Крик души

      Выставка Эдварда Мунка, на которую они с мужем долго собирались,  (всё мешали какие-то внезапные и неотложные дела, встречи, события) не произвела на обоих никакого особого впечатления. Вернее, впечатление сложилось совершенно определённое - глубоко больная психика гениально выплеснутая на холст.
      
     Народу было немного. Через несколько дней выставка, длившаяся почти четыре месяца, должна была закрыться.  Основная жаждущая масса , которая стремилась приобщиться к высокому искусству, её уже успела посетить.  Молодёжь громче реагировала и комментировала свои впечатления, публика постарше, в основном, ограничивалась редкими вздохами и высказываниями типа « невероятно», «потрясающе» и тому подобными пафосными, ёмкими словами, боясь обнаружить свою несовременность и ограниченность. Настя и Михаил молча и внимательно просмотрели все представленные картины : портреты, жанровые сцены, пейзажи, стараясь проникнуться восприятием общепризнанной, но своеобразной гениальности выдающегося художника. Муж высказался однозначно, когда они уже вышли из здания Третьяковки :
  --Я даже не представлял, что мне до такой степени может не понравиться, - прошептал он смущённо, боясь проявить свою некомпетентность и обидеть этим массу восторженных почитателей норвежского  экспрессиониста.
   -«Крик»... возможно  я понимаю, состояние  его души. Он же такой больной был... трагедия всей жизни. Необычно и точно передано, а вообще я с тобой полностью согласна.
 Спускаясь по широкой, но довольно крутой лестнице, Настя немного качнулась и он вовремя подхватил её, приобняв за плечи.
 -Солнышко, что же ты? Держаться же надо! Я тебе на что?! Или тебя от полученной дозы эмоций шатает?- съехидничал он, потом продолжил, - искусство должно облагораживать , радовать и стимулировать желание жить, наконец. А тут? Как будто из дурдома вышел. В повседневной жизни и так негатива хватает.
  -Просто эти каблуки слишком высокие, я что-то не подумала, надо было в кроссовках идти. Да как- то не могу, выставка всё же... Хотя уже никто на это внимания не обращает.
   -Я обращаю! Ну и пусть все носят кроссовки в театр, на выставку, пусть они ходят как хотят! Зато ты у меня всегда к месту и элегантно одета.- и он поцеловал жену в щёку. После двадцати лет совместной жизни её всё равно такие его порывы на людях немного смущали, но безмерно радовали.
       
    День выдался на удивление удачный, тёплый и безветренный. Совершенно не хотелось оставаться надолго в помещении и, подойдя к станции метро « Третьяковская», они не сговариваясь прямиком направились в «Макдональдс». Несмотря на свои высокие каблуки, Настя была много ниже мужа, её светлая, коротко стриженная голова еле доходила ему до плеча. Она задрала голову вверх и, увидев его улыбающийся ответный взгляд , озорно провозгласила:
  -Ну, Мишунь, давай тогда негатив снимать!  Пойдём «отравимся»?
 Согласие последовало незамедлительно, и оба, смеясь, прибавили шаг. Они именно так давно начали называть культпоходы в «Макдональдс». Это происходило довольно редко, но доставляло обоим не меньшее удовольствие, чем любым малолетним школьникам или стеснённым в средствах студентам.
 -Нет! Вот мы на Репина с тобой уже два раза ходили, это же просто восторг! И я бы ещё пошёл!!!- макая гамбургер в маленькую плошечку с соусом, не унимался Михаил, и Настя по опыту знала, что это надолго. Пока он не выскажет всё, что думает по взволновавшему его событию или вопросу, не жди, что он остановится. Можно, конечно, постараться переключить разговор на другую тему, но это ненадолго: всё снова вернётся в прежнее русло. Её это совершенно не напрягало, за много лет она привыкла, тем более, что их мнения практически всегда совпадали. И он, по сути дела, озвучивал её собственные мысли.
    Все подруги удивлялись и, возможно, немного завидовали такому их с Михаилом единомыслию.

   С первым мужем, Игорем, вообще ничего общего во вкусах и взглядах не совпадало. Поначалу она совершенно не обращала на это внимание, да особенно её и не напрягало, когда он чем-то непонятным восхищался или  ругал то, что было ей дорого и небезразлично. Практически всегда у них оказывалось диаметрально противоположное восприятие всего, что касалось искусства да и прочего тоже. Когда родился Антошка, её жизнь заполнилась совершенно другими проблемами. Всё, кроме забот о сыне, отошло в это время на второй план. Но через некоторое время разность во взглядах, в приоритетах стала всё сильнее и сильнее давать о себе знать, и они расстались. Расстались совершенно осознанно, бескровно и спокойно. Жизнь у каждого сложилась по- своему, пошла по своей намеченной Господом богом колее.
 
