45. Бог с нами... С нами Бог!

Это особенное послание - Псалом 45.

Остановимся на минуточку на вступлении к нему.

"Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь." – так оно выглядит в синодальном переводе.

«Руководителю. Псалом сыновей Кораха. На аламот. Песнь» – это перевод из Теилим. 

Псалмы не только рисуют образы, вызывающие определённые высокие чувства. За их простым значением заложен духовный смысл, зашифрован на «языке корней», раскрывающем в этих образах духовные значения и смыслы.
На таком языке здесь сообщается, что после духовного состояния шошан (из Псалма 44, в еврейской нумерации – 45) человек приходит к исправлению, и это называется «Песнь сыновей Кораха на аламот».
Корах – это свойство «ходящих в пустыне», а сыновья Кораха – уже новые, исправленные свойства. Аламот – это сокрытие реальности, в которой мы находимся, «завеса» в нашем восприятии, за которой – реальная картина мироздания и Сам Творец.
Аламот будет до тех пор, пока не достигнем полного исправления, а сейчас человекам доступно лишь малое свечение, отсветы и отражения, потому что не достигли ещё свойства любви. Мы можем ощутить только отголосок, а не настоящую любовь и Божественный свет.
Любовь – это раскрытие Бога, невозможное ранее конца исправления. Раскрытие Творца начинается отсюда, в рамках этого мира, а происходит уже в духовном «пространстве».

Давид знал, что Господь раскрывается тогда, когда «звучит песнь» в душе, а это – любовь и отдача. В его псалмы включены все состояния, которые человек проходит на своём духовном пути. Псалмы – это то, что ощущается в сердце, к чему мы добавляем свои внутренние переживания, состояния со всеми сокрытиями, со своими стремлениями.

В мере своей способности «привнести себя» в слова псалмов, человек раскрывает в таких состояниях с их подъёмами, падениями, сокрытиями и раскрытиями действия Господа, – действия Его программы исправления.

Словами этого псалма утешались в моменты скорби и в страданиях  многие сердца, и не только утешались, но и вдохновлялись этими строками. Например, о Лютере писали, что он, когда слышал какие-либо огорчительные новости, то непременно говорил: «Пошли, воспоём Псалом 45».

"Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,"

«…помощь в бедствиях, обретаемая весьма легко», – еврейский перевод имеет акцент не на скорость, а на лёгкость, с какой призывается помощь Господа.

"посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей. 
Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их."

«Поэтому не боимся мы, когда колеблется земля и когда шатаются горы в сердце морей.
Зашумят, вспенятся воды его, сотрясутся горы от величия Его. Сэла!» – перевод с древнееврейского тоже переносит действие вызванного землетрясением волнения вод на непосредственное проявление вездесущности Бога.   

Море – символ силы, всепоглощающей мощи, а так же символ превращения и возрождения.
Горы, от слова «ирурим», означающего «сомнения», а «горы в сердце морей» – это всевозможные внутренние возмущения.
Духовное значение этого образа в том, что всё исходит от Творца, и никуда нам от этого не деться. И как только человек это ощутит и осознает, он перестанет ощущать в этом море какое-то волнение и изменение. Стихии бушуют только потому, что ты сопротивляешься каждому Его действию и не способен расслабиться и отдать себя в Его руки, поднявшись над своей воинственной самостью.

Все устрашающие явления – это следствия противоборства между тобой и Им, оно и порождает сотрясения и страдания. Худшее, что может случиться, – ещё не причина для страха. Наши сердца хотят попасть в ковчег Божий.
Бог по-прежнему с нами! «Сэла!» – это слово означает особое утверждение, с подтверждением свыше.
В то мгновение, когда пропадает противление, ты уже не почувствуешь бури – а только полный покой:

"Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего."

Град Божий, речные потоки – это в материальном «исполнении» Иерусалим и воды Силоама, текущие из-под Храмовой горы. Этот образ толкуется по-разному. В духовном понимании реку можно рассматривать как завет благодати, а её потоки – Божии обетования. Слово Божье сравнивают с течением реки и потоками, которыми Господь радует праведных в духовную засуху.
«Речная устремления веселят град Божий», – потоки зовутся устремлениями на церковнославянском. И раскрывается ещё один духовный смысл стиха, по сути своей наиболее конкретный: устремления к небесному святому жилищу Всевышнего, направленные словом Его, и к Самому Господу силы и благодати, – что более этого может веселить душу и собрание душ – Церковь?!
Устремление – это не намерение, это – уже духовное действие, «заряженное» определённой духовной силой. А в граде Божьем, который не на земле, всё живет, движется и существует Духом.

"Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра."

