ПЕРУ

     На территории американского континента погибла великая цивилизация инков,  самобытная и уникальная. Европейцы в поисках золота стерли с лица земли почти все. Интригующие загадки цивилизации, следы «пришельцев», которые явно были и контактировали  с этими народами через их правителей и жрецов…. О них мы уже не узнаем ничего сверх тех отрывочных знаний и догадок, которые известны сегодня. Если бы эти пришельцы захотели вмешаться в ход истории, то с легкостью осуществили бы сценарий покорения инками Европы, а не наоборот. Во всяком случае, в Америке жили вполне самодостаточные, дееспособные народы. Клеймо же некой отсталости, лежащее на них сегодня, это всего лишь последствие мощного прессинга европейской культуры и католичества, лишивших этих людей своей культуры, веры и  традиций. Эти народы вынуждены были ассимилироваться в иной культурной среде, перестраивать свои храмы в костелы, забыть знания своих математиков и астрономов, утратить мудрость своих предков. Народы, пережившие такую чистку, веками станут испытывать чувство надругательства, обманутости и пустоты. Преодолев же период невежества, неизбежно будут пытаться вернуть утраченный культурный стержень, веру, память. Трудно представить, что произойдет – ведь сегодня они поклоняются в костелах причисленному к лику святых Франсиско Писарро – человеку, покорившему эти народы огнем и мечом, беспощадно, вероломно и жестко уничтожившему следы их национальной культуры.

     Первопроходцам-конквистадорам просто повезло. Они столкнулись с народами, наивно верившими слову, миролюбивыми и послушными. С утратой Монтесумы и Инки, которые попали в руки испанцев путем циничного обмана, империя Почекуты оказалась парализована. Не хочется думать, что неправедные поступки в этом мире побеждают всегда, но с инками получилось именно так. Я не берусь оценивать продвинутость этой культуры в областях медицины, астрономии и математики – они уже достаточно серьезно исследованы: эти народы обладали более глубокими и точными знаниями, нежели европейцы. Но я берусь доказать, что их строительные достижения столь же уникальны и сложны, сколь и непонятны. Огромное количество построек разбросано по всему континенту. Сложность подгонки трехмерных блоков не поддается объяснению нашим европейским здравым смыслом.

     В процессе путешествия по Перу у меня в голове рождался некий «Голливудский сценарий», о том, как бы выглядела Европа и европейцы, если бы инки опередили испанцев и раньше начали колонизацию Европы. Идея не такая уж бредовая: чуть-чуть больше везения и помощь пришельцев, следы присутствия которых угадываются в Южной Америке.
 
                ***

ОТПУСК В ЕВРОПУ (Фантастический экспромт)

ПОЧЕКУТА:  Он посмотрел на замурзанного француза, назойливо предлагающего какие-то самодельные побрякушки, и подумал: «Почему они, эти европейцы, такие неопрятные, почему в глазах полусобачий интерес к подачке и ничего более. Ведь они тоже люди. Видимо, не всякий народ обладает необходимой потенцией и жизненной силой, чтобы вырваться из того скотского состояния, в котором находится основная масса этих европейцев». Он еще раз попытался разглядеть в этом неопрятном французе с цыпками на руках что-нибудь человеческое – но нет, лишь примитивное желание выклянчить гроши за свои нехитрые поделки и напиться.

     В этой Европе везде одно и то же: толпы бродяг, торгующих самодельными сувенирами, примитивный быт в убогих деревеньках, пьянство, драки по любому поводу и пустота в глазах, за которой, как за ширмой, скрывается боль. Будто в этих народах нет внутренней пружины. Англичане – угрюмые и замкнутые, не признающие никаких новшеств современной цивилизации, Французы – легкомысленные и готовые продаться за бутылку дешевого вина. Итальянцы – тупые, темные крестьяне, теряющиеся среди современной обстановки и, конечно, не упускающие случая что-нибудь стянуть. На Востоке полнейшая темень. В глухих лесах эти бородатые русские, у которых, кроме лаптей, других сувениров просто нет. Эти хоть чистые, в силу своего жутковатого пристрастия к так называемым баням, где они проводят свой нехитрый досуг в пьянстве и неразборчивых сварах. В общем, везде одно и то же. Похоже, отпуск в Европе – не лучшее место для отдыха.

