стр. 204

В соответствии с тенденцией постсоветских исследований и в то же время с научно актуальными вопросами исторической среды жизни, коллективных идентификаций и культурных практик швейцарский историк Ева Мэдер в своём микроисследовании тематизировала историю русской деревни, основанной старообрядцами в юго-восточной Сибири. Перед лицом натиска постсоветской рецепции дуайен западноевропейских исследований о старообрядцах Роберт О. Крамми снова обратился к Старой Вере, не упустив при этом возможности оставить своей собственной историей с объектом своего любопытства с начала 1960-х годов заметное напоминание. В  самых трудных условиях Крамми получил  доступ к советским архивам и был лично познакомлен в Риге с Иваном Никифоровичем Заволоко. Крамми продолжает понимать Старую Веру как текстовое сообщество, но еще более подчеркивает ее важность как русской народной религии, которая, несмотря на несогласие в обществе, не потеряла контакта с общей культурой, а использовала свои идеи и методы для продвижения своего собственного дела. Заметный голос в постсоветском дискурсе о российской истории объяснил историческую схизму - оговаривая её негативно и типологически - как основной образец «расколотой» русской культуры. Социолог Александр Самойлович Ахиезер, выработавший термин "расколотой цивилизации", использовал метод и аргументацию советского структурализма, точнее Бориса Успенского. Ахиезер использовал термин "раскол" критически аналитически.


Рецензии