Сюжетная картина. Молчаливый диалог

Сильными мастерами сюжетно-бытового жанра, Репиным и Перовым была в своё время поставлена очень высокая планка для такого вида искусства. В предыдущей статье, я рассматривала тему социального неравенства и незащищённости простых людей, которая стала актуальной в искусстве конца 19 века. В начале 20 века, эта тема продолжала жить с ещё более утончёнными гранями мастерства. Совсем иначе, нежели у Репина и Перова, выражена социальная тема в картине художника Бориса Владимировича Иогансона (1893 - 1973) "На старом уральском заводе". Вот сегодня она и будет предметом нашего рассмотрения.
  Она написана в 1937 году, но рассказывает о дореволюционном прошлом. В основе сюжета картины - остроконфликтная ситуация, молчаливый диалог-дуэль между представителями двух враждебных классов - капиталистом-заводчиком и рабочим. То есть, здесь рассматривается психологизм ситуации в ходе которой и формируется сюжет. У классиков жанра Репина и Перова, сюжет уже сформирован. Там идет движение, показ происходящих событий, которые произошли в результате определённого действия, а у Иогансона - это действие развивается в данный момент и действие это носит психологический характер. Здесь художник наглядными, нарочитыми приёмами развивает основную мысль произведения, которая заключается в пробуждении классового самосознания рабочим человеком, падение многовековых шор с глаз человека, забитого тёмными легендами о высшей власти непобедимых и своей малограмотностью, утверждение его моральной правоты и силы, которую он, наконец, почувствовал, могущей противостоять силе капитала.
  Рабочий и заводчик - главные персонажи; они на первом плане, на них сосредоточивается всё внимание. Остальное - еле различимая обстановка заводского цеха, несколько фигур рабочих в глубине, в тени, лишь фон, аккомпанемент для них.
  Колорит картины тёмен. Художник специально усиливает черноту второго плана, почти лишая его света, чтобы по контрасту с ним лучше выделить центральных персонажей, освещённых пламенем не видимой нами печи. Это ещё одна интересная деталь - предмета на изображении нет, но всё говорит о его близком присутствии и не возникает никаких сомнений, что он находится рядом, что свет идёт именно от него и, кстати, именно этим предметом и объясняется данная обстановка. Он освещает место действия, где рабочий и заводчик резко противопоставлены друг другу. В них всё противоположно. Заводчик - крупный, полный, немолодой мужчина с гладким розовым лицом, в добротных валенках, в роскошной шубе на меху, с золотой цепочкой на жилете и тростью в руках. Рабочий - в рваной грязной одежде, в лаптях, худ, мускулист, с усталым, но волевым лицом, с крепкими, обнажёнными выше локтей руками. Заводчик стоит вполоборота к рабочему и смотрит на него сверху вниз. Рабочий сидит, оторвавшись на минуту от дела, держа в руках нож. Поза его, с широко расставленными ногами, устойчива, голова также повёрнута к хозяину, глаза смотрят прямо. Ненавидящий взгляд заводчика и гневный, смелый - рабочего сталкиваются, скрещиваются, происходит поединок взглядов, в котором победителем оказывается рабочий, а заводчик уже готов уйти, отступить, хотя и смотрит на рабочего.
  А позади сидящего рабочего, в глубине картины, видны фигуры других рабочих. Их чёрные от сажи лица едва различимы, светятся только глаза, устремлённые с нескрываемой злобой на хозяина. Ясно, что они разделяют чувства своего товарища и тем самым свидетельствуют о рабочей сплочённости, солидарности. Значит заслужил заводчик такого взгляда своими предыдущими, неизвестными нам действиями. Конфликт, явно носит долговременный характер, это угадывается во всём многообразии приёмов и в тёмном колорите, и в напряжённой обстановке, в расстановке фигур и наполнении самого сюжета безмолвным поединком.
  Сюжетные картины очень разных по творческим индивидуальностям художников, живших в разное время, показывают, какими разнообразными средствами и приёмами можно достичь выразительности художественного образа и сколь глубокой по содержанию может быть жанровая живопись.


Рецензии