     Глядя на этих людей трудно объяснить их впечатляющее прошлое. Археологические раскопки свидетельствуют о весьма развитых государствах на территории континента. Эти люди неплохо строили, были изобретательны в вопросах фортификации и мореплавания – скорее всего из-за своей воинственности. Весь европейский континент напоминал рабочий барак, в котором все находятся в состоянии взаимных территориальных, конфессиональных и этнических претензий. Скорее всего, это их и погубило, обескровило, лишило созидательных сил. В астрономии, математике и вообще точных науках они были явно слабоваты – видимо, не хватало усидчивости, наблюдательности и глубины. А вообще же об их культуре, к сожалению, очень мало известно. Наши предки, колонизируя этот континент, не беспокоились о сохранении национальных особенностей этих народов, огнем и мечом прошлись по континенту и считали важным стереть из памяти людей их прошлое, их богов, их достижения и культуру.

КЕЦАЛЬ: Почекута, твой цинизм способен опошлить все. На этом континенте существовала молодая энергичная цивилизация. Конечно, наши предки были более цивилизованны. Но как сложилась бы история, если бы тысячу лет назад за Великим Инкой не стояли отцы-наставники, давшие нашим предкам нечто большее, чем пошлое золото и серебро, за которое так легко оказалось купить всю Европу. Они задали нашему народу вектор глубокого проникновения в суть вещей, они научили их не идти по пути наименьшего сопротивления. Ибо рационализм лишь кажущийся кратчайший путь к достижению цели. В этом мире все сложнее и одновременно проще – знание этой истины оказалось более важной ценностью, чем все золото мира.

     Мне кажется, если бы не алчность и продажность этих народов, точнее, их предводителей, то на этом континенте сегодня была бы мощная самобытная культура, способная обогатить наше общество великими музыкантами, художниками и инженерами. Они бы внесли в копилку культур цивилизованных народов – инков, майя и ацтеков – свой уникальный вклад: ведь их образ мышления так непохож на наш. Немного надо фантазии, чтобы представить иную картину мира. При всех достоинствах и превосходстве нашей цивилизации, нам не хватило ума и пресловутой глубины, покоряя в IV веке, по их исчислению, европейский континент, не стирать с лица земли их храмы, города и крепости. Не надо было уничтожать их письменность. Не надо было строить их руками на фундаментах их храмов сооружения и здания по канонам Земного жреца. К тому времени уже умер последний учитель Великого Инки, и некому было подсказать, что каждая травинка, животное, и, тем более, человек, его мысль настолько оригинальны, что их уничтожение или забвение – непоправимая потеря для будущего. В результате мы потеряли возможность жить в мире более полифоничном и разнообразном.

 ПОЧЕКУТА: Кецаль, все же ты неисправимый романтик. Посмотри на этих аборигенов: они же неспособны извлечь в уме даже квадратный корень. Они грязны, темны и навсегда обречены на изготовление примитивных сувениров для туристов. Я не верю, что они могут и хотят чего-то большего, чем рюмка их ужасного самогона. Они не способны содержать себя в порядке. Они не могут даже организовать себя в своих резервациях без помощи наших наставников. Твои доброта и романтизм наделяют их достоинствами, которых нет и в помине. В этом мире все просто, как грабли – ты же сам говорил об этом: «Сильный этнос вытесняет более слабый и занимает образовавшуюся нишу в мировой истории». Народы, как термиты – и нет ничего особенного, если одно сообщество вытеснит другое из своего термитника: вытесненный улей будет рассеян и исчезнет.
 
ПОЧЕКУТА: Дорогой Кецаль, ты меня не убедил и, улетая в Куско, я остаюсь при своем мнении: инки – великий народ, по праву владеющий миром на всех континентах. Да, нам не хватает талантливых музыкантов и художников, поэтов и композиторов. Видимо, у этих отсталых народов – итальянцев, французов, англичан и африканцев – аномально развито левое полушарие, в результате чего они развлекают нас в ресторанах и барах своими песнями и игрой на диковинных инструментах. Да, их баллады и предания невероятно поэтичны, дышат загадками и вещами удивительными. Но это всего лишь виртуальные фантазии левого полушария. Тогда как правое полушарие, отвечая за вещи более существенные и точные, ведет нас к новым техническим достижениям. В конце концов, математика и язык цифр есть высшая музыка, которую слушают боги и которой подчинена Вселенная. Сидеть в грязи и петь песни о возвышенных чувствах еще хуже, чем вообще не петь, а только ругаться. Что не говори, наши города, мироустройство, порядок – объективная реальность, благодаря которой даже эти аборигены имеют кусок своего ужасного хлеба. Когда-то гениальный Инка выкупил за серебряные бусы все лучшие места в Европе и построил на них города – идеальные, как математические формулы, и геометричные, как линии Наска. И все-таки, Почекута, ты не сможешь отрицать, что слишком жестко наши предки обошлись с аборигенами Европы. Как говорили Учителя: «Не изнуряй душу жестокосердием, избегай лишних жертв», «Разумная умеренность и точный расчет – главная жизненная добродетель».

