской Оби напрочь скрылось в этом густом молочном тумане; видимость на автодорогах резко уменьшилась. Автомобили с включенными фарами, как призраки, медленно выплывали из глубин внезапно сгустившейся туманной пелены…
Я шел по обочине дороги, изо всех сил прижимаясь к ее краю. Хотелось поближе взглянуть на спящую еще реку…
Но не протоки, ни тальниковых кустов на ее берегу, ни самого ложа реки разглядеть со стороны жилой застройки города не удалось: все это терялось, проваливалось, исчезало в глухом и слепом ватном пространстве мартовского тумана!..Там где- то далеко словно дематериализовались и два автодорожных моста, и речной порт, и пристань, и склады, и машины, и люди!..В этой мертвой туманной пустоте даже гул автомобильных двигателей слабел, приглушался, куда- то исчезал…
Я крикнул что- то- и звук моих слов не отлетел и двух метров, потонув в разбавленном молоке весеннего тумана.
В нем терялись очертания даже ближайших зданий, а высокий кирпично- красный храм святого Пантелеймона- целителя и вовсе не был виден в каких- то пятидесяти метрах от меня.
И вдруг там, на высоте, я увидел три бледных огня, три «летающие тарелки», невесомо парившие между небом и землей. Они не двигались, но светили как- то странно- призрачно, неземно…
--Что бы это здесь повисло?- вслух задаю себе вопрос. И иду ближе, мимо филиала банка, мимо следующей пятиэтажки, чьи крыши наполовину растворились в призрачном тумане. И вдруг в широкий прогал перпендикулярно подходящей улицы, между этими двумя зданиями, свободно пробивается луч солнца, потом второй и третий. В них быстро тают бледные полосы лохматого утреннего тумана!..
И внезапно передо мною снизу открывается торжественный вид стоящего на высоком бугре храма с тремя сиющими золотом куполами!..
--Так вот что за огни мне светили в туманном небе!- радостно восклицаю, любуясь этой прекрасной музыкой света и цвета. Да, именно яркий блеск солнечного отражения (большущие солнечные «зайчики»!) видел я со стороны банка; именно он мощно пробивался через плотную ватную стену молочного тумана!..И граница городского туманного пространства проходила здесь, в середине 16- го микрорайона, прилегающего своей южной оконечностью к близко протекающей реке Юганская Обь. Наверняка именно ее весенние полыньи, проруби и наледи стали виновниками этого весьма редкого атмосферного явления- морозного тумана!..
…Когда я уходил из банка, то специально поднялся по широкой длинной лестнице к храму. От него Юганская Обь по- прежнему не просматривалась, целиком залитая молочным туманом. А на ближайших березах и кустах ивняка, черемух и рябин ярким морозным серебром сверкал на солнце все же по- зимнему колючий иней. И мириадами алмазных искр резала мне глаза свежевыпавшая снежная пороша!..
Чем мне запомнился тот мартовский туман? Несмотря на приличный утренний морозец, он не был обжигающе- колючим, как в январе. Я бы мог, пожалуй, назвать его…теплым, обвевающе-нежным, настолько он был прогрет невидимым солнцем, поднимавшемся на востоке и все сильнее согревающем эту рыхлую водянистую толщу, оседавшую затем красивым инеем на ветках и в кронах деревьев.
Такой вот чудный сюрприз нефтеюганской погоды неожиданно выпал недавно на мою долю!..И всех тех, кто в это время очутился на юго- западной границе 16-го микрорайона!..

Вл.Назаров
2009 год


Рецензии