Русский еврей в Израиле

               
                Все сопровождающие меня участники пробега осталась позади. Россия и пограничный пункт удалялись с каждой минутой, пока не исчезли из зеркала заднего вида. Впереди новый мир, который сразу начинался шикарным асфальтом, а подо мной новенький, лучший советской автомобиль - ВАЗ – 21093 с прицепом полным нужных вещей. Среди них, в заводской упаковке, был даже лодочный мотор «Вихрь» - гордость Куйбышевского моторостроительного завода «Фрунзе», в котором папа проработал всю свою жизнь, да и я провел незабываемые месяцы своей юности.
                Мой «жигуль» сразу же почувствовал новую дорогу, а я был возбужден и взволнован, впереди уже вырисовывалась новая, неизвестная жизнь, оставляя позади старую, такую понятную и привычную. Сорок лет я вертелся в ней как «волчок» взлетая, падая и опять взлетая. И вот на следующем своем подъеме, который совпал с подъемом всей страны, меня просто вынесло за ее еще недавно глухой забор и понесло в новую жизнь. Мне казалось, что я совершенно готов ко всему, что меня ждало там за «забором». Да более того, я был уверен, что в этой жизни меня ждет успех и это ощущение волновало и возбуждало.
                Сейчас мне предстояло проделать путь от Кишинева до Афин, а затем на пароме в Израиль с остановкой на Кипре. Ну что ж впереди 1 650 километров и ночевка в салоне автомобиля, на разложенных креслах. Через Румынию и Болгарию я проскочил не заезжая в Бухарест и Софию, в Греции остановился на ночевку на окраине Афин. Утром, узнав, где находится билетная касса, поехал в город без машины и приобрёл билет на паром. Путешествие по Средиземному морю, от Греции до Израиля с остановкой на Кипре – вот что мне предстояло. Это же фантастика для человека, который тридцать лет вспоминает Крым и Николаевку на Черном море.
                В порту я загружаюсь на морской паром и мы выходим в открытое Средиземное море. Простор, чистота, красота – просто дух захватывает от такого Величия!
                В Лимассол прибыли рано утром, часов в восемь. Получили карточки для выхода на берег, и пока идет подготовка к выходу, экскурсоводы предлагают посмотреть крепость Колосси и руины древнего Куриона. «Кипр третий по величине остров в Средиземном море после Сицилии и Сардинии, его площадь более 9 000 кв. км., с востока на запад 240 километров и примерно 100 километров с севера на юг. Кипр гористый остров, но является одним из популярных курортных направлений Средиземноморья»…
                Слушать экскурсовода можно часами, но я посчитал, что все это у меня еще впереди и решил использовать остановку на Кипре по-своему. Меня тянуло море, времени было достаточно. И вот я уже на кипрской земле! Порт довольно крупный, множество круизных судов самых разных размеров и компаний. От порта до центра Лимассола довольно далеко, но выйдя с территории порта я пошел вдоль каменистого берега. Чуть в глубине острова начинались виноградные плантации и апельсиново - мандариновые рощи. Замечаю среди нагромождения камней крошечный песчаный «пляжик» и спускаюсь к морю. Раздеваюсь, делаю несколько шагов в воду и плыву, наслаждаясь всем происходящим. Мечты начинают осуществляться, и весь мир уже раскрывается передо мной, а я ведь еще даже до Израиля не добрался.
                Как все стало открыто и просто! Еще два-три года тому назад мы жили в стране, закрытой как тюрьма. Да что там как, стоило дотронуться до валюты и твое место в камере, в тюремной робе и на баланде с пайкой. Захотел почувствовать себя свободным от заводских заборов с колючкой и начать зарабатывать бизнесом? Да ты не хочешь жить как все: от зарплаты до зарплаты - ты преступник. И вот в стране что-то произошло, я еще и сам не понял – Что? Но это уже другая страна, где ты волен чувствовать себя Человеком или даже поменять ее на другую, которая тебе больше подходит. Открылись «лагерные ворота» и народ повалил из них в мир. Не знаю как другие, но евреи прямо-таки повалили на Родину. А сегодня уже и я, перемахнув через несколько стран, стремлюсь в ту, которая сама заявляет, что она моя Родина. И я верю и горжусь, узнавая о ней все больше. Но если моя страна, в которой я родился, где остались родные и друзья, так изменилась, почему не оставаться в ней? Видимо не все так просто и живут во мне и грызут сомнения, да и родные заверили, что двинутся за мной. Теперь я для них как маяк, за мной они пошли в «Маккаби», приедут и в Израиль, мое дело только светить и указывать дорогу…
                На следующий  день я прибываю в Израильский порт Хайфу. На таможне в порту оставляю прицеп с «ценным барахлом» и вперед. Дальше мой путь лежал по стране обетованной в Иерусалим - город не только священный для трёх крупнейших  религий: иудаизма, христианства и ислама, но и местом жительства Леонида Бергера. Леня репатриировался раньше меня, и был главной фигурой в моих планах. Я был уверен, что к моему приезду он будет в Израиле уже достаточно известной «Маккабистской»  фигурой, с которой мы совместно будем покорять вершины еврейства.