   Михаил в её жизни появился, когда Антошке едва исполнилось пять лет. Малыш принял его сразу и привязался к новому папе практически после двух походов в Зоопарк. Игорь, нельзя сказать, что исчез совсем из жизни сына, но, конечно, видел его довольно редко. Тем более, что часто надолго ездил в командировки и у него через какое-то время тоже появилась новая семья. Правда эта семья ограничивалась только им самим и его женой. Детей у них не было. А у Насти с Михаилом  через некоторое время родилась девочка, назвали её Ксюшей.
 -Асенька, наверное надо ещё что-нибудь заказать, я что-то не наелся!- муж  скривился в детской просящей гримасе с виноватыми глазами. Ах, эти его кошачьи, зеленые  хитрющие глаза, обескураживающие своей мольбой! Она никогда не могла устоять перед этим гипнотизирующим взглядом, но всегда пыталась сопротивляться. С копной, чуть тронутых сединой, светлорусых волос, он действительно походил на огромного откормленного котищу.
 --Мишань, всё же это, действительно, отрава. Столько вредного там..- и строго посмотрев, добавила,- Да и потом,.. Может до дома? Я борщ варила вчера специально, чтобы приехать и не думать, что поесть, а только разогреть.- попыталась она всё же его отговорить.
 -Ой, брось! Какой особенный вред! Все эти ЗОЖи, здоровые образы жизни, такая бредятина. Что организм просит, то и полезно. А если и не полезно? Так просто вкусно! Радость в жизни должна быть от всего, и от еды тоже!
  -Ну, ладно, иди заказывай, давай и мне. Только тогда вечером никакого мяса!
 -Я толстый мишка плюшевый, я плюшевый медведь... - напевая себе под нос, с довольной физиономией муж пошёл за очередной порцией «отравы».
   
   Когда они возвращались домой, Настя предложила зайти к Антону. Ксюша сейчас во время каникул, чтобы набраться сил перед новый учебным годом, перед серьёзным девятым классом, гостила у бабушки в Юрмале. Сын с невесткой жили отдельно и совсем недалеко от них. Так уж вышло, что когда Антон женился, переехал к Даше. Она жила в то время со своей старенькой бабушкой, которая нуждалась в постоянном уходе. Вскорости её не стало, а потом появилась на свет Алёнка. Настя давно заметила такую странную закономерность: если в семье умирает кто-то, то обязательно вскорости на свет появляется новый человек. Очевидно, так умная мать-природа поддерживает своеобразный жизненный баланс на земле.
    
     В соседнем Супермаркете купили к чаю  всеми любимый торт «Полёт», который  из-за его неимоверного крошения только среди своей семьи, и только на кухне, можно было есть не стесняясь .
     Дверь открыла, как всегда сияющая своей приветливой улыбкой, Даша, она искренне обрадовалась и громко крикнула:
   -Антош! Родители пришли, иди тапочки подай!
В глубине квартиры слышались какие-то голоса и Настя, переглянувшись с Михаилом, поняла, что у детей уже есть какие-то гости. Гости эти, как оказалось, был Игорь с женой Алисой Эдуардовной. Встречи этой Настя не ожидала и про себя посетовала на свою неосмотрительность: не следовало идти к детям без предупреждения.
   А Игорь, казалось по всему, обрадовался. Они обменялись рукопожатиями с Михаилом, как всегда. Алиса Эдуардовна сидела на диване и тютюшкалась с полуторагодовалой Алёнкой.
_-Добрый день, Алиса Эдуардовна!- поздоровалась Настя, та только кивнула в ответ. Настя по-другому её не называла ни в глаза, ни за глаза, по женской своей вредности подчёркивая тем самым, что та старше её. Разница в возрасте у них всё же приличная-семь лет !
 -Мам, можно мы чай на кухне будем пить.- задал Антон риторический вопрос и направился заваривать чай,- Кто чёрный, кто зелёный, кто кофе? -на ходу спрашивал он,- подавайте заявки! Пап, ты как всегда чёрный без добавок?- обратился он персонально к Михаилу.Тот кивнул в знак согласия головой и подмигнув улыбнулся:
 -Конечно, сынок, я привычек своих не меняю.

