О практике обращения к Святым

О ПРАКТИКЕ ОБРАЩЕНИЯ К СВЯТЫМ

(Бней Ноах)


Краткое содержание.

Обращаться с молитвенными просьбами к почившим праведникам не стоит, так как это слишком похоже на запрещенную Библией практику обращения к мертвым. Но можно попросить Г-да смилостивится над нами в заслугу такого-то праведника.


Неоднозначным в контексте монотеизма является вопрос допустимости практики обращения умершим святым праведникам с просьбой «замолвить слово за нас Г-ду».
Живого человека попросить помолиться за нас мы можем, в этом однозначно нет запрета. Но что есть живой человек, а что есть мертвый. С религиозной точки зрения живой человек – это душа, облечённая в тело, а мертвый – душа, лишенная тела. Пока человек жив, он может не только воспринимать информацию, но и принимать решения, делать выбор, действовать, меняя материальный и духовный мир вокруг себя. При загробном существовании душа может воспринимать информацию, но делать выбор, принимать и осуществлять решения она не в состоянии. То есть наше бренное тело есть оболочка души, позволяющая ей выполнять эти функции, а обращение к душам покойных, таким образом, не имеет смысла, так как мёртвые уже ни на что повлиять не могут.
Из Святых Книг следует, что обещанное воскресение из мертвых – это придание душе новой оболочки, которая позволит ей выполнять описанные выше функции, свойственные живому человеку. Эта оболочка нового типа будет обладать во многом принципиально иными свойствами, чем наше теперешнее материальное тело, хоть внешне будет напоминать его. Исходя из хасидских источников, можно предположить, что душа в этой оболочке приобретет некоторые свойства ангелов. Как и ангелы, она сможет общаться с людьми и помогать им, мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую, принимать те или иные материальные образы, но при этом, как человек, будет, в отличии от ангелов, обладать свободной волей, самостоятельно принимать и осуществлять решения, сможет при необходимости делать выбор. Уже сейчас, по всей вероятности, такими свойствами обладают души многих праведников, таких как пророк Илия, ребе Нахман ме-Уман, святой Альтер Ребе. И, следовательно, возможно не ошибаются те хасиды, которые говорят, что Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон жив – он, возможно, жив в телесной оболочке нового типа, т. е. прошел через воскресение из мертвых по описанной выше схеме.
Но поскольку на данном этапе исторического и духовного развития мы не можем быть однозначно уверенными, прошел ли тот или иной человек через процедуру воскресения, то и обращаться к нему мы не имеем права.
Кицур Шальхан Арух предлагает нам простое и однозначное решение данной проблемы Святых, мест их жизни, деятельности и захоронения на примере могил праведников:
Кицур Шульхан Арух, 128. Законы месяца Элул, п 13: «Принято накануне Рош а-Шана, после утренней молитвы, пойти на кладбище, чтобы простереться на могилах праведников. И там раздают милостыню бедным и долго молятся, чтобы побудить святых праведников, покоящихся в земле, заступиться за нас в день Суда. И также, поскольку в этом месте похоронены праведники, место это святое и чистое, и молитва, произнесенная там, с большим желанием принимается Б-гом, поскольку она произнесена на святой земле; и Святой, благословен Он, проявит к нам милосердие ради заслуг праведников.
Однако не следует молящемуся на кладбище обращаться к мертвым, похороненным там, поскольку это будет слишком похоже на нарушение запрета разговаривать с мертвыми. Следует же просить Б-га, да будет благословенно Его имя, смилостивиться над нами ради заслуги праведников, почивших в прахе».


Рецензии