                Путь от Хайфы до Тель-Авива проходит вдоль берега моря и рядом с Нетанией я не выдержал и устроил себе «праздник Нептуна» с купанием и поеданием захваченных в порту бутербродов. Чем ближе я приближался к месту своей конечной Цели, тем больше я думал о предстоящем. Мысли, надежды и фантазии работали в одном направлении: как я рядом с Бергером займу достойное место официального представителя куйбышевского еврейства.  Я вспомнил, как приехав в Вильнюс, участвовал в крупном Маккабистском мероприятии, где восседал в Президиуме между Бергером и Президентом «Маккаби» Шулимом Зейликовичем.   
                Наконец-то пригодилось мое чистокровное еврейство по отцу и по матери и  не важно, что до последнего времени я себя и евреем то никогда не чувствовал. Да у меня раньше не было ничего, что давало бы основания говорить о себе как о еврее: ни соответствующей веры, ни культуры, ни языка, ни отсутствия крайней плоти, ни кипы на голове. Но все это было раньше, а сегодня я не только куйбышевский Президент «Маккаби» - я уже настоящий израильтянин!
                А ведь весь мой образ жизни, начиная с раннего детства, противился моего еврейства. И если в СССР мне постоянно напоминали, что я еврей, начиная с записи в пятой графе паспорта, сам я во дворе  и среди боксеров, а затем в тюрьме, никогда не говорил о себе как о еврее. И только теперь, когда страна стала разваливаться, мы начали узнавать правду о ней, о тех, кто ею правил с 1917 года и о самих себе. Может быть, это вдруг стало модным, или даже «выгодным»?
- Вот так рассуждая с самим собой, я катил вдоль Средиземного моря к поставленной Цели. Купание в море и отдых на одиноком осеннем пляже, только  улучшили мое боевое настроение и не заезжая в Тель-Авив, я повернул от моря в сторону Иерусалима.
                Добравшись до одного из древнейших городов мира - Иерусалима, я без труда нашел дом, в котором проживал Леонид Бергер с семьей. Но мое эйфорическое настроение натолкнулось не только на «смущенный» взгляд Лени, но и обстановку, в которой они проживали. Если же я планировал остановился у него дня на три, пока не порешаю свои бытовые вопросы, то войдя в их квартиру понял, что нужно срочно искать место для ночлега. Но с этого и начались мои первые разочарования. Не Израиль, ни Леня оказывается, меня и не ждали! Хорошо еще, что Леня устроил меня на ночлег к своему знакомому старичку с женой и мы договорились встретиться на следующий день в обед.
                Тогда-то во время обеда у Бергеров я впервые узнал, что в переводе с иврита «Маккаби» означает "Молот". Это  международная еврейская спортивная организация, названная в память героя еврейского народа Иехуды Маккавея. А в 1989 году прошла всемирная XIII Маккабиада и в этом же году, состоялся учредительный съезд сторонников воссоздания спортивного движения «Маккаби» в Литве и создан спортивный клуб «Маккаби» в Вильнюсе.
                Вот и все, что знал об организации и чем со мной поделился Великий маккабист Леня Бергер, живущий с семьей на пособие, в ожидании курсов изучения языка иврит.
К сожалению ни с кем кроме него я встречи не планировал, и мне нужно было срочно и самостоятельно найти подходящее место для проживания и начать оформляться как вновь прибывший репатриант.
Я быстро решил эти вопросы и даже пытался связаться с различными общественными деятелями Израиля. Среди моих новых знакомых был даже Авигдор Либерман и мы не раз беседовали на разные темы. Но ото всех я слышал только мудрые советы, не имеющие ничего общего с моими планами и надеждами.
                И вот когда я уже начал следовать этим советам: снял комнату у тети Симы и записался на курсы изучения языка, в Иерусалим приезжает мой приятель Марк Галесник с семьей.


Рецензии