Живоносный источник в Воскресенском соборе

     В Воскресенском соборе  станицы Старочеркасской в прошлом, 2018 году, появилась икона XVIII века под названием «Живоносный источник». Икона сама по себе достаточно интересна. Не менее увлекательна и ее судьба.

     История появления святого образа «Живоносный источник» восходит к пятому столетию, тогда рядом с Константинополем располагалась роща, которую, согласно преданию, посвятили святой Деве Марии. В этой роще протекал источник, известный за счёт своих чудес. Но с течением времени он скрывался за зарослями кустарника и тины. И постепенно совсем исчез.

    В 450-м году воину по имени Лев Маркелл довелось повстречать в данной роще заблудившегося слепого. Воин помог ему отыскать тропу и посадил в тенёчке. А сам отправился за водой, чтобы утолить жажду обессиленного путника. Неожиданно Лев услыхал, что его зовёт сама Богородица, давшая ему задание обнаружить заброшенный источник и нанести тину из него на глаза слепца.

    Маркелл сделал всё, что ему велели и случилось чудо – слепой снова начал видеть. Ещё Богородица сказала Льву, что он сядет за императорский трон. Это также стало правдой по прошествии семи лет. Когда же обещанное свершилось, Лев Маркелл вспомнил про Божью Матерь и дал распоряжение облагородить источник, установить вокруг него круг из камня. А рядом построить церковь в честь Девы Марии.Священному ключу  дали название «Живоносного источника», ведь он стал проявлять чудодейственную благодать Богородицы. Также назвали и новую икону, написанную специально для данного храма.

    Образ Божьей Матери «Живоносный источник» очень  почиталась у древних русичей. К примеру, в Саровской пустыне в честь этого образа построили церковь. Все поражённые болезнями православные отправлялись по совету преподобного Серафима Саровского возносить молитвы у чудодейственного образа и их хвори чудесным образом проходили. [1]

    Икона, находящаяся в Воскресенском соборе, небольшого размера, в киоте, писана на доске. В верхней части образа изображена Святая Троица. Отец и Сын восседают на тронах вполоборота друг к другу. Слева располагается Бог Славы Господь Вседержитель. Справа восседает бог Саваоф, правая рука которого поднята в благословляющем жесте. Между ними на эфемерном облаке изображен Святой Дух в образе белого голубя. Справа изображена Богоматерь с раскрытым Евангелием в правой руке, которое она читает. Слева помещено поясное изображение Иоанна Крестителя. Ниже Святой Троицы располагается еще одно изображение Богородицы. В руках она держит кубок. Из него «истекают воды живы», которые посредством святых подвижников веры собираются в колодце, размещенном в нижней части образа. Вокруг источника собрались жаждущие исцеления и спасения: цари и простолюдины. Все они черпают из одного источника, все пьют воду живую для исцеления от мучающих их скорбей и болезней, для приобщения к жизни вечной. Богородица смотрит на всех с любовью, произнося: «Радуйся, чаша, черпающая радость». В нижней части иконы имеется надпись: «Старанием исцеленного Войска Донского генерал-майора и кавалера Амвросия Гавриловича Луковкина, списан в городе Калуге с образа Живоносного Источника в 1756 году и от усердия его поставлен в сём Воскресенском соборе в кивоте его же старанием восстановленном». [2.] При перенесении столицы из Черкасска в Новочеркасск икона «Живоносный источник» была вывезена в новый войсковой собор.

     Кто же был Амвросий Луковкин, даровавший икону Воскресенскому собору. Сведения о его жизни достаточно скудны, но постараемся составить его биографию. Родился он около 1728 года. На службе состоял с 1741. С 1744 года он служил писарем, а уже с 1745 года участвовал в действительных сражениях в Пруссии. В 1755 году Амвросий Гаврилович стал полковым есаулом, а 30 августа 1758 года – старшиной.[3.] В царствование императрицы Елизаветы Петровны Россия объявила войну лежащей от нее к западу Пруссии. За эту кампанию в немецкой земле перебывало 16000 казаков и калмыков под командою генерал-майора Данилы Ефремова. Они разделены были на полки Краснощекова, Пушкарева, Луковкина, Попова, Себрякова, Дячкина, Туроверова, Перфилова, Ребрикова и Машлыкина.[4. 160] В 1759 году впереди всех были полки Краснощекова и Луковкина.

