О первом дне творения

О ПЕРВОМ «ДНЕ» ТВОРЕНИЯ

(Бней Ноах)

Вопрос о происхождении Вселенной до недавнего времени продолжал будоражить умы человечества. Как верующих разных конфессий, так и атеистов.
Сейчас все более-менее ясно.Русский математик Г. Перельман доказал теорему Пуанкаре, подтвердил, что сфера может быть стянута в точку, что окончательно доказало теорию большого взрыва, согласно которой вселенная произошла из точки, постепенно расширяясь достигла современных размеров. Альберт Эйнштейн в своей теории относительности доказал, что свет (энергия) есть основа материального мира. Все мы в материальном плане – сгустки энергии. Из энергии образовались элементарные частицы, из них в свою очередь – молекулы, газопылевые облака, а далее – метеориты, планеты, звёзды.
Противоречит ли эта теория эволюции Вселенной первой книге Бытия? Нисколько. Просто многие упускают один важный момент: любому акту творчества предшествует акт проектирования. И этот акт проектирования явно описан в Бытие:

«В начале сотворил Б-г небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Б-жий носился над водою». (Бытие 1:1,2)

То есть в начале творения Г-дь создал верхние миры - небо (ша-маим) и наш, нижних материальный мир (землю), которая на данном этапе представляла собой всего лишь математическую модель, потенциал (слова «маим – вода» и «хавель – туман» мудрецами древности часто использовались в значении «потенциал»). Т. е. он (материальный мир) был еще не совсем материален, поскольку ни энергии, ни вещества еще не было («Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною») , но Б-жественное присутствие готово было действовать с целью наполнения этого потенциала энергией, материей и жизнью («Дух Б-жий носился над водою»).
И действительно, математика – это уникальная наука, описывающая материальный мир, но сама она не совсем материальна, поскольку находится на стыке материальности и сознания, физического и воображаемого. Это основа всех наук.
Далее последовал собственно акт наполнения потенциала – создание света, энергии («И сказал Б-г:да будет свет. И стал свет» (Бытие 1:3)). А из света уже образовалось вещество и все остальное, о чем, собственно, и говорит Писание.


Р.S.

От раввина Ури Шерки.

В молитвах на Рош а Шана мы говорим: «Ты сотворил мир в этот день», – что же мы имеем в виду, если мы вовсе никак не соотносим эту фразу с научным представлением о мире?
Ответ может состоять в том, что в таких случаях мы соотносимся не с областью физики, а с областью морали. То есть с точки зрения морали миру идет, скажем, 5770 год. И то же самое следует сказать о создании Богом человека из праха - это тоже относится к области морали, а не физики. Имеется в виду, что в человеке есть природное начало, и оно называется в Торе "прах из земли", которое есть результат эволюции (даже и эволюции по Дарвину), и в это входят не только его биологическое существование, но и сознание, язык, социальное устройство и даже, возможно, эстетическое чувство и начала изобразительного искусства - однако кроме этого в человеке есть еще дополнительное моральное измерение, которое называется "душа живая", и оно пришло в человека из высших миров (а не создалось в результате эволюции). И вот этой моральной добавке в человеке 5770 лет. Вопрос же о биологическом происхождении тела человека не разбирается в Торе и не важен для религии.
Таким образом, в Торе и в научном дискурсе "годы человечества" имеют совершенно разный смысл - и равно нерелевантным будет как пытаться согласовать их, так и противопоставлять их один другому.


Рецензии