Божий народ пережил тёмную ночь, но настанет утро и придёт свет Творца с милостью Его. Бог посреди Своей Церкви в Своём особом присутствии, поэтому она не поколеблется, даже если мир будет лежать в руинах. Она – «на скале, и врата ада не одолеют её».

"Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля."

Народы «в срезе» духовного мира есть различные эгоистические устремления, которые направляют их желания только на свой эгоизм и самостийность. 
Окончательное исправление мира наступит, когда все соединятся в своём стремлении к Творцу, и Творец раскроется всем народам. Его раскрытие – это «свет, возвращающий к Источнику», свет такой силы, что растает земля, означающая на «духовном наречии» сугубо материальную ветвь мироздания, материальную основу эгоистического намерения ради себя, которое собственно и называется «народы».
Глас Всевышнего проявит, что самость и эгоизм не имеют твёрдой основы, и она растает, как снег на солнце.

"Господь сил с нами, Бог Иакова – заступник наш."

«Господь Цеваот с нами, крепость наша – Бог Йаакова. Сэла!» – говорит еврейский текст, с «печатью подтверждения» Сэла!

«Цеваот», или «Саваоф» в славянской транскрипции, буквально – «Господь Воинств», – это одно из имён Бога, особенно подчеркивающее свойство Его всемогущества, а Воинствами называются звёзды с планетами и ангелы.

Он также Бог Иакова. Библейский персонаж Иаков – это «малое» свойство, которое содержит духовные  качества Авраама и Исаака, соединённые в одно; когда это свойство становится «большим» и приобретает дополнительные духовные силы, то уже называется «Исраэль» – «идущий прямо к Творцу».

"Придите и видите дела Господа, – какие произвёл Он опустошения на земле:
прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копьё, колесницы сжёг огнём."

Уже разбиралось, что земля в духовном плане суть материальная основа эгоистического намерения; лук и копьё – символы войны и мирской власти, а в переносном смысле – средства для нанесения нравственных ран, уничтожения духовных достижений. Колесницы символизируют власть, могущество.

Лишить сил стоящие на пути человеков к Господу самость и гордыню – это главная задача программы исправления творения.

Разламывается лук, преломляется копьё, разбивается меч, а колесницы сжигаются, чтобы больше не было повода вернуться к ним – в этом ещё есть знак примирения согласия:

"Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесён в народах, превознесён на земле."

Через Бога происходит «в народах» и «на земле» исправление эгоистических свойств, замена их на Божье свойство любви и полной отдачи.

Голос Бога звучит для всех жителей земли, вселяя в них уверенность в Его высшей власти как Творца всего. Он властвует в народах, властвует над всей землёй, как в смысле субъектов и объектов материальных, так и в смысле их «духовных корней».

"Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова."

Повторение – мать учения и способ акцентировать непреходящее значение этих слов.

Устремлённые к Господу души по завету находятся под защитой, заступничеством всемогущего Бога, который здесь назван Богом Иакова, – не Иакова как человека, а Иакова как народа и определённого «корнями» уровня духовного развития. Господь – Бог всех молящихся Ему, «духовного семени» Иакова, относящегося к самой «продвинутой» ступени для нынешних людей.
«Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его» (Втор. 32:7-9).

Это ступень осознания зла и осознания того, что в эгоизме невозможно объединение. Если даже и достигается какое-то объединение, то только для того, чтобы в очередной раз раскрыть, что оно было эгоистическим, а не по любви, как до этого казалось.
На ступени осознания зла люди ещё не готовы к прямой связи с Творцом ради исправления зла в себе, но уже остро нуждаются в Высшем свете, чтобы раскрыть, что находятся у своего эгоизма в рабстве и сформировать намерение «бегства из рабства».

Только с выходом из-под власти эгоизма начинается духовная жизнь. Выход из эгоизма – выход в высший, духовный мир. Но не может человек выйти сам, а должен просить Господа. А просить помощи Его может лишь в мере своей веры в Него, ощущения величия Его.

Духовное развитие идёт не ровно, а ступенчато, и чтобы взойти на следующую ступень, необходимо приподняться над текущими эгоистическими желаниями. Иными словами, ступени подъёма со ступени на ступень – это эгоистические свойства, над которыми смог возвыситься.

Такая «лестница» духовного подъёма называется «лестница Иакова», потому что только свойство «Иаков» правильно соединяет между собой силу добра и силу зла, строя ступени для восхождения. Именно начиная с него можно говорить о правильном, целенаправленном духовном развитии.

Поэтому правильное сочетание свойств Авраама и Исаака, которые сопрягаются в свойстве Иаков, называется Исраэль, что означает «прямо к Творцу».


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.