73 года Еврейской Весны

73 ГОДА ЕВРЕЙСКОЙ ВЕСНЫ

(Бней Ноах)

История еврейского праздника Ханука, славна и трагична одновременно. Это история мужества, терпения, умения ждать и не форсировать события, копить силы, чтобы дождаться оптимального момента.
В 167 г. до н. э. царь Селевкидской Сирии Антиох IV Эпифан запретил под угрозой смертной казни исполнение законов Торы, в частности, совершение обрезания и соблюдение субботы. Наряду с запретом на отправление еврейского культа он распорядился о введении в Иудее языческих культов; Иерусалимский храм был осквернен и превращен в святилище Зевса Олимпийского. Эти постановления и последовавшие за ними беспрецедентные в древнем мире религиозные гонения не только не привели к желаемым результатам, но и вызвали вооруженное сопротивление со стороны еврейского населения. Во главе восстания стала династия провинциальных священников Хасмонеев из деревни Модиин. Действуя партизанскими методами, им в декабре 164 г. до н. э., после трех лет сопротивления удалось освободить Иерусалим, очистить Храм и возобновить жертвоприношения, чему, собственно, и посвящен праздник. Но это было только начало пути. Лишь 142 г. до н. э., через 25 лет изнурительной борьбы еврейская государственность получила международное признание, а территория этого протогосударственного образования занимала небольшой участок от Иерусалима до современного Тель-Авива. Только к 127 г. до н. э., через 40 лет после начала восстания, были освобождены территории Эдома, Самарии и Заиорданья, а в 104 г. до н. э. были освобождены Галилея и Иетурея, еще 10 лет заняло освобождение Средиземноморского побережья Израиля. Таким образом, "еврейская весна", начавшись в 167 г. до н. э. продолжалась целых 73 года. Еврейская власть, в конечном итоге, распространилась почти на всю территорию Святой Земли, все еврейское население страны оказалось в границах еврейского государства, почти все семитское население страны приняло иудаизм, став интегральной частью еврейского народа. Все это время люди, находящиеся под властью эллинистических правителей, ждали, надеялись. Они верили, что Иерусалимский ветер снесет ненавистную им власть язычников, только этим и жили. Продолжали работать строить, сеять, рожать детей. И они дождались.


Рецензии