     Полковник Луковкин ворвался в местность, называемую Силезией, с 300 казаками и в 8 дней прошел ее всю опустошительным набегом. 5 июня при местечке Гарау он столкнулся с бессмертными черными гусарами Цитена. Цитен был такой же славный кавалерист, как и Зейдлиц, а черные гусары носили название бессмертных потому, что их никто еще не мог разбить. Но казаки бросились на них и так решительно взяли их в пики, или, как тогда говорили, "в дротики", что гусары были разбиты. 8 июня, при деревне Гур, Луковкин разбил еще два эскадрона черных гусар. Положив на месте 40 человек, он взял в плен 20 и возвратился к армии с потерей только пяти казаков.
   
     Полк Луковкина в эту войну постоянно имел дело с гусарами. Гусары со своими саблями, не имея пик, ничего не могли сделать против острых копий казачьих дротиков. Они сидели на лучших лошадях. Их красивое, расшитое шнурами одеяние, их пестрые чепраки играли на солнце. Их учили знаменитейшие кавалеристы всего мира Зейдлиц и Цитен. Но они все-таки не выдерживали атак и бежали перед донскими казаками, учениками бригадира Краснощекова и его сына. 19 января 1760 года Луковкин опять привел в армию 21 пленного гусара. [4. 163]. За Франкфуртскую кампанию он награжден золотой медалью с портретом Её Императорского Величества. В 1767-1768 годах служил на Царицынской линии походным атаманом. В 1769 году стал наказным атаманом.  В 1772 году усмирял мятеж в станице Трёх-Островской. [3]

     А. Г. Луковкин участник подавления Пугачёвского бунта. В то время, как казаки отбивались на берегах Еи от крымской орды, три пугачевские шайки ворвались в пределы войска. Дон оказался совсем беззащитен: не было ни людей, ни воинских доспехов, ни снарядов. Жители, покинув станицы, бежали в леса, укрывались в камыши. Кто же не успел спастись, того принуждали силой присягать и служить «императору Петру Фёдоровичу». В случаях же сопротивления, или вешали, или без всякой жалости убивали. Походный атаман Луковкин с трудом собрал 5,5 сотен, и то большей частью малолеток. Проскакал с ними 80 верст, он накрыл одну шайку в Етеревской станице, разбил её и тотчас повернул на Медведицкую, где после упорного боя, разнес другую шайку. Третья была разбита в Пензенской губернии, на реке Боланде. За такие молодецкие подвиги Луковкин получил полковничий чин, золотую медаль и был назначен бессменным судьей войсковой канцелярии.[5. 62]
С 1774 года служит в Пруссии. Через год произведен в полковники. 26 июня 1777 года получил чин полковника. А. Г. Луковкин основатель слободы Амвросиевка на реке Крынке (1777), где на свои средства построил деревянную церковь во имя св. Николая Чудотворца, с приделом во имя св. Амвросия, епископа Медиоланского, освящённую 9 сентября 1789 г.[2.] Дата смерти А. Г. Луковкина неизвестна. Однако его вклад в Воскресенском соборе в виде иконы останется памятником ему на долгие годы.

    До настоящего момента икона «Живоносного источника» не утратила своей популярности. Ей молятся об исцелении от глазных болезней, глухоты. Молитвы к этой иконе помогают сохранить чистую и праведную жизнь, разрешаются тяжелые семейные проблемы.

Список использованной литературы и источников.
1. tayniymir.com
2. Левитский Г. А. Краткое историческое описание старочеркасской соборной церкви во имя обновления храма Воскресения Христова // Донские войсковые ведомости. 1852. №11.
3. РГВИА, ф. 52, оп. 1, д. 155, ч. 3, док. 1778 г./ Абрамов. М. Ю., Корягин С. В., Марченко С. А. Луковкины и другие. Москва. 2003.
4. Краснов П. Картины былого Тихого Дона. (Издание 1909 года).  Ростов-на-Дону «NB» 2006.
5. Абаза К. К. Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы. С-Петербург. 1890

Ст\научный сотрудник
Старочеркасского историко-архитектурного
музея-заповедника Астапенко С. Г.


Рецензии