Совесть в детстве

      Было мне тогда около девяти лет,  и много времени я проводил  дома с бабушкой, «любившей меня изо всей мочи». Эти слова С. Есенина она часто цитировала, увидев мою персону, и это при том, что вышеозначенная персона не редко расстраивала ее своим поведением. Так было и в этот раз.
      Фантазии у меня было много, и превратить обычный валик от дивана в злейшего врага было не трудно. Задача облегчалась тем, что реальных обидчиков и забияк во дворе хватало. Многие из них были гораздо старше и сильнее чем я.  Накопившиеся обиды требовали выхода, и я  отчаянно атаковал валик руками и ногами, при этом накал битвы подогревался воображением! Но - тут в комнату вошла  бабушка и, увидев красного и потного внука, торжествующего  очередную победу, сказала:
-  Ты совсем, как лошадь! Прекрати это немедленно!
      Я прекрасно знаю, что бабушка хорошо воспитана и никогда не употребляет более грубых слов, чем «лошадь». Если уж она это говорит мне, то это  значит, что я веду себя, по её мнению, не по-человечески. Пора остановиться, но я хочу играть дальше. Мешает мне лишь то, что она постоянно открывает дверь в комнату и делает мне замечания.
        Мама у меня -  инженер-электронщик, и папа тоже. Уже с первого класса у меня был конструктор юного электрика. Мама меня научила им пользоваться. Всё электричество подаётся от квадратной батарейки на 4,5 вольта. Безопасно и интересно. Лампочки горят, маленький звоночек звенит, маленький рубильник в цепи всё это включает и выключает, всё на винтиках, и паять ничего не надо.
       И решил я собрать простейшее устройство по предупреждению появления бабушки в комнате. Длинные провода у меня были. Я их часто использовал, когда собирал из немецкого конструктора маяк и устанавливал в его окошки маленькую лампочку от фонаря. Получалась действующая модель с настоящим светом.  Опыт у меня был, но тут задача была гораздо сложнее!  Мне  нужно  было создать устройство, которое бы включило лампочку при приближении бабушки.
        Мысль начала лихорадочно работать. В моём уголке  с инструментами были всякие дощечки с улицы, которые я использовал для своих поделок. Мой взгляд упал на фанерку длинной примерно 1 метр и шириной сантиметров 30. Она была немного скручена относительно плоскости пола, видимо, побывала под дождём, её повело, но это и было нужно.  Я вбил маленький гвоздик в наиболее отстающий от пола участок фанерки и прикрутил к нему оголённый конец  провода, который был припаян к лампочке. Паяли мы вместе с мамой ещё для маяка. Второй провод я прикрепил к крышке от баночки с мармеладом «Лимонные дольки». Было такое детское счастье в СССР. Круглая баночка высотой сантиметров 20, на ней был нарисован большой принц Лимон из сказки Джанни Родари про Чиполлино, а вокруг него стояли вооружённые солдаты-Лимоны поменьше. 
       Задача была непростой. Провод всё время не хотел контачить с крышкой, но я его прилепил остатками скотча, которым были запечатаны дольки. Этот провод был припаян к батарейке. От её второго контакта проводок шёл на лампочку. Я бросил крышку под гвоздик и убедился, что изгиб фанерки не даёт замкнуться цепи, потом я наступил на фанерку и лампочка загорелась. Фанерку я положил на проходе в коридоре, так, чтобы бабушка по пути в комнату наступила на неё, а лампочка и батарейка расположились в комнате на видном для меня месте. Дверь в комнату я закрыл и получил достаточную фору по времени на заметание следов.
      Теперь я уже мутузил валик почти вслепую, всё время поглядывая на лампочку, и вот она загорелась! Я немедленно положил валик на место и прекратил битву. Бабушка вошла в комнату и увидела потного и красного внука, который дышал, как паровоз, но при этом абсолютно спокойно сидел на диване с мирно лежащим на своём месте валиком. Бабушка была в тупике. Весь её житейский опыт говорил ей о каком-то подвохе, но так и не обнаружив его, она молча ушла из комнаты. Так повторилось ещё раз, а на третий её заход  я попался. То ли проводок оборвался, то ли бабушка на это раз перешагнула фанеру, но у неё получилось застать самый разгар сражения.
      Я очнулся от голоса, идущего из самой глубины бабушкиного любящего сердца. Не помню слов, которые она мне сказала, а помню, что переполнявшая меня гордость за свою техническую смекалку вдруг сменилась чувством огромного стыда за обман и непослушание по отношению к близкому для меня человеку. Сердце защемило даже от той безобидной ловушки, которую я для неё устроил. Моя ярость прошла, и я начал  сбивчиво объяснять бабушке, в чём я себя чувствую виноватым, но бабушка не была физиком, а была детским врачом, педиатром старой закалки, и не хотела вникать в технику. Она просто не хотела, чтобы я был злым. Моя совесть заработала, и зверски избитый валик перестал быть врагом. Она так и не вникла в моё изобретение. Её волновало именно наличие ярости и злобы в любимом внуке даже по отношению к неодушевлённому предмету.
       Её глобальное миролюбие, имеющее хорошо замаскированные христианские корни, я смог оценить лишь много лет спустя, уже после её смерти, когда пришёл к вере.
Детские притчи

 ГДЕ ЖИВЁТ СОВЕСТЬ

Мне сказала мама:
- Совесть потерял!
Удивился очень -
Я  и не искал.

Где жила, не знаю,
Совесть у меня
И куда пропала
В суматохе дня?

Не болит животик,
Голова цела.
Может, просто мама
Не права была.

Расскажите, взрослые,
Совесть где живёт?
В  день, когда покоя
Сердце не даёт.

 ОБИДА

Сильно разозлился.
Зубы сжав, сказал:
-Плохо  ты подумал,
Когда обижал!

Отомщу жестоко
За слезу свою!
Брошу в тебя камень,
А потом побью…

Но нательный крестик
Вдруг меня обжёг!
О любви напомнил
Милостивый Бог!

СТРАХ

Я шёл по дороге
Совсем не спеша,
И вдруг прямо  в пятки
Уходит душа.

Большая собака
Стоит впереди.
Мне внутренний голос
Сказал: - Не беги!

Не бойся собаки,
А бойся себя,
Когда  Ты живёшь
Никого не любя!
Кусочек печенья
В кармане нашёл.
Собаке отдал я -
И дальше пошёл.

ЛОЖЬ

Похожа неправда
На мыльный пузырь,
Надутый
 Из радужной пены.

Он лопнет, как только
Повыше взлетит,
Лгуна
Обличая измены.

СМИРЕНИЕ

Вам  может казаться,
Что мне всё равно,
Когда меня мама
Ругает.
 
Терплю эту скорбь  я
И знаю одно:
Господь меня просто
Смиряет.

РАДОСТЬ

Пасмурное небо,
Дождик лил из туч.
Встал я, помолился, -
Светит  солнца луч!
 
Если помолиться,
Будет добрым день.
Одолею скорби
Трудности и лень!

КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ

Я камень за пазухой часто ношу
И, кажется мне, что я всех укушу.

-Опять волком смотришь,- ругают меня,
-Ты смотришь так, словно наелся огня.

Не прятал я камень, не ел ничего.
Обиделся просто и только всего.

Простить я смогу и тогда буду рад,
Что камень исчез и спокойным стал взгляд!


Рецензии