Брось мне никель на траву...

 Boris Gotman, Ph.D

 Слышишь, я тебя зову:
-Брось мне никель на траву,
 Плату требует Харон
 За последний перегон,
 Плату требует Харон,
 Есть монета – ты спасён.
 
  Приведенные строки – мой перевод куплета одного из вариантов широко известной песни английских и американских военных лётчиков, песни-прощания с погибшим пилотом, которая называется "Никель на траве".

  Эта песня и связанная с её названием история вспомнились мне недавно в Лиссабоне на площади Росиу, когда мы с супругой наблюдали за весёлой церемонией посвящения первокурсников университета в студенты.
 
  Площадь эта находится рядом с церковью Святых Хусты и Руфины (порт. Santa Justa e Rufina), где более пятисот лет назад началась печально знаменитая Лиссабонская резня - погром, инспирированный фанатичной частью монахов-доминиканцев, первоначально направленный против "новых христиан" - крещённых евреев, но сразу переросший в массовые грабежи и убийства, к которым присоединились матросы десятков скопившихся у лиссабонских причалов иностранных судов. 

  В память нескольких тысяч жертв Лиссабонской резни в 2006 году на углу площади Росиу был открыт мемориальный знак, и сейчас студенческое веселье протекало вплотную к нему.
 
  Вид этого веселья "на костях" неприятно шокировал нас, хотя мы хорошо знали, что настоящий характер португальцев проявляется не в этом, а в их судьбоносных  решениях, делах и поступках.
 
  Одно из таких решений в новейшей истории  определённым образом связано с песней "Никель на траве". 

  Из статьи с таким же названием  Майка Бенитеса  ("A Nickel on the Grass", Mike Benitez), опубликованной  7 апреля 2018 года, я узнал, что эта старая песня до сих пор пользуется высочайшим уважением.

  Во-первых, монета. Греческая мифология гласит, что паромщик из Аида Харон берёт одну монету, чтобы переправить душу через реку Стикс, которая отделяет мир живых от мира мертвых.
 
  Монету  клали под язык близкому человеку перед захоронением, чтобы он мог спокойно пройти в подземный мир. Со временем эта традиция в разных странах принимала разные формы. Сегодня монета, оставленная на надгробии, означает, что кто-то остановился у могилы, чтобы отдать дань уважения.

  Во-вторых, фраза. В начале двадцатого века Армия Спасения собирала на улицах Лондона пожертвования. Бывало, что собирая их в пабах, сборщики  сталкивались с агрессивной неприязнью посетителей. После ряда инцидентов несколько лондонских  музыкантов  решили помогать активистам Армии Спасения, привлекая к ним своими выступлениями публику. К 1915 году эти группы Армии Спасения стали популярными и проложили себе путь в Соединенные Штаты. Во время игры кто-нибудь из музыкантов  группы вращал бубен, приговаривая: "Брось никель в бубен, брось никель в бубен - и  будешь спасен, будешь спасён!"
 
  В Первую мировую войну эта манера исполнения стала очень популярной  и  сохранилась  в  английских пабах и во время Второй мировой войны.
 
  Во время Корейской войны  было немало талантливых писателей и музыкантов, которые продолжили традицию. В 1954 году пилот F-86 по имени Уильям Старр собрал эти песни для потомков, назвав свою тетрадь "Книга гимнов летчиков-истребителей".
 
  Во время войны во Вьетнаме популярные тексты менялись, чтобы отразить новые названия самолётов и новые времена.
 
  Насколько мне известно, название "Nickel Grass" ("Никелевая трава", "Никел Грасс") было использовано в качестве кода  стратегической воздушно-транспортной операции, проведенной  Соединенными Штатами для доставки оружия и снаряжения  в истекающий кровью Израиль во время войны Судного Дня  в 1973 году.

  Следует особо отметить, что перед этой войной Израиль оказался без необходимых вооружений. Накануне 50-ти летия её начала Государственный архив Израиля опубликовал часть документов о действиях Советского Союза накануне вторжения Египта и Сирии в Израиль, пишет Newsru.co.il.

  В то время СССР не имел дипломатических отношений с Израилем, поэтому миссия была поручена корреспонденту газеты «Правда» Евгению Примакову, занимавшему пост заместителя директора института Мировой экономики и международных отношений АН СССР.

  В израильских документах он обозначался кодом «дядя Цион» – возможно, это указывало на его еврейские корни. Примаков неоднократно встречался в Вене с израильскими представителями.

  Отчет генерального директора МИД Израиля Мордехая Газита свидетельствует, что Примаков пригрозил в случае получения Израилем западных вооружений поставить  Египту вдвое больше оружия, не скрывая, что все сказанное им исходит от высшего руководства СССР.
 
  Но вернёмся к "Nickel Grass". Возможно, название связано не только и не столько с песней, сколько с тем, что взлётно-посадочные полосы и стоянки в Lajes Field удлинили и расширили с применением аэродромных металлических перфорированых плит, блестевших из-под травы, прораставшей через отверстия в них. 
 
