Горы, горы мои доктора...

   Путешествиями нынче никого не удивишь. Особенно если у человека есть деньги, здоровье и желание, то почему бы мир не посмотреть. Возможно и я бы отправилась на какие - нибудь Канары, Багамы и иже с ними будь я помоложе и имей энное количество денег. Не знаю. Наверняка сказать не могу. Но я люблю свою страну. Это не красивые слова, ни квасной патриотизм. Просто люблю и всё. А уж в нашей стране есть что посмотреть. Если конечно ты выбираешь природу и достопримечательности, а не благоустроенное жилье и сытый стол. А ещё я люблю горы. И будь у меня потолще кошелёк, я бы не смотря на свои почти 72 года отправилась на Алтай.

   Обычно горами человек заболевает в молодости – тогда у него есть и возможность, и время с ними подружиться. Мои первые в жизни горы- Жигулёвские, меня  почему то не впечатлили и возможно поэтому любовь к горам у меня отодвинулась на потом. А потом была Ракитница в Орлицких горах в Чехословакии. Место красивое, но и эти  горы показались мне не совсем горами – я их «покоряла» вместе с маленькими сыновьями.

 Но оказавшись в Сибири и познакомившись с Восточными Саянами я наконец-то поняла, что «лучше гор могут быть только горы». Прямо недалеко от нашего дома была гора Вознесенка, поэтому вместе с сыновьями,  мы взобрались на неё, выбрав одну из самых трудных троп.  Хотя подъём имелся и пологий, если зайти с Сибирского тракта. Поход на Вознесенку разбудил во мне желание познакомиться с горами поближе. И такая возможность вскоре представилась.

   Когда мы жили в Сибири муж пристрастился к рыбалке и охоте. И вот в одну из поездок на речку Бирюсу взял с собой и меня с сыновьями. Это был маленький охотничий посёлок Усть-Яга. Он расположился на берегу реки Бирюсы, а вокруг горы и тайга. Как человек неискушённый и ничего не знающий о горах, да притом ещё и покрытых тайгой, я не имела и страха перед ними. Оставив детей с папой и ничего никому не сказав я отправилась фотографировать природу. Я не думала подниматься в горы, так как было марево и что-то похожее на дождь, морось какая то. Но потихоньку уходила всё выше и выше. Когда поднялась на скалу, которую облюбовала ещё стоя на берегу ручья Яга, впадающего в Бирюсу, когда посмотрела вниз, я обалдела от красоты, которая открылась моим глазам.

   Меня бросились искать. Друг мужа, бывалый охотник догадался куда я подалась с фотоаппаратом в руках, поэтому бинокль свой направил на мою скалу. А увидев меня произнёс: - «Надо идти за ней, туда Хозяин любит приходить». Хозяином в тайге зовут медведя. Спустилась я сама, без всякой помощи.  В этот же день я написала стихотворение «По бездорожью ввинчиваться в горы».  Потом я довольно часто бывала в этих местах и не раз поднималась ещё и выше, и  одна, и с детьми. Побывали мы и на одном из красивейших водопадов –Уковском. Не просто красивейших, а на мощнейшем, из тех, что приходилось видеть в дальнейшем.  Это уже было на реке Уде.

   А позже на вертолёте залетела в Горную Тофаларию, которая меня поразила своей величавой красотой. Была командировка в охотхозяйство. Сидя на собрании охотников, слушая охотничьи байки, я не забывала о красоте, которая нас окружала. Жаль, что фотоаппарат был у меня слабенький, да и фотограф из меня был не ахти какой. Остались чёрно-белые фотографии, довольно мутные. Но всё же остались. Хуже было с Байкалом. Вот там у меня фотоаппарата не было совсем и те, у кого он был, своё слово не сдержали и снимков мне не прислали.

   На Байкале  мне повезло  побывать дважды, а потом ещё и проезжать по его берегу на поезде. Наиболее ярко запомнилась поездка группы однокурсников в посёлок  Листвянка. Один из однокурсников был на уазике и заботиться о том, как вернуться назад нам не надо было. И вот там, в месте, где из Байкала вытекает Ангара, мы встретили группу студентов нашего университета, отправлявшуюся  в Большие Коты на небольшом катерке. Большие Коты - это научная станция географического или биологического факультета. Познакомились и они нас взяли с собой. Я полночи сидела на берегу Байкала и смотрела на звёзды. Они там такие огромные, словно совсем рядом с землёй находятся. А Вода в Байкале стального цвета, похожая вода в Балтийском море. А может мне тогда так показалось, потому что Балтика это моя  малая родина.

   Потом была жизнь в военном городке, у подножия  хребтов Хамар Дабан в Бурятии. Но судьба сложилась так, что на долгие годы о горах и любых путешествиях пришлось позабыть. И вот убегая от тоски и душевной боли, я снова  попала в горы и любовь к ним вернулась. Они не просто излечили меня, а приворожили. И теперь раза два-три в год, я обязательно езжу в горы. Езжу на сутки, двое, трое.

   У этих коротких поездок есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы это их стоимость.
Они мне,  пенсионерке, по карману. А минусы- это причуды погоды и не всегда адекватные попутчики. Иногда просто удивляюсь: и зачем люди едут за сотни километров попить водки, если это с успехом можно сделать дома, не затрачиваясь на путёвку. Вспоминаю свою первую поездку в Абхазию. Галёрка автобуса приступила к возлияниям, едва мы отъехали от Ростова. Всю дорогу на остановках бегали за пивом, вернее ползали. А потом едва заселившись в гостиницу, отправились гулять на берег моря, где «дамы» растеряли свои сумки с деньгами и документами. Так они нигде и не побывали.

   А мне из той поездки особенно запомнилось озеро Рица в снегу и в обрамлении заснеженных гор. Да и дорога на озеро поразила моё воображение. Она так петляла среди высоченных скал, что дух захватывало. Юпшарский каньон, каменный мешок… Это я уже потом узнала как что называется – человек, который нас туда вёз не был экскурсоводом, и спасибо, что останавливался в самых красивых местах для фотосессии. А у моря в это время вовсю цвели мимозы и другие необыкновенно красивые цветы.

   Одна из поездок в Адыгею тоже была отмечена несколькими попутчицами, которые просили остановиться у каждого винного магазина. Но красота природы всё-таки перевешивает. И добравшись до бурлящего водопада, или посмотрев вниз с какой ни будь вершины забываешь и пьяных тёток, и их бесконечные просьбы остановиться, чтобы прикупить «пойла». А погода… Ну что погода… Как поётся в песне «У природы нет плохой погоды».

   Помнится поездка, которая  называлась «Пешком по Адыгее». Интереснейшая поездка, но все три дня то моросил, а то не стесняясь поливал дождь. Или вот два года назад в октябре отправились мы с подружкой в Архыз. Очень хотелось подняться к Софийским водопадам. Подниматься пришлось под дождём, а потом и снег пошёл. Но то, что увидели, превзошло все ожидания. Да много таких приключений было. Обо всех разве расскажешь. Но  такие дни не забываются. Может даже дольше помнятся и чаще вспоминаются. И я никогда не пожалею о том , что в такие поездки отправилась.

   Почему я об этом написала? Да потому, что мне часто задают вопрос: - И охота в автобусе трястись 8-12 часов, чтобы поглядеть на природу, полазить по камням? Не лучше ли в санаторий съездить да подлечиться.
Не лучше. Для меня не лучше. Я и стихи об этом написала: «Горы, горы, мои доктора, терапевты мои и психологи…»

  На снимке: я на Софийских водопадах. Фото нашего экскурсовода из Архыза.


Рецензии