Обработки русских народных исторических песен

   ОБРАБОТКИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН


ЦАРЬ ДАВЫД И ОЛЁНА
(обработка старинной русской народной песни)
У Давыда-царя были дочь и сын:
Соломон был сын да Олёна дочь.
Призывает царь свою дочь к себе.
Говорит он ей таковы слова:
“Поутру вставай, поутру к заре;
Умывайся, дочь, чисто, беленько;
Надевай наряд – под венец идти”.
“Ох, мой батюшка, вразуми меня:
Скажи, батюшка, кто мой суженый.”
“Твой жених стоит в церкви божией
И тебя к венцу дожидается”.
Заходила дочь в церковь божию –
Увидала там брата милого.
Увидала она, опечалилась.
“Ох, ты, матушка, где-же видано,
Чтобы дочь тебе – да невестушкой,
Чтобы батюшка был мне свёкором,
Чтоб сестре родной братец мужем был.
Мне о том с небес не велит закон”.
Дочь родителям не скоряется:
Подвенечное платье скинула,
Башмаки, чулки побросала с ног;
Убежала она в лес-чащобушку.
Там всплакнула она жалким голосом:
“Вы сбегайтеся, звери лютые,
Вы слетайтеся, чёрны вороны.
Вы съедайте моё тело белое –
У меня душа многогрешная!”
Солеталися чёрны вороны,
Посбегалися звери хищные;
Растерзали её тело белое,
Тело белое, непорочное.
Пошла душенька её к Господу.

                06.09.1993.


БРАТ, СЕСТРА И ЛЮБОВНИК
(обработка русской народной исторической песни).
Вот под грушею, под зелёною
Да под яблоней, под кудрявою
Красна девица ведь змею пекла,
Ведь змею пекла, пепел веяла,
Пепел веяла – зелье делала,
В зеленом вине составляючи.
Едет братец – он, что сокол летит.
Сестра к братцу-то – что змея сипит.
Братца встретила посреди двора;
Чару зелена подала вина,
Своё горюшко проклинаючи.
В гривушку коня капля капнула –
Да и грива тут загоралася;
Уста братца ведь запекалися.
Успел братец он да сестре сказать:
“Схорони меня между трёх дорог,
Между трёх дорог со цветочками.
В головах поставь ты поклонный крест”.
Как ввечор к сестре милый друг пришёл.
“Ходи, милый друг, посмелее ты –
Извела теперь твого недруга –
Своего я братца родимого”.
“Оставайся ж ты без меня одна –
Коль сумела известь брата родного,
Изведёшь меня – добра молодца”.

                07.09.1993.


ИВАН ГРОЗНЫЙ МОЛИТСЯ ПО СЫНУ
(обработка русской народной исторической песни)
Иван Великий звонит он – зовёт к заутрене.
Как становился грозный царь у права клироса.
Уж он-то молится наш царь да и с поклонами.
А все позадь его князья да и с боярами.
Да ухмыляются они, да усмехаются.
Возговорил им гневно царь он, оглядаючись:
“К чему-то, вы, к чему, князья, бояре, радостны?
Иль вам неведома совсем моя кручинушка,
Моя кручинушка она да безисходная,
Ведь безисходное оно велико горюшко?
Эх, как угасла ведь свеча, да закатилася,
Да закатилася звезда ведь поднебесная,
Как поднебесная моя да светла звёздонька:
Да ведь преставился-то он – царевич млад”.

                07.09.1993.


СМЕРТЬ ИВАНА ГРОЗНОГО
(обработка русской народной исторической песни)
Звон звучит, звенит на святой Руси,
На святой Руси, в Москве каменной.
Собирался тут весь боярский люд,
Собиралися люди ратные –
Во Успенский собор помолиться им.
А в соборе том кипарисов гроб;
А в гробу лежит грозный царь Иван,
А по отечеству он – Васильевич.
В головах у него животворный крест;
У креста-то корона-то царская;
А в ногах у него грозный, острый меч...
Кто на крест поглядит – всякий молится;
На венец кто глядит – поклоняется;
А на меч взглянет кто – ужасается.

                07.09.1993.


КНЯЗЬ МИХАЙЛО
(обработка русской народной исторической песни)
Князь Михайло вздумал он жениться,
Да у матушки родимой не спросился.
Обвенчался ей он не сказался.
Гневна матушка родима и сердита.
Поезжал Михайло воевати.
Ведь своей он матушке молился:
“Ай же ты да, матушка родима!
Береги, родимая, княгиню”.
Его матушка тут скоро проводила.
В доме скоро баенку топила.
Созвала ведь мати в баенку княгиню,
В парну баенку княгинюшку помыться.
До калины нажигала горюч камень.
Положила горюч камень на утробу.
Как княгиня в первый раз вскричала,
Все граждана они крик-то услыхали;
Во второй-ёт раз она вскричала –
Вся от крика ведь палата задрожала;
А и в третий раз она скричала –
Земля мать от крика задрожала.
У княгини мать младеня выжигала,
У княгини выжигала из утробы.
Завернула в белотравчату рубашку.
Положила мать княгиню со младенем,
Положила в белодубову колоду;
Набивала поверх обручи железны.
Опустила белодубову колоду
В сине море-морюшко Волынско.
Тут у князя у Михайлы конь споткнулся,
Востра сабелька в руке переломилась,
А из глаз-то слезы покатились.
Испроговорил тут князь Михайло: “Стойте!
Разве дома у меня да нездорово?
Разве родна матушка неможет?
Разве молода жена хворает?”
Тут Михайло приезжал-ёт князь-то
Ко своей он белокаменной палаты.
Его матушка встречала, поздравляла,
Матушка с приездом поздравляла.
Испроговорил он ей-то князь Михайло:
“А ты, матушка моя, моя родима!
Не тебе меня теперь встречати,
Со приездом не тебе бы поздравляти,
А моей-то молодой княгине.
Ах ты, матушка, да где моя княгиня?”
“А княгиня, князь, горда ведь и спесива.
Всё во горенке она да просидела,
Всё в окошко-то она да проглядела,
На кроватке на тесовой пролежала.
Никуда она не выходила”.
Его слуги верные встречали,
Со приездом слуги поздравляли.
“Слуги верные, скажите, где княгиня?”
Слуги верны так ему тут говорили:
“Твоя, князь, княгиня в синем море,
В море синем-то она Волынском.
С твоим сыном в белодубовой колоде.
Нажигала твоя мать горюч-он камень,
До калины нажигала камень.
Выжигала у княгини из утробы,
Выжигала ведь она младеня.
Положила ведь княгиню со младенем
Положила в белодубову колоду.
Ты поди-тко, ты поди-тко к рыболовам,
Да пускай они закинут шёлков невод”.
Он пошёл тут князь Михайло к рыболовам,
Да велел он рыболовам кинуть невод.
Шёлков невод рыболовы закидали;
Рыболовы тут колоду вытягали;
Вытягали тут колоду, разбивали.
Увидал тут князь княгиню со младенем –
На колоду князь Михайло ушибался
Да со белым светом он прощался,
Со своей душою расставался.
Его маменька по бережку ходила
Да по бережку причёты говорила:
“Тяжко, тяжко согрешила:
Три души я погубила:
Перву душу безимянну,
Другу душу безответну,
Третью душечку сердечну”.

                15.09.1993.


Рецензии