  Во многом эта операция стала возможной благодаря твёрдой позиции Португалии, единственной из европейских государств,  не побоявшейся шантажа арабских стран и их союзников и предоставившей свою территорию для промежуточных посадок и заправки самолётов США. Определённую помощь оказали также Испания, позволившая проводить дозаправку в своём небе, и Греция, разрешившая взлёт и посадку истребителей эскорта.

  Другие европейские страны не позволили США вывозить со своей территории в Израиль даже завезенное ранее вооружение. Они потребовали, чтобы сначала его вывозили за две тысячи километров на Азорские острова, добавляя в общей сложности к трудному и опасному маршруту ещё четыре тысячи километров!
 
  Между Португалией и Израилем самолет должен был следовать чрезвычайно точным маршрутом, "ювелирно" пролетая  вдоль границы воздушного пространства враждебных арабских стран на юге и европейских стран на севере.   
 
  В этой части маршрута транспортные машины  сопровождались истребителями  6-го флота США, которым Греция позволила взлетать и совершать посадки в своём воздушном пространстве. В 150 милях от Израиля их сменяли "фантомы" и "миражи" израильских ВВС, эскортировавшие  их в Лод в аэропорт Бен-Гурион.
 
  Американские корабли размещались по маршруту каждые 300 миль, а авианосцы - каждые 600 миль.
 
  Эти меры оказались оправданными, т.к. неопознанные арабские боевики готовили нападение,  но осуществить его не решились.
 
  По прибытии в Бен-Гурион вооружение сразу отправлялось на фронт, куда доставлялось в течение нескольких часов.
 
  Первый транспортный самолет C-5A Galaxy прибыл в аэропорт Лод 14 октября в 18:30 по местному времени.  В тот день Синайская битва завершилась в пользу Израиля.
 
  Главный удар египетской армии был остановлен, сотни её танков уничтожены. Теперь Израиль выигрывал войну. 
   
  В ходе операции "Никелевая трава" вооружение доставлялось не только по воздуху, но и морем. 

  В первые дни войны новыми советскими ракетами земля-воздух было сбито значительное количество израильских самолетов. В ходе "Никелевой травы" для восполнения этих потерь были отправлены в Израиль около 100 истребителей  F-4 Phantom. Они доставлялись в Лод, где израильские пилоты  сменяли своих американских коллег.
   
 "Фантомы" часто отправлялись в бой уже через несколько часов после прибытия.

  Некоторые самолеты перебрасывались непосредственно из американского флота и первые вылеты делали в камуфляже  CША, но с израильской символикой, чем заслужили в Израиле  прозвище  "Лягушка".
 
  Кроме "Фантомов",  в рамках "Никелевой травы"  в Израиль были доставлены 36 машин  A-4 Skyhawks и 12 транспортных самолётов  C-130E Hercules.   
 
  Через девять дней после нападения арабских армий Израиль перешёл в контрнаступление.
 
  В течение 32 дней,  между 14 октября и 14 ноября 1973 года,  ВВС США обеспечили  доставку 22 325 тонн самолётов, танков, артиллерийского вооружения, боеприпасов и снаряжения  в  транспортных самолетах C-141 Starlifter и C-5 Galaxy.
 
  Кроме этого, Соединенные Штаты задействовали морской транспорт, доставив к 30 октября  1973 года  33 210 тонн необходимых грузов в Израиль.
 
  За это же время СССР  перебросил на значительно меньшее расстояние от 12 500 до
15 000 тонн вооружений, большую часть - в Сирию.  Еще  63 000 тонн военных грузов СССР поставил  морем, в основном тоже в Сирию.
 
  Операция "Никелевая трава" помогла Израилю пережить вероломное нападение Арабской Республики Египет и Сирийской Арабской Республики. 

  Неизвестно, могла ли она состояться, если бы не разрешение Португалии  "бросить никель на её траву"...
 
 
  На иллюстрации:
Снимок вверху - Весёлая церемония посвящения в студенты  на площади Росиу в Лиссабоне.
 
Снимок внизу - Lajes Field или Lajes Air Base - португальский : база Area das Lajes  и региональный пассажирский аэровокзал, расположенный недалеко от Лайес и в 15 км к северо-востоку от Ангра-ду-Эроижму  на острове Терсейра,  Азорские острова , Португалия . Расположен примерно в 3680 км (2290 милях) к востоку от Нью-Йорка и около 1600 км (990 миль) к западу от Лиссабона.  База расположена в стратегическом месте на полпути между Северной Америкой и Европой в северной части Атлантического океана.


Рецензии
Совершенно ничего не знала об этой войне. Муж, будучи ещё курсантом, посещал те края на учебном судне и составил нелестное мнение об арабах. Они заходили в порты Египта. Вернувшись из рейса, сказал, что он за Израиль. Вот и все, что я об этом знаю. Спасибо, Борис! Чем больше узнаю о Португалии и Израиле, тем больше уважаю.

Людмила Петрова 3   19.09.2020 08:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила! По иронии судьбы мне пришлось учить арабских офицеров, так что тоже насмотрелся... Сейчас, к сожалению, Израилем управляет бессменный Натаниягу, который руководствуется исключительно своими корыстными целями и почти довёл страну "до ручки". С уважением,

Борис Готман   19.09.2020 10:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.