Вспоминая пуримские события

ВСПОМИНАЯ ПУРИМСКИЕ СОБЫТИЯ

(Бней Ноах. Рассматривая пуримские события в исторической ретроспективе с позиций диалектического материализма)


Краткое содержание.

Пуримские события и пуримский погром нельзя назвать геноцидом. Это типичный пример межпартийной борьбы. Аман для захвата власти в Персидской империи создал политическую партию подобную той, которую создал Адольф Гитлер в Германии. Ключевые руководящие позиции в этой партии заняли сыновья Амана. Эта партия имела свое боевое крыло, более 75 тысяч человек, преданных своему вождю и готовых выполнить любой его приказ. В стране фактически установилось двоевластие. Руками евреев персидский царь навел конституционный порядок, для чего пришлось физически уничтожить боевиков Амана. Дети и внуки Амна, которые не участвовали в преступной антигосударственной деятельности, приняли иудаизм и стали известными мудрецами Торы.


Свиток Эстер, читаемый во всех синагогах на праздник Пурим, считается самой великой книгой Танаха. Почему так? Дело в том, что если во всех остальных Писаниях рассказывается о том, что делал Г-дь, то в свитке Эстер открывается тайна, как он это делает: свои дела Всевышний в нашем материальном мире вершит незаметно от человека, прячась за естественными природными или общественно-политическими явлениями. «Жизнь – это игра в прятки:Б-г прячется, а мы ищем», - говорил Король Машиах, Седьмой Любавический Ребе Менахем Мендл Шнеерсон.
Б-г дал евреям множество заповедей, посредством которых они исправляют мир. Одна из них – истребление идумейского племени амалекитян, племени одного корня с евреями, но пораженного тяжким духовным недугом, который заставляет, не смотря ни на какие доказательства, отрицать Б-га и Б-жественное, и, следовательно, ненавидеть народ Израиля как носителя Б-жественного Света в этом мире. Заповедь истребления Амалека в должной мере не была выполнена ни Саулом, ни Давидом, когда они имели такую возможность. Амалекитяне разбрелись по всему миру, но, несомненно, большая их часть растворилась среди остальных идумейских колен, которые вскоре, вместе с другими близкими Израилю народами, оказались на несколько столетий попали в вассальную зависимость от евреев, которая продолжалась перерывам до ликвидации Иудейского царства. Амалек остался жив, осталась жива его идеология, основной смысл которой состоит в том, что во всех бедах и неудачах во всем мире во все времена виноваты главным образом евреи, но стоит их нейтрализовать посредством истребления или ассимиляции, то можно построить рай на земле, рай без Б-га.
В 586 г до н. э. Иерусалим был взят вавилонской армией, Храм разрушен, значительная часть населения уведена в Вавилонию на поселение. В качестве вспомогательных карательных батальонов против Иудеи принимали участие контингенты близких, братских евреям народов: аммонитят, моавитян, идумеев. Они были уверены в своей правоте, поскольку до этого несколько столетий были подчинены Израилю и Иуде, были, как они думали, угнетены еврейскими великодержавными шовинистами. Они думали что теперь, освободившись от вековой зависимости от евреев, заживут счастливо под опекой прогрессивного и цивилизованного Вавилона. Они не понимали, что на самом деле не интересны и не нужны никому, кроме израильтян, что передовые и прогрессивные народы могут использовать их лишь в качестве орудия против евреев, а затем интерес к ним резко угаснет.
Так все и вышло. Даже такая шаткая и нестабильная коалиция сынов Эвера (евреев, идумеев, аммонитян, моавитян, идумеев), которая формировалась вокруг Самарии и Иерусалима в добровольно-принудительном порядке, столетиями была силой, с которой приходилось считаться всем сверхдержавам того времен. Она обеспечивала какую-никакую стабильность, возможность поступательного развития экономики и культуры народов, делала невозможность экспансию кочевых племен. С разрушением Иерусалима и ликвидацией Иудейского царства кочевников было уже некому остановить. Постоянные набеги и грабежи привели к упадку и деградации хозяйственной деятельности, разрушению ирригационных систем, исходу и вымиранию населения на землях Амона, Моава и Эдома. Со временем кочевники перешли от набегов к завоеваниям. В 6 в до н. э. арабское кочевое племя Дедан, также ведущее свой род от Авраама, совершило вторжение на исконные земли сыновей Исава и после непродолжительного сопротивления подчинило идумеев, лишив их всех гражданских прав (около 520 г до н. э.). Особую жестокость к покоренным идумеям проявил деданский царь Гешем, устроивший настоящий геноцид против них. Часть идумеев, воспользовавшись падением Иудеи, поселилась в южной ее части. Другая же часть сынов Эдома, лишенная жилищ, одежды и средств к существованию, бежала в Вавилонию, где нашла приют у своих братьев иудеев и, приняв иудаизм, интегрировалась в еврейские общины.
