В поисках княжны Таракановой. 2

Эпизод 2

Особые приметы

Любой поиск, даже банальный поиск обычного, неожиданно пропавшего человека, начинается со сбора сведений о нем и выяснения особых примет, которыми пропавший обладал. Поэтому попробуем суммировать те сведения, которые накопились к нашему времени о Княжне – той, которая из Ивановского монастыря.
Разбирая надпись на надгробии, узнаем, что звалась та Княжна «монахиней Досифеей». Но это имя, принятое после пострига и отречения «от мира», поэтому в поисках мало поможет. Далее следует указание на срок, проведенный в монашестве – «двадцать лет». Отсчитывая от даты кончины «Досифеи» - 4-е февраля 1810 года, - можно принять к сведению, что пострижение случилось в 1790 году.
Далее указан возраст усопшей: «Всего её жития было шестьдесят четыре года». Т.е. из этого можно заключить, что родилась «Досифея» в 1745-46 году. Таким образом, становится понятно, из чего исследователи сказания о княжне Таракановой считали, что она была рождена Елизаветой Петровной в эти годы. Они просто это определили, исходя из указанного на надгробии возраста монахини. А поскольку в то время правила императрица Елизавета, то и приписали ей материнство.
Также можно заключить, что возраст на могильной плите указан, что называется, со слов. Т.е. при усопшей не обнаружено документов, в коих могла быть указана точная дата её рождения. А документом этим могла быть выписка из церковной метрики - книги регистрации рождения и крещения. Ну, или как он тогда, этот документ, назывался…
Захоронение «Досифеи» находится  вблизи церкви Романа Сладкопевца, которая считается усыпальницей рода Романовых. Из этого можно заключить, что те персоны, кои дали разрешение на захоронении почившей в Бозе монашки в пределе этой церкви, по всей видимости, считали её родственницей Романовых, что для нашего поиска весьма важно.
Дальше мы можем суммировать сведения, кои дошли до нашего времени о других приметах «Досифеи». Считается, что мирское имя монашки было Августа. Отсюда историографами делается вывод, что она крещена, вероятно, 24 ноября в день праздника мученицы Августы Римской. При этом историографы почему-то никак не объясняют тот факт, что имя это - Августа - совсем даже не русское, а скорее немецкое ...
О жизни Августы-«Досифеи»  в монастыре известно не так много, но всё же есть то, что можно отнести к «особым приметам». Есть сведения, что её посещал митрополит Платон, а также некое лицо, принадлежавшее к императорской фамилии. Отмечено, что «по вполне понятным причинам» это лицо пожелало остаться неизвестным. Почему «это лицо» стеснялось контакта с «Досифеей», не совсем ясно, но да бог с ним… Так же были свидетели, видевшие в её апартаментах нескольких «весьма важных лиц», с которыми Августа-«Досифея» разговаривала на иностранном языке. Из этого можно сделать вывод, что некие важные лица признавали особый статус монастырской затворницы. Также следует признать, что она имела некое воспитание, позволяющее ей говорить «на иностранном языке». Ну, может быть, и не воспитание, а практику общения на языке другой страны она имела… 
Что касается внешности, то по свидетельствам современников была «Досифея» среднего роста, фигуру имела стройную, а лицо её хранило «следы редкой красоты».
Вот собственно и всё… Согласитесь, не так много! Но, с другой стороны, сведения о внешности говорят, что «Досифея», скорее всего, не несла в себе наследственных признаков внешности Елизаветы Петровны. Императрица Елизавета была, как известно, женщиной довольно высокой, фигуру имела величественную, склонную к полноте. Да и фаворит императрицы того времени, когда Августа-«Досифея» могла появиться на свет, а именно Алексей Разумовский, был мужчина видный.
  При составлении «анкеты» пропавшего человека, также пытаются выяснить: кто мог быть его недоброжелателем, с кем он находился в конфликте, кому он мог стать поперек дороги, кто мог желать его ухода из этого мира. Причем в то время «уходом» считалась не только физическая смерть, а так же пострижение в монахи или монашки - т.е. уход из мира светского.    
Насчет «Досифеи» достоверно известно, что вплоть до смерти императрицы Екатерины II, она была вынуждена жить почти в полном уединении, навещаемая лишь игуменьей и своим духовником, а также неким купцом, торговавшим чаем и сахаром. Даже службы для неё устраивались отдельно, при запертых дверях. Также известно, что «Досифеи» выделялись некие средства из государственного казначейства, а также поступали довольно значительные суммы из неизвестного источника. Деньги эти она изволила тратить в основном на украшение монастыря и раздачу милостыни. Видимо, благодаря этому «Досифея» могла также позволить себе иметь отдельный ото всех послушниц изысканный стол.
А вот после смерти Екатерины II «режим содержания» «Досифеи» был смягчен. Тогда и «зачастили» к ней названные выше знатные церковные и светские визитеры. Да и хоронили почившую монашку в присутствии высокопоставленных представителей московского духовенства, Сената и вельмож, доживших до этого времени. Даже тогдашний губернатор Москвы Гудович почтил память усопшей своим присутствием.
Считается, что «Досифея» хранила у себя некоторые бумаги, которые сожгла незадолго до смерти, а также портрет императрицы Елизаветы. Вот, собственно, и все «особые приметы». Не густо, но и не так уже и мало для начала.
И вот что особенно обращает на себя внимание: это то, когда «Досифея» появилась в монастыре, при каком правителе это было. А случилось сие при Екатерине II. А смягчен «режим содержания» был после её смерти.
А кого Екатерина II боялась пуще всего, кто мог быть помехой её блестящему правлению? Это семейство всем известно, как и печальная его участь…


Рецензии