Александр Дюма и Александр Пушкин. Краткая рецензи

Александр Дюма и Александр Пушкин. Краткая рецензия на книгу Анри Труайя «Александр Дюма. Роман-биография»


«… Он [Дюма] узнал, что в начале того же, 1837 года русский поэт Александр Пушкин был убит на дуэли молодым французом, Жоржем Геккереном д’Антесом, служившим в русской императорской гвардии. Говорили, что убитый, почти неизвестный во Франции, но прославленный у себя на родине, был африканского происхождения. В его жилах текла та же кровь, что и у Дюма, он носил то же имя. Простое совпадение или предзнаменование?» (Анри Труайя).

Эти слова Анри Труайя дают ключ к написании краткой рецензии на его книгу об Александре Дюма.

Сопоставление творчества Александра Дюма (1802 - 1870) и Александра Пушкина (1799 - 1837) – эту задачу мы перед собой (в данной рецензии) не ставим.

Что же можно сопоставить?

1) Политические режимы.
2) Общественную среду – во Франции, в Европе, с одной стороны и в России, с другой стороны.
3) Свободу личной жизни.
4) Свободу творчества,
5) Свободу передвижения,
6) Объем заработанных денег.
8) Продолжительность жизни.
9) Оценки Александром Дюма и Александром Пушкиным своего места в литературе.

Для краткой рецензии, возможно, достаточно - этих сопоставлений.

В целом, книга Анри Труайя – это серьезный биографический труд.

Легче всего читается та часть книги, которая посвящена детству Александра Дюма.

Остальные части книги слегка перегружены иронией. Изложение предстает как калейдоскопический поток событий – в котором трудно разобраться – где главное? где второстепенное?

В первых главах книги мы узнаем, что Александр Дюма был сыном одного из генералов Наполеона. Генерала успешного. Но впавшего в немилость еще до того, как Наполеон стал императором. (Александр Дюма потерял отца в детстве. Будущего великого французского писателя воспитывала мать). Дедом писателя был «Александр Антуан Дави де ла Пайетри, потомок нормандского дворянского рода и маркиз королевской милостью».

Такая ситуация создавала репутацию и позволяла, в зависимости от исторической ситуации, выстраивать отношения со всеми политическими силами.

Недостаточно Анри Труайя показал силу и значение для Александра Дюма семейных связей. Отношения Александра Дюма с матерью даны в нейтральном ключе. Отношения Александра Дюма с его детьми теряются, в общем, в потоке информации. Однако заверешение жизненного пути Александра Дюма показывает огромную роль в его жизни семейных связей. Есть такое понятие как «воздаяние за добро».

«Выйдя на перрон, Дюма-старший, оглушенный, едва державшийся на ногах, сказал сыну: «Я приехал к тебе умирать». Ему отвели лучшую комнату, в первом этаже, окнами на море. Обе внучки, которых родила его сыну Надежда Нарышкина, часто заходили к Александру и развлекали его своей болтовней; сама Надежда Нарышкина и ее старшая дочь Ольга окружили больного нежной заботой. Аннушка, русская горничная, не знала, как ему угодить, старалась как могла сделать его пребывание в доме приятным и спокойным. Переживший столько мучений писатель, у которого на старости лет иссякли и мысли, и деньги, только удивлялся тому, что под конец жизни окружен такими удобствами и такой любовью.» (Анри Труайя).


ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

Александр Дюма жил при разных политических режимах и при разных правителях. Приходилось маневрировать, выстраивать отношения. Кто-то благоволил к Дюма, кто-то притеснял. Тем не менее, отношения Дюма с правителями напоминали спектакль, который ставился на большой сцене под названием «Париж». В общем – интересно…

Александр Пушкин жил, в общем, неплохо при Александре Первом.

При Николае Первом постепенно жизнь Александра Пушкина начинает напоминать травлю и борьбу за выживание. В общем – трагично…

Дюма был награжден МНОЖЕСТВОМ орденов. Был ли Пушкин награжден хотя бы одним орденом? – как-то не вспоминается…


ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА.

Сложно давать комплексную оценку общественной среде во Франции и в России. Отметим лишь такой аспект. И Александр Дюма и Александр Пушкин были энергичными писателями.

Как показывает (без особого акцента) Анри Труайя, Александр Дюма всегда и везде находил возможность писать. Об увлечении Александра Дюма азартными играми я упоминаний в книге Анри Труайя не заметил.

Великий русский писатель Александр Пушкин писал много, легко и талантливо. Однако в его жизни карточная игра занимала непропорционально большое место. («Александр [Дюма] весьма оценил вкус икры, но остался совершенно равнодушен к чарам цыган, «этих созданий, – уточнил он, – которые поглощают состояния юношей из хороших русских семейств». – Анри Труайя).

Одним из оправданий «петрашевцев» было то, что они искали хоть какое-то место, где можно было бы проводить время без карточной игры.

Есть основания говорить о широких культурных и политических международных связях Александра Дюма.

Были ли широкие культурные и политические международные связи у Александра Пушкина?... Внутри России – да, были…


СВОБОДА ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ.

Александр Дюма – женщины, женщины, женщины… Почти без какого-либо трагизма… Часто – дети… («Как-то раз все та же подруга Александра по имени Матильда Шоу, которая уже упоминалась, застала его одетым в красное фланелевое белье, грузно сидящим в кресле в окружении трех гетер, принявших самые что ни на есть сладострастные позы. «Все три, пренебрегая отсталыми понятиями нашей цивилизации, – напишет Матильда позже, – были в костюме нашей праматери Евы до первородного греха!» Что было, то было: Дюма позволял себе маленькие эротические развлечения.» - Анри Труайя).