    -Откуда вы такие нарядные и довольные?- поинтересовался Игорь, стремясь таким образом как-то разрядить внезапное замешательство всех присутствующих. Он понимал, что Настя не приветствует Алисино участие в общении с внучкой, тем более, что та и сама понимала, что с трудом скрывает, пробуждающуюся с каждым разом всё сильней и сильнее, обычную, бабью ревность.
  -Мы Мунка ходили смотреть,- пытаясь усесться в низком кресле ответил Михаил, с габаритами которого его собственные габариты слабо совпадали.
  -О, Мунк! Прелестно! Обожаю этого голландского пейзажиста! Мы в прошлом году  в Париже на его выставке побывали!-  тут же оживилась Алиса Эдуардовна, кокетливо тряхнув своими крашенными ярко-рыжими волосами, после чего Игорь забрал у неё вдруг заплакавшую Алёнку и передал её настоящей бабушке Насте. Вошедший Антон поправил:
 -Норвежского... экспрессиониста, норвежского, Алиса Эдуардовна. Эдвард Мунк писал в основном бытовые сцены, если можно так это назвать,- и чтобы скрасить неловкость, объяснил своё присутствие,- я уже заварил чай, теперь Даша на стол накроет и можно двигаться всем на кухню.
 -Но почему? У него и пейзажей достаточно,- вступился за жену Игорь-.Сильный художник, современный! Пробирает до самого нутра. Ну возможно и угнетающее воздействие на психику! Современно! В этом есть даже некий кайф! А вам как?- и не дожидаясь ответа , продолжил,- я вообще обожаю всё нестандартное, необычное. Не может же искусство стоять на месте? Этот замшелый реализм, как на фотографии. Нужна страсть, напряжение...
 -Вряд ли  можно назвать современным человека, который умер в середине прошлого века. - уточнил Михаил. Потом продолжил,-Кроме реализма есть ещё и импрессионизм, и много других направлений... даже экспрессионисты  они ведь тоже разные! Дали, например.
« Ну зацепились!» Подумала Настя, целуя балующуюся внучку, которая всё норовила ухватить её за серёжку в ухе. Сама она никогда старалась не вступать в подобные дебаты, Миша и так всё за неё скажет — в этом она уверена.

   -И чем Мунк -то вам не угодил?- не сдавал позиций Игорь.
 -Эта его картина «Крик»- это же настоящий шедевр!!!- Алиса Эдуардовна приняла эффектную позу встав у окна. Потом стала,  медленно поворачиваясь то вправо, то влево, демонстрировать таким образом свой уже старчески плоский зад, обтянутый в дырявые молодёжные джинсы,- сейчас, наконец свобода во всём, А вы, Михаил, просто консерватор.- и она кокетливо надула свои ботоксные губки.
  -А мне уже шестой десяток, и болезни есть, и проблемы разные. У меня и своя голова болит, только я никому эту боль не навязываю. А про Мунка вы, Игорь, верно заметили -«угнетающее воздействие». Больная психика, он таким образом, видимо, освобождался от своих кошмаров. А человек, даже самый непосвящённый, которому и неизвестно и всё равно, в каком стиле написана картина, он хочет наслаждения, позитива, восторга от красоты. Радовать и восхищать должно искусство, а не угнетать. И это совсем не связано со временем. И роботы могут быть весёлыми, и люди могут быть страшными и злыми. 
    Игорь удивлённо пожал плечами, ему никогда не были свойственны сопереживания. Сочувствие и острое понимание чужого горя, даже  горя близкого друга, он никогда по -настоящему не пропускал через себя, все беды как бы проходили мимо, он никогда по этому поводу не расстраивался.
 - Ну, не знаю что сказать, сантименты это не моё, по-моему, это не по-мужски,-уколол он Михаила,- а я и  ужастики смотрю с удовольствием, адреналин поднимает,- и подмигнул скептически улыбающейся Алисе. Всё это время она таким уничижительным взглядом смотрела на Михаила, что казалось, ещё чуть-чуть и она произнесёт слово «быдло».
 -Антон, Даша там  скоро? А то ведь нам ехать далеко, с пробками часа полтора. Пойду на кухню гляну,- и Игорь вышел, оставив Алису Эдуардовну отдуваться за двоих. Настя- то точно знала, что к общему знаменателю они никогда не придут, совершенно разные орбиты.
  -Унылые пейзажи, лица уродливые.- поддержал Михаила сын-. Зачем же демонстрировать своё  психическое нездоровье в течение  целых 83 лет?- и обратившись к мачехе,- вот вы, Алиса Эдуардовна, восторгаетесь, а повесили бы этот «Крик» в детскую своему ребёнку? Я лично нет! Она б не говорить, а заикаться начала! А Айвазовского развесил бы по всей квартире!
    Алиса, изобразив полнейшую скуку, демонстративно молчала,
- То-то и оно! Я полностью согласен с отцом- искусство призвано жизнь нашу делать приятней, вселять радость, надежду. Встреча с прекрасным!... Ведь так кажется? ПРЕКРАСНЫМ!!! Восторгаться хочу и чтобы настроение поднималось от общения с ним. Это не только живописи касается. И кино, и театр- это же ужас, что пропагандируют- сплошные уродства, извращения. Я что Алёнке Симпсонов показывать буду? Нет я ей « Чебурашку», « Золотую антилопу», «Ну,погоди» уже накачал. Я не хочу, чтобы  моя дочь росла и воспитывалась, как в комнате ужасов!- немного возбуждённо закончил Антон свою речь.