                ***

КУСКО

     Город, расположенный в обрамлении очень красивых гор на высоте 3600 метров над уровнем моря – чуть ли не единственный на Земле. На этом самом месте ранее находилась древняя столица государства инков. О том, как она выглядела в те времена, догадаться невозможно: от древней столицы остались непонятные фрагменты и мощные стилобаты – фундаменты каких-то храмов, на которых теперь стоят католические храмы. Сегодня – это типичное поселение испано-латиноамериканского типа с «катедрале» в центре и характерной городской средой. По всем окрестностям Куско разобраны руины каких-то построек, возможно, ритуального характера, где местное население повсеместно предлагает различные вязаные поделки из шерсти ламы – очень теплые и мягкие вещи, а также кустарные изделия из серебра и кожи. Характерно, что женщины ходят в мужских шляпах и юбках поверх теплых штанов. Иногда носят по два свитера или кофты. Все это объясняется резкими температурными контрастами высокогорья: на солнце кожа моментально загорает до ожогов, а в тени холод пробирает до костей. Я уже изрядно зациклен на трагедии этого народа, и поэтому в каждом из его представителей мне мерещится замкнутость, скрытая скорбь, отрешенность и пустота во взгляде. Этой же причиной я объясняю их неопрятность: немытые руки, грубые лица с дубленой от солнца кожей. Желание заработать на жизнь при полном отсутствии интереса к европейцам.
 
     Для быстрой адаптации к условиям высокогорья европейцам в гостиницах дают отвар листов коки. И все равно первые дни преследует одышка, отвратительный сон с кошмарами, ноги кажутся ватными при подъеме даже на две ступеньки. Вместе с тем, потомки инков, привыкшие к высокогорью, имеют отличный от обычных людей объем легких и потому являются незаменимыми носильщиками и проводниками для различных экспедиций, проводимых в горах, как шерпы на Памире. Потухшие лица взрослых резко контрастируют со смышлеными, жизнерадостными мордашками детей, что еще раз подтверждает мою гипотезу.

МАЧУ-ПИКЧУ

     Этот город на вершине неприступной скалы открыт археологами совсем недавно. Интересно, что он так и остался неизвестен испанским колонизаторам. По версии историков, это была секретная резиденция высшей знати рухнувшей империи инков. В тайном городе они жили в полной изоляции от мира, в котором уже создавался порядок на испанский манер.
 
     Трагическая судьба поселения заключается в том, что оно погибло не от завоевателей, а от сифилиса – совершенно несвойственной и неизвестной инкам болезни, завезенной на континент все теми же испанцами. Достаточно было одной изнасилованной женщины, чтобы занести сифилис в Мачу-Пикчу, и замкнутый в изоляции город был обречен на постепенное вымирание. То, что не могли сделать испанцы, сделала за них болезнь. Злой рок и здесь преследовал инков.
 
     Вместе с тем, Мачу-Пикчу – одно из немногих мест на Земле, где, раз оказавшись, хочется остаться навсегда. Прозрачность высокогорья, удивительный пейзаж вокруг, руины и тишина – создают ощущение удивительного покоя и вневременья. Близость к Богу настраивает на созерцательно-философский лад. Несмотря на трагическую судьбу этого города, не покидает чувство умиротворения и легкости. Остается ощущение, что побывал в особо освященном месте, как бы в чакре Земли. Неслучайно сюда съезжаются медиумы и оккультисты всех мастей.

     По утверждению эзотериков, чакра мужской энергии Земли расположена на Тибете, а женской – в Мачу-Пикчу.

