Введение в букварь

-А - не, не. Ты не угодал. Меня в темницу по рваной одёжке кинули. Как межидвора. А так я изгой. Поповский сын, грамоте не обученный. Меня в кандалы ковать не по чину, как тебя. Вот я приставу растолкую - меня и отпустят. Что ты! Я ж не душегубец, не убивец.
Несчастный я. Как с посада выгнали - пошел по Руси правды пытать. Туды сунусь, сюды сунусь - нету правды. До самого царя Алексея Михайловича дошел. Но не пустили рынды сторожевые, в батожьё взяли. Я в Пустозерск пошел, к самому Аввакуму. В яму к ему спускался, рыбную требуху с им ел. Аввакум меня и надоумил. Правда, говорит, в скитах, у заволжских старцев. Им ни царь, ни Патриарх не указ , а служат они едино Христу. И цедулку написал к отшельнику Варламу. Он-де тебя и грамоте обучит, что б ты в духовные вернулся.
Я того Варама два года искал. Всё заволжские леса пехом прошёл. Много разного люда встретил. И святые, и мошенники. И зверь меня ломал. Однова чуть монахи в дубье не взяли, как я заикнулся , что с Аввакумом якшался.
Ладно.
...Тут водицы подносят, хоть раз до темна? ну, тады я тоже со стены слижу. Всё влага...
...дык вот. Нашел я того Вардама. Ой и страшон. Сто лет не мылся, не стригся. Дух на ём такой, что вошка не водится. От людей отвык. Почти не балакает - мычит. На меня нательным хрестом замахнулся, а хрест у его чуть не могильного чину. Быдто он давно плюнул на себя, быдто от другого миру.
Спужался я, конечно. Но как цедулку от Аввакума явил - так Варлам и подобрел. Я тебя, сказал, грамоте в один урок обучу.
-Ты, - спрашает, - в прошлой жизни кем был?
Растерялся я. Какая, дескать, прошлая, если я эту еще не скончил?
- Зря не сознаешься, - укоряет Варлам.- а ведь ты в прежней жизни, точно, знал грамоте. Вот я, - бьёт себя крестом в грудь , - в прошлой жизни трактористом был. Зерносовхоз "Плановый". Кустанайская область. Вот ты спроси у меня - как двигатель внутреннего сгорания устроен? Да я тебе клапана с закрытыми глазами отрегулирую, даже без щупа. Вот дай мне сейчас трактор ДТ-54. Да я, если хочешь знать, суточное задание на впашке зяби до вечера выполню!У меня за труды  орден "Знак почета" есть!
Ничего я из слов Варлама. Разве только , что он заговаривается. Ночь я спал в его избушке беспокойно, часто поднимался к бадейке с водой. Помню - горел я в ту ночь. А проснулся совсем здоровым.
Что важно - проснулся грамотным. Вот глянул на налое у старца книжка. И сразу прочел на крышке: "Боэций. Утешение философией". Аж испугался. А Варлам ничего. Перекрестил меня и объяснил, что я сам себя ночью опоил зельем из бадейки. И что в опьянении моем окунул меня старец в мою прежнюю жизнь, где я был грамотным. А утром вернул назад, в наш семнадцатый век.
...А есть тут тоже до темна не дают? У меня, брат, сухарик за пазухой. Достань, тебе сподручней...Вот так, борагодарствуем. Давай, отгрызи мне половину .
Да, я ж вернулся домой. А батюшка уже помер, а на приходе другой поп. А я ему в укор и в тягость. Вот он прикАзному дьяку и отнёс ябеду, что я бродяжка. А тот меня за кушак - и в темницу. Потому теперь я тут с тобой и грызу сухарь. Чу!
Никак - приставА идут. Сейчас с меня железа снимут. Что ты, брат. Я не ты, я вольный человек, духовного звания!


Рецензии