Александр Пушкин составил «Донжуанский список»…


СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА.

Александр Дюма – бесконечный перечень книг, произведений, периодических изданий, которые он учреждал, театров, с которыми он сотрудничал … Соавторы…

Александр Пушкин. Что-то в памяти находится? Что-то вроде «Я буду твоим цензором»? На «ты»?... – так было принято… И еще что-то … «Еще немного, и я был бы весь [то ли  - «твой», то ли - «ваш» – не помню точно]. В общем, все – свои люди…


СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.

Александр Дюма побывал во всех основных странах Западной Европы, в России… По-ходил в море на собственной яхте….

Дюма скрылся за границу от возможных неприятностей, связанных с рассмотрением судом дела о его, Дюма, банкротстве… Ничем особо серьезным это судебное рассмотрение для Александра Дюма не завершилось…

Александру Дюма пришлось побывать в тюрьме (был такой случай) – не надолго… Жизнь шла вперед…

Александр Пушкин много путешествовал по России, особенно во времена Александра Первого. В выезде за границу ему было отказано. Ссылка в Михайловском была полезной для творчества.


ОБЪЕМ ЗАРАБОТАННЫХ ДЕНЕГ.

«По его собственным подсчетам, он [Александр Дюма] заработал за всю свою жизнь восемнадцать миллионов франков золотом – и потратил их на роскошные приемы, на путешествия, в которые отправлялся как вельможа, на покупку кораблей и мебели, на подарки женщинам». (Анри Труайя). [Восемнадцать миллионов франков золотом – это, примерно, 5225,4 кг золота. Если использовать пропорцию 1:15,5, то получается 80993,7 кг серебра].

[Если считать период заработков Александра Дюма с 1824 года, то период оплачиваемого творческого труда составит ориентировочно 46 лет (1870 – 1824=46)].

За 17 лет Александр Сергеевич Пушкин заработал 255 тысяч 180 рублей ассигнациями.   [255 тысяч 180 рублей ассигнациями – это, примерно, 1148 кг серебра].

Средне-годовые значения:

80993,7/46=1760,7

1148/17=67,5

Сделаем предположение, что эти средние показатели годового дохода показывают потенциал творческих рынков во Франции и в России.

Если основываться на этом предположении, то становится понятно, почему Франция была привлекательна для людей искусства из других стран, а Россия – не очень…


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ.

Александр Дюма прожил 68 лет.

Александр Пушкин прожил 37 лет.


ОЦЕНКИ АЛЕКСАНДРОМ ДЮМА И АЛЕКСАНДРОМ ПУШКИНЫМ СВОЕГО МЕСТА В ЛИТЕРАТУРЕ.

«… Он [Александр Дюма] сделал достоянием читающей публики письмо, написанное им 10 августа 1864 года Наполеону III.

«Ваше Величество, – говорилось в этом письме, – в 1830 году французскую литературу возглавляли три человека, которые и сегодня стоят во главе ее. Эти три человека – Виктор Гюго, Ламартин и я. Виктор Гюго изгнан из страны, Ламартин разорен. Меня нельзя отправить в ссылку, как отправили Гюго: ни в моих сочинениях, ни в моих словах, ни в моей жизни нет ничего такого, что дало бы повод для изгнания, – но меня можно разорить, как разорили Ламартина, и меня в самом деле разоряют. Не знаю, почему цензура настроена по отношению ко мне так недоброжелательно. Я написал и опубликовал тысячу двести томов. Не мне оценивать их с литературной точки зрения. Переведенные на все языки, они разошлись так далеко, как только смог унести их пар. И хотя из троих вышепоименованных я являюсь наименее достойным, ЭТИ ТЫСЯЧА ДВЕСТИ ТОМОВ СДЕЛАЛИ МЕНЯ ИЗ НАС ТРОИХ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫМ ВО ВСЕХ ПЯТИ ЧАСТЯХ СВЕТА, может быть, потому, что один из нас – мыслитель, другой – мечтатель, а я сам – всего-навсего популяризатор...  И при этом, Ваше Величество, в глазах цензуры я – самый безнравственный человек на свете!..Сегодня цензура запретила „Парижских могикан“, которых должны были играть в следующую субботу... Потому я в первый и, возможно, в последний раз обращаюсь за помощью к правителю, чью руку я имел честь пожимать в Арененберге, Гаме и Елисейском дворце и который, неизменно видя меня самоотверженным прозелитом на пути к изгнанию и к тюрьме, ни разу не встречал меня просителем на пути Империи».

Письмо, подкрепленное хлопотами Наполеона Жозефа и принцессы Матильды, возымело желаемое действие. Для Дюма все ограничилось несколькими сделанными наспех купюрами, «Парижские могикане» увидели свет рампы и имели большой успех.» (Анри Труайя).

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.» (Александр Пушкин, 1836).


Книга Анри Труайя содержит огромный объем информации о жизненном пути Александра Дюма. В ней, возможно, есть некоторый переизбыток иронии. При огромном массиве биографической информации, в ней, на наш взгляд, не хватает некоторых точных смысловых акцентов, положительных оценок, смысловой сегментации.

Сравнение книги Анри Труайя с другими биографическими работами об Александре Дюма здесь в нашу задачу не входит. Выскажем предположение, что в числе биографических работ об Александре Дюма книга Анри Труайя занимает одно из самых достойных мест.


15 ноября 2019 г. 07:54


Рецензии