ПУСТЫНЯ НАСКА

     Мы летим над пустыней Наска уже час. Под крылом нашей пятиместной авиетки от горизонта до горизонта – безжизненная пустыня, пески, скалы, удивительно красивые, скульптурные, монохромные и абсолютно безжизненные. Легкий мороз между лопаток, несмотря на зной – реакция на безжизненную, нечеловеческую суровость этих мест. Наконец, мы над ровным плато в обрамлении все тех же безжизненных скал. И вот чудо: сквозь сетку более поздних и современных тропинок и грунтовых дорог, кривых, как и положено быть следам жизнедеятельности человека, отчетливо проступают сухие, удивительно геометрически правильные линии. Плато разлиновано уходящими за горизонт прямыми линиями в самых разных направлениях. Они начинаются с неких трапециевидных площадок, акцентированных двумя холмиками, фиксирующими саму ось.  И неожиданно между линиями глаз вдруг явственно выхватывает стилизованные изображения различных животных: орла, обезьяны и даже человека с приветственно поднятой рукой. О, чудо: он явно в скафандре! Волнению нет предела, невозможно отмахнуться от этих следов неких пришельцев. Нет ни единой иной версии, объясняющей причину создания людьми этих линий и изображений за сотни километров от воды и какой-либо жизни, без какой-либо возможности хотя бы увидеть плоды своего труда – ведь для этого надо летать. Интригующие, удивительные это вещи. Есть обычная наша жизнь, где все материально и конкретно, где все поддается объяснению – и есть некие факты, от одного существования которых весь наш реальный мир съеживается до мелкого эпизода глобальной космической истории, в которой что-то происходило до нас, и видимо, происходит вокруг нас, и будет происходить после нас.

     Для скепсиса, в который, как в раковину, хочется завернуться пред лицом таких фактов, не остается решительно никакой почвы. Просто мы еще не выросли из «коротких штанишек», чтобы подняться до осмысления такого рода фактов нашей истории. Это удивительное зрелище делает нашу жизнь эпизодом в огромной панораме событий, происходивших на Земле, о которых, к сожалению, почти ничего неизвестно.

     По всей видимости, огромный континент Южной и Северной Америки так и останется территорией, историю которой мы до конца не узнаем: огромные храмовые комплексы, невероятные астрономические знания, непонятные сооружения из базальта.
 
     Большинство католических церквей построено из разобранных на камни храмов древних инков. Когда видишь рядом строение инков и католический храм, то по качеству подгонки каменных блоков последний напоминает строение дикарей, построивших хижину из компьютеров. Каждый камень кладки строений инков неповторим, как человек. Их подгонка друг к другу так сложна и совершенна, что вопросов больше, чем ответов. Вполне закономерно удивление европейцев: зачем делать такие сложные трехмерные блоки, когда их можно унифицировать. Старый Свет придумал кирпичный модуль и перестал ломать голову, а они – нет. Может быть, им во имя своих богов хотелось именно помучиться. Построили пару головоломок, ну и хватит! Нет же, каждый храм «сплетен» из базальтовых трехмерных боков с хитроумными проушинами и неведомыми внутренними каналами, и эти блоки подогнаны друг к другу в «ноль». Этот «ноль» потрясает особенно. Любой современный строитель просто «снимает шляпу» перед такой технологией строительных работ, где люди думали не о сроках строительства, а о вечности.

     Представьте себе плоскость стены, где каждый блок – это изделие ручной работы, без единого прямого угла, в «ноль» подогнанный к трем-четырем соседям сверху, снизу, слева, справа и все это без порядовки и прямых углов, позволяющих упростить и унифицировать хотя бы один стык. Это похоже на прихотливый узор, работу мастера, находившего удовольствие от самого процесса, или демонстрирующего виртуозное владение материалом. Материал этот - крепчайший вулканический базальт, а орудия якобы каменные. Каждый камень кладки неповторим еще и некими выпуклостями типа бородавок, абсолютно непонятными, но выполненными явно намеренно. Трапециевидные окна, едва наклоненные внутрь стены – это антисейсмические приемы, сохранившие эти строения до наших дней, несмотря на землетрясения, постоянно расшатывающие испанские «костелы» в каждом городе. Там, где у испанцев хватило ума построить свой «катедрале» на фундаменте инков, строение стоит незыблемо.

     В общем, покоряя Америку, европейцы в чем-то оказались очень похожи на пресловутых варваров, разломавших вещи более тонкие и недоступные для понимания.

     Только из-за нашего невежества нам кажется, что история освоения европейцами Америки – это незначительный эпизод. На самом деле, это самая кровавая и несправедливая история последнего этапа передела человеком земных территорий.

2000 г.


Рецензии