Весенние праздники

               
После весенних праздников Сретенья, Масленицы и Прощеного воскресенья наступает Великий пост.
В каждом доме теперь строго придерживаются скоромной пищи, чаще опускаются на колени перед иконами и долго молятся. Если выдаётся свободный денёк, стараются успеть на службу в Суздальскую или Абанскую церковь

Еве соблюдать пост не очень нравится. Ну что это за еда: щи без мяса, картошка, капуста, грибы да каша просяная! Хорошо ещё, что в доме есть конопляное масло, которое придаёт любому блюду неповторимый вкус. Отвезёт отец семена конопли в Воробьёвку, а обратно везёт лагушку масла.

– Ну вот, теперь до лета голодными не останемся, – радуются женщины.
Иногда баба Евдя умудряется побаловать семью оладьями, да не простыми, а с конопляной сметаной. Готовится сметана необычным способом.  Сначала нужно семена конопли поджарить на сковороде, потолочь в ступе и просеять через решето. Отделившаяся шелуха идёт на корм курам, а чистые зёрнышки снова нужно потолочь и добавить в чугунок с кипящей водой. Вытащит бабушка чугун из печки, снимет пенку и вновь туда же поставит. И так повторяет несколько раз. А потом венчиком начинает взбивать пенку до тех пор, пока та не распушится. Намокает баба Евдя в ней оладьи, даст немного постоять и приглашает к столу. Пропитанные конопляной сметаной оладьи просто тают во рту и никакой пост уже не страшен.

 Есть у Евы во время поста ещё одно лакомство, о котором не знают даже подружки. Началось всё с того, что как-то баба Евдя попросила достать яйца из клетушки под печкой, где всегда зимовали куры-несушки.
– Ты только не спеши, оглядись вокруг: справа будет берёзовый пенёк, его дед не стал выкорчевывать, когда дом строил, а у стенок яйца увидишь, – терпеливо объяснила она.
Пролезть через дверцу-решотку труда не составило, но вот когда испуганные несушки закудахтали и бросились по сторонам, в нос ударил неприятный запах, а в лицо полетело всякое сметье, – Ева попятилась назад:
– Баба! Нет здесь ничего!
– Не бойся, мулёк, чуешь, я тут рядом стою,– услышала она в ответ спокойный голос.

Ева набралась духу и осмотрелась: всё так и есть: вот пенёк, а там, в полумраке, белеют яйца.
Медленно продвигаясь под низким потолком, Ева стала собирать их в миску. Вот и последнее. Она глубоко вздохнула, до пасхи так далеко, а яйцо вот оно, рядом. И будто прочитав её мысли, рука резко дёрнулась к пеньку: «тюк!»…Ах, как же вкусно! Уже вытирая рот, Ева подумала: «За одно яйцо Боженька не накажет, он добрый».
Может бабушка и догадывалась о проделках внучки, но ни в этот день, ни потом замечаний она не делала.

В праздник Сорока мучеников Ева проснулась рано утром: нужно помочь маме с бабушкой вылепить из теста сорок птиц-жаворонков. Часть испечённых птичек можно кушать, а другую взрослые зачем-то добавляют в корм домашним животным. Говорят,  что в этот день из гнёзд вылетают птицы. Ева несколько раз выбегала на улицу, но ей так и не удалось их увидеть, видимо пролетали они над другими домами.
А Вербное воскресенье начинается с похлёстывания вербочкой по едва проснувшимся детям
– Верба крест, верба хлёст доведёт тебя до слёз. Не я бью, верба бьёт. Пускай дитё на здоровье живёт, – приговаривает бабушка.
– Баба, зачем ты так делаешь, –  весело смеясь, спрашивает Ева.
– А чтобы вы здоровыми были. Сейчас и скотину пойду хлестать.

Наконец после Чистого четверга наступает долгожданная Пасха – Светлое Христово Воскресение. Из сундука достаётся чистая, пусть и не новая, праздничная одежда для взрослых, а для детей обязательно приготовлена какая-нибудь обнова.
Пасхальное утро всегда чудесное. Первым делом все выходят во двор посмотреть как «играет», переливается весёлыми бликами  солнышко. После этого спешат умыться водой, в которой лежит крашеное яичко. На столе чего только нет: кутья, яйца, яичница, холодец, пироги, картошка с мясом. Баба Евдя напоминает:
– Чем дольше будете сидеть за столом, тем дольше будете находиться в раю.
Но разве долго усидишь на месте? Надо успеть забежать к крёстным за подарками, а потом бежать с друзьями катать яйца с горки .

Нравится Еве и другой весенний праздник - Первое Мая. Он  хоть и не православный, но отмечают его в последние годы всей деревней. На воротах, при выезде  в Парфёновку, Соловьёвку и Покровку, появляются лозунги и плакаты. Возле конторы мужики сооружают трибуну, пахнущую манящим запахом леса.
Еве этот праздник нравится, а вот взрослым как всегда не угодишь. Хочешь или не хочешь, болеешь или не болеешь, а как только приедет уполномоченный из Абана, нужно быть на сходке. Не дай Бог увидит кто из активистов, что ты в этот день работаешь на своём подворье: пилишь дрова или жердину прибиваешь – не миновать уплаты штрафа в Соловьёвском сельском совете.
 
Переминаясь с ноги на ногу, слушают сельчане громкие речи о трудовых победах советского народа. Но не нужно быть большим провидцем, чтобы понять, что  мысли их заняты о потерянном времени.
Правда, чем ближе к концу подходит речь выступающих, тем заметнее улучшается настроение слушателей: впереди маёвка. До позднего вечера будут пляски, песни под балалайку, и, конечно, складчина с родственниками и друзьями.

Череду весенних праздников закругляет долгожданный праздник Святой Троицы.
Накануне ребятня на двухколёсых тележках едут в лес за берёзовыми ветками. В каждом дворе их устанавливают по обе стороны от ворот и под окнами, украшают дверные откосы и  хаты.
 – Митя, ты знаешь, зачем ветки втыкаем? Нет? – допытывается у брата Ева и, не дождавшись ответа, поясняет, – Чтобы русалки не пакостили!

Бабушка отрицательно качает головой.
– Не слухайте никого! Про русалок лишний раз не упоминайте, грех! А ветки ставят, чтоб урожай хороший был и хворь ни людей, ни скотину не брала.
– Что ж тогда дед Сергей и братик Алексей помёрли? – с удивлением спрашивает Ева.
– Господу виднее, – тихо отвечает бабушка и, сгорбившись больше обычного, уходит в избу.
Дети об этом разговоре тут же забывают и бегут на улицу, ведь Троица не только праздник, но и начало тёплых летних деньков.
               
                2019 г


Рецензии