Одним из бежавших в Вавилон, который к тому времени находился под контролем персов, был идумеянин Аман из потомков амалекитянского царя Агага. В отличии от своих родственников он не стал присоединяться к еврейству, а решил делать карьеру в государственных структурах Персидской империи. Благо, обстановка позволяла. Государственной религией Персии того времени был зороастризм – красивая религиозная система, содержащая в себе монотеистические и дуалистические черты, в основе учения которой лежит свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Она очень отличалась от привычных Ближнему Востоку семитско-хамитских кровавых культов жестоких божеств. Обладая несомненными талантами управленца, администратора, Аман быстро продвинулся по карьерной лестнице, достигнув вершин экономической и политической власти в стране, где ленивый и чрезмерно жизнерадостный царь не находил времени для решения административных, политических и хозяйственных вопросов. Основным занятием царя были многодневные пиры и развлечения. Деятельность Амана на верховных должностях страны обеспечивала экономический подъем, повышение уровня жизни населения и собираемости налогов, за счет чего Аман получил заслуженное уважение как при дворе, так и среди населения. И не удивительно, что он стал в итоге премьер министром.
Жизнь и работа при дворе превратили его в прожженного политического интригана, который умело избегал подводных камней и заговоров. Методы политической борьбы с самых древних времен и по сей день не поменялись. Любой политик, претендующий на власть в стране, если хочет выжить, должен опираться на политическую партию, желательно массовую, включающую в себя представителей различных лояльных ему слоёв населения. Вероятнее всего такая партия (Блок Сторонников Амана) была создана, имела свое боевое крыло. Ключевые руководящие должности в этой партии заняли его взрослые сыновья, поскольку другим, посторонним, он довериться не мог.
Аман решил объединять страну, унифицируя все – от административной системы до религии, и в качестве идеологической базы процесса объединения и сшивания империи он избрал зороастризм, поскольку по сравнению почти со всеми национальными культами народов страны это была, несомненно, религия более высокого духовного уровня.
Ключевое слово здесь «почти». Был в Персии народ с более высоким уровнем познания Б-га, с религией, отражающей более правильные представления о Всевышнем и мироздании – это иудеи. Унификатор Аман понимал этот факт, но не мог принять его. В представлении аманов все должны быть одинаковы, а евреи выбивались из общей среды. Они были духовно выше, крепко держались своих традиций и образа жизни, и в этом Аман видел проблему, счел необходимым решить эту проблему просто – истребить евреев, чтоб не мешали. Правильно говорят русские, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Ненависть Амана к евреям была продиктована, вероятнее всего, и личными мотивами. Основная часть его родственников идумеев, беженцев в Вавилон, интегрировалась в еврейские общины, и смотрела на его деятельность уже еврейским взглядом. Аман, избрав другой путь, фактически оказался оторванным от своего народа, от своей родни. Своим для персов он тоже не стал. Одинокий человек без родни, настоящих друзей, вокруг которого были только деловые партнеры… Как он ненавидел все вокруг, особенно иудаизм и своих родных, которые, как он ошибочно думал, предали его и отвернулись от него.
Очень важный, ключевой момент истории: сам Аман рассматривал религию и духовность не как цель, а как средство, средство сделать карьеру, средство объединить страну. Система мировоззренческих приоритетов у него была явно нарушена.
В своем преступном замысле Аман решил опереться на свою партию, состоящую из его верных и последовательных сторонников-унификаторов и ее боевое крыло. Но царица Эстер и ее дядя Мордехай вовремя разоблачили заговор. Царь понял, какое чудовище, обладающее неограниченной властью, выросло у него под боком. Понял, какой силой это чудовище обладает, какую опасность оно представляет, в том числе и для него, и решил руками евреев разделаться со своим всесильным первым министром. Получив приказ царя, иудеи вступили в борьбу с неприятелями и истребили более 75 тысяч противников – членов Блока Сторонников Амана. Не удивительно, что представители имперской администрации поддержали «день длинных ножей», поскольку сами давно были в заложниках у Амана и его партии. Параллельная власть, созданная Аманом, была уничтожена, что способствовало в итоге укреплению царской власти и усилению империи.
Оставшиеся в живых дети и внуки Амана, которые не участвовали в заговоре, воспитанные своими иудеизировнными родственниками, выросли достойными сынами еврейского народа, много сделавшими для распространения в мире еврейской грамотности и света Торы.
Следствием религиозной политики Амана стала фактическая ликвидация кровавых семитских культов и распространение концепции дуализма, которая прочно закрепилась в сознании народов и продолжающей существовать до сих пор в христианстве и исламе, где ангел зла Сатана представлен как фактически независимое от Б-га существо, антипод Ему. Это явно противоречит еврейскому взгляду на такое явление духовной жизни как ангелы. Ведь иудаизм рассматривает ангелов как инструмент в руках Всевышнего, практически лишенный свободной воли.


Рецензии