  -«Красота спасёт мир»... и Достоевского-то уже забыли!- не удержалась и тихо сказала  Настя. Вошла Даша и забрала у неё Алёнку. Несмотря на то, что взрослые разговаривали довольно громко, у той уже и глазки начали слипаться, и головку она бабушке на плечо примостила.
 -Сейчас, я её уложу и можно чай пить. Извините меня, я такая копуша!
--Дашенька, не переживай, мы тут не скучаем!- успокоила невестку Настя.

  - Зато запросто можно взять любую классику и сделать всё что хочешь! Испохабить в буквальном смысле слова. Ничего сами создать не в состоянии, а исковеркать уже созданное до них прекрасное- это прямо подвиг!!! «Я так вижу»- вот девиз! Ну и смотри себе на здоровье. Сам смотри.--Михаил всё же встал с кресла и стал медленно расхаживать по комнате.
 -Миш, может пойдём? - Настя вопросительно посмотрела на мужа. Но её тут же осадила агрессивно настроенная Алиса:
  -Так вы считаете, что всё вообще должно оставаться нетронутым, как в нафталине? А как же прогресс? Меня лично вообще всё устраивает: кто как хочет, пусть так и живёт, пусть так и творит! Соскучились по цензуре что ли?
 -Причём тут это?- Михаил от неожиданности и несуразности такого заявления, немного оторопел, даже усмехнулся, потом совершенно спокойным голосом продолжил, -я считаю, что со своим личным, гениальным творением ты волен делать всё, что угодно! А примазываться к великим классикам- это воровство и безобразие, и должно даже законом быть запрещено.- Михаил  в упор посмотрел на открывшую было рот  Алису Эдуардовну , но та только ещё сильнее надула губы и ничего на этот раз ему не возразила.

 -Мы с Дашей недавно были в театре Станиславского и Немировича, в музыкальном. Мам, мы тогда ещё  вас посидеть с Алёнкой попросили,  помнишь?
  -Да, помню, конечно. Ну и как? Ведь К--ский кажется поставил?
  -Да,да он... Не было случая рассказать. Так вот. Опера «Отелло». Автор, понятно, гениальный Шекспир. Музыка, понятно, гениального Верди. Что тут можно , блин, добавить?
–Антош, Без блинов, можно?- Настю как всегда коробила эта присказка.
  -Ой, мамуль, прости, вырвалось. Так вот, Первое действие мы наслаждались. Декорации, костюмы богатые, а голоса просто нереально красивые у всех исполнителей. Дашка особенно хорами Верди всегда восхищается... В антракте одни только восторженные возгласы  слышны были. Так повезло, что билеты достали!! Второй акт начался. Отелло с Яго бесподобно поют и вдруг... Отелло снимает парчовый свой длинный плащ, остаётся в брюках с подтяжками и кремовой рубахе совершенно современной, потом Яго так же. Потом хор выходит: женщины  и мужчины в форме итальянских фашистов 30 годов 20-го века! Потом на сцену выезжает огромная голова на огромном пьедестале. Публика в недоумении: Это кто? Оказалось дуче Муссолине. Причём тут он? Мы почти всё второе действие с Дашкой с закрытыми глазами просидели- фашисты поют! Бред да и только. Смотреть невозможно, отвлекает ужасно. Слушали только музыку! Хоть Верди не тронули и то, спасибо! Очередь в гардеробе в замешательстве. И один вопрос у всех: ЗАЧЕМ? Мы с Дашкой долго потом обсуждали, думали, в интернете статьи критические читали, чтобы понять на хрена там фашизм.
--Антош!
---Извините, вырвалось. И ответ напрашивается только один: режиссёру надо как-то в историю вписаться, вернее примазаться к Великим в свои 80 лет? Но он же и так уже знаменит, всё мало что ли? Он что считает, что таким вот образом, имеет право свою Я вставить. Кто запретит?  Трагедия о любви и ревности, о чувствах человеческих самых интимных и сильных. А тут опять политика, блин, зачем?
    Настя уже никак не останавливала сына, она сама была в недоумении от услышанного.
     -Очевидно вы ещё  молодые и что-то не поняли, режиссёр-то своё   видение  преподнёс...- не сдавалась Алиса,- на дворе 21 век! Совершенно другой подход   должен быть...

