Монотеизм - вопрос вежливости

МОНОТЕИЗМ – ВОПРОС ВЕЖЛИВОСТИ

(Бней Ноах)

Краткое содержание.

Причины результативности языческих практик:
1. Г-дь Б-г сохраняет видимость действия идолов, чтобы у человека была возможность выбора кому поклонятся, чтобы у него не было простых решений и чтобы он приходил к монотеизму не от безысходности, а посредством богоискания и размышлений. Человек обращается к различным сущностям с различными просьбами, а Г-дь выполняет данные просьбы, «прикрываясь» данными сущностями.
2. Г-дь Б-г, руководствуясь Милосердием, не оставляет человека наедине со своими проблемами. Тем более Всевышний понимает, что идолопоклонство, как правило, практикуется людьми вследствие того, что они неправильно информированы и воспитаны.
Зачем человеку соблюдать заповедь строгого монотеизма, если идолопоклонство работает? Вопрос вежливости: не вежливо злоупотреблять Милосердием Всевышнего, не вежливо оскорблять Г-да, отрицая Его Вездесущность и Всемогущество.


Согласно Святым Книгам, Г-дь Б-г завещал человечеству в лице Ноя строить свою жизнь в соответствии с Семью Основными Принципами, которые еще называют Семью Заповедями сынов Ноя. Данные Заповеди направлены на построение гармоничных отношений между людьми и с окружающей средой, то есть имеют рациональное объяснение. Но первая из них, заповедь монотеизма, которая велит признавать только Г-да Б-га источником всего сущего и только к нему направлять религиозные устремления, запрещая при этом заменять Его другими, ограниченными сущностями, рационального объяснения не имеет. Не имеет она и явной практической реализации: есть многочисленные свидетельства явления чудес через обращение к различным сущностям (духам, богам, душам предков) и через предметы поклонения им (статуи, изображения и пр.). И эти чудеса используются идолопоклонниками для доказательства истинности своей религии.
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно в первую очередь понять, в чем состоит основное отличие строго монотеизма (иудаизма) от других монотеистических и политеистических религий.

Известно, что большинство языческих религий признает наличие Предвечного Б-жества, личностного или безличного, некоего Абсолюта, который тем или иным образом явился Первоисточником существования всего сущего, материальных и духовных миров. В представлении язычников, у каждого физического явления и объекта материального мира есть духовная надматериальная сопровождающая сущность-покровитель. В их представлении Предвечный отдал мир на попечение этих сущностей, которые вполне самостоятельны, а сам минимизировал своё влияние на материальный мир. Сущности либо сами решают возникающие проблемы в мирах, либо выступают в качестве посредников между материальным миром и Предвечным. Поскольку они являются вполне самостоятельными, то молитвенные обращения язычников направлены в строну этих сущностей, посредников и покровителей.
Что же касается иудаизма, то в его представлении есть только Б-г, он один и нет ничего кроме него. Все духовные миры и материальный мир (который также является своеобразной, «грубой» формой духовности), Г-дь, условно говоря, творил из части самого себя, путем постепенного «сгущения» (удаления и сжатия, согласно Тание Альтер Ребе). С точки зрения иудаизма, все духовные и материальные сущности не являются полностью самостоятельными, поскольку являются частью Всевышнего, хотя на определенном этапе «сгущения», «отделения и сжатия» у них может появиться иллюзия самостоятельного существования. В представлении иудаизма, каждого объекта и явления материального мира есть надматериальный сопровождающий субъект, его «покровитель». Но поскольку эти сущности не самостоятельны то молитвенные обращения к ним не имеют смысла: все молитвы обращены у Источнику, Предвечному. И это логично. Не станет же человек просить руку другого человека подать ему стакан воды; это хоть и может привести к положительным результатам, но это не совсем прилично – обращение должно быть направлено непосредственно к личности человека.
Ислам хоть является монотеистической концепцией, но с его точки зрения Г-дь сотворил мир из ничего, все творения (ангелы, объекты материального мира, люди) существуют отдельно от Создателя, хоть и под Его опекой, и вполне самостоятельны.
То есть, строго говоря, только иудаизм является настоящим монотеизмом.
Некоторые, объясняют практику обращения к посредникам аналогией из повседневной жизни: со своими бытовыми проблемами люди обращаются не к царю, президенту, а к чиновникам нижнего звена. Но в этой аналогии заложена принципиальная ошибка: царь или президент физически не могут быть в курсе проблем каждого человека, физически не могут решить сами проблемы каждого без помощи нижестоящих служащих, поэтому государство создает соответствующие бюрократические структуры. А согласно иудаизму, Б-г не просто велик, а бесконечно велик. Для Него нет мелочей, Он знает проблемы каждого живого существа, каждой клетки, и, конечно же, каждого человека. Он не нуждается в посредниках. Обращаясь к посредникам, человек не признает всемогущество Б-га, отрицая его Бесконечность и Величие.
Но, все-таки, почему же человечество на практике наблюдает чудеса при поклонении различным сущностям и при использовании предметов идолопоклонства. Есть два ответа на данный вопрос:
1. Г-дь Б-г сохраняет видимость действия идолов, чтобы у человека была возможность выбора кому поклонятся, чтобы у него не было простых решений и чтобы он приходил к монотеизму не от безысходности, а посредством богоискания и размышлений. Человек обращается к различным сущностям с различными просьбами, а Г-дь выполняет данные просьбы, «прикрываясь» данными сущностями.
2. Г-дь Б-г справедлив и милосерден. По-справедливости, он не должен откликаться на молитвы, обращенные к идолам: ведь человек получает блага от Б-га, а благодарит при этом других богов. Но аспект Б-жественного Милосердия выше аспекта Б-жественной справедливости, и Г-дь Б-г, руководствуясь Милосердием, не оставляет человека наедине со своими проблемами. Тем более Всевышний понимает, что идолопоклонство, как правило, практикуется людьми вследствие того, что они неправильно информированы и воспитаны.
Спрашивается, зачем все-таки человеку соблюдать заповедь строгого монотеизма, если всё итак работает, если его просьбы и обращения не остаются не услышанными? Рационального ответа тут быть не может, это просто вопрос вежливости: не вежливо злоупотреблять Милосердием Всевышнего, не вежливо оскорблять Г-да, отрицая Его Вездесущность и Всемогущество. А мы ведь вежливые люди!


Рецензии