стр. 205

Он не проявил интереса к его положительному значению с точки зрения создания альтернативных community buliding. Рассмотрение синтеза культурной и социальной истории и включения антропологических и этнологических аспектов может рассматриваться как противодействие структуралистской интерпретации старой веры как восстанавливающего элемента в дуалистической культурной модели. Основываясь на последних результатах исследований, возникает вопрос о том, как столь разнородный и слабо скоординированный протест - «война против церкви» (Михельс)  - смог во второй половине 17-го века привести к движению старообрядчества, которое два столетия спустя, в середине 19-го века, притянуло к себе по меньшей мере 10%, если не четверть или треть всего населения. Другими словами, как маргинальное протестное движение в России смогло превратиться в субкультуру, которая в значительной степени способствовала появлению позитивного смысла общества и экономики в городах и сёлах, появлению современной русской литературы и искусства и современного культурного самосознания и таким образом противодействовало линейной парадигме прогресса? Наглядным доказательством этого является инновационный потенциал старообрядческого движения в отношении его предпринимательской задействованности - от торговли солью на Выге до промышленников в текстильной, кожевенной и кирпичной промышленности, в торговле чаем, в дорожном и железнодорожном строительстве 19-го века. С этим связаны такие известные имена как  Мамонтов, фон Мекк, Абрамцев, Морозов, Щукин, Хлудов, Боткин, Солдатенков, Алексеев, Рябушинский, Дьяконов, Кузнецов, Гребенщиков. Соблюдение обязательных ритуалов общины Старой Веры  как участие в гражданском обществе  в рамках сообщества Старой веры было обеспечено. Примером того, как это сообщество преобразовало себя и стало эффективным вне её традиционной практики и границ отдельных общин, являются институты милосердия и взаимной поддержки староверов в экономической жизни, из чего на рубеже XIX и XX веков развились прототипы современных организаций кредитных товариществ и социального обеспечения.


Рецензии
Старая вера, новая вера, все одно. Фуфломицин.

Денис Фоменко   11.07.2021 12:58     Заявить о нарушении