 -Миш, я устала, пойдём домой!- уже настойчиво повторила Настя. И так понятно, что разговор этот бесконечно можно продолжать и толку никакого не будет. Ни Игорь, ни Алиса ничего этого не поддерживают. Они привыкли козырять своей якобы эрудицией, привыкли показывать, что поддерживая все нововведения, пусть самые абсурдные ( вплоть до Гей-парадов) идут таким образом в ногу со временем. Михаил немного успокоился:
   -Да, пожалуй, пора домой.
И оба вышли в коридор.
 -Мам, пап, а чай? Мы долго да? Просто наш электрический чайник перегорел, а на газу долго получилось, - стал оправдываться расстроенный Антон. - Даша сейчас Алёнку уложит и мы посидим, вы же  «Полёт» принесли мой любимый! Как же?
  -Антош, вот и съедите его, вам же больше достанется,- и она обняла его,- сынуля, не обижайтесь. Мы пойдём, папа устал и я тоже. К тому же, может Ксюша с бабушкой по скайпу звонить будут.

     Неожиданно в коридор вышел Игорь и совершенно ни к месту произнёс:
 -Анастасия, ты сегодня потрясающе выглядишь,- и расцеловал её в обе щёки.-затем расплывшись в почти искренней улыбке , протянул Михаилу руку,- Ну, до свидания,  до новых встреч! Мы тоже скоро поедем.
     Настя оторопела, у Михаила  его зелёные глаза чуть не вылезли из орбит. И только у Алисы Эдуардовны не было никакой реакции, поскольку она не присутствовала при этой сцене. Она даже не вышла из гостиной проводить их, а только манерно прогнусавила откуда-то дежурное «пока,пока» двадцать первого века.
      
     Когда они вышли из подъезда, у обоих не сговариваясь отчего-то поднялось настроение. Вечер был тёплый, по-июльски немного душный.
 -Ась, что-то я сегодня разговорился, сам не пойму, чего меня понесло им чего-то доказывать, объяснять? Хорошо хоть сын правильный у нас получился. А про « Отелло»- я в шоке! Игорь-то хорохорится, а прекрасному не чужд! Вон как тебя облобызал и меня не побоялся!
Настя засмеялась:
 -Ну ты, скажешь тоже!!!
 -А  меня эта напыщенная , молодящаяся Алиса взбесила. И зачем я перед ней бисер метал? Всё кипело!! Позёрство и выпендрёж !! Прямо крик души какой-то .
   -Вот- вот, и у Мунка, возможно точно также , случился этот самый крик души, кто-то довёл его. Отсюда и его гениальная картина, теперь понял?
     Настроение у Насти просто зашкаливало, появилась какая-то лёгкость. А может этому всё же поспособствовал непонятный поцелуй Игоря за последние двадцать лет первый?
  -Ну, ты опять за меня не держишься? Смотри, навернёшься на своих ходулях ? - Михаил крепко обнял её за плечи.
  -Да я за тебя только и держусь,- с нежностью ответила она. «Какой же он у меня хороший, мой  Мишунчик!» подумала она и, посмотрев на него снизу вверх, озорно добавила:
  -Ну, а если я всё же навернусь на жизненном пути, вот тогда-то ты, мой любимый консерватор, и увидишь, как я рот раскрою  да как :   « А-А-А...!»- почти шёпотом изобразила она крик души и оба рассмеялись.






Эдвард Мунк "Крик".

 







            


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.