Помни о смерти. Что после?

      Есть такой призыв, ставший афоризмом : "Помни о смерти".
      В Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой.
      За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что несмотря на свою славу, тот остаётся смертным.
      Возможно, настоящая фраза звучала как: Respice post te! Hominem te memento! ("Обернись! Помни, что ты — человек!") (глава 33 "Апологетики" Тертуллиана). А значит и Ты смертен!
      Почему-то никто не придумал афоризм : "Вспомни о рождении".
      Что бы это значило с точки зрения здравомыслящего человека?
      Думать о том, что ты когда-то умрёшь?
      Все умрут. Это одна из не многих абсолютных истин.
      В момент своего триумфа? Думать о смерти?
Может в этом  есть своеобразный кайф?
      Да, думать адекватно  в момент жизни не каждому дано...
      Тем более в момент смерти. Блин.
      Как сказал Воланд из гениального произведения Булгакого "Мастер и Маргарита": "Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!"
      То, что тебя когда-то не станет... когда ты начинаешь думать? Или не начинаешь никогда? Дети не верят в смерть... Я когда-то был ребёнком.
      Или мы думаем, скорее,  о том что будет в следующий период нашей  жизни?
      А что в этом "плохого"? Желать знать, что будет потом...
      Есть варианты веры в разное.
      Религии предоставляют веру в жизнь после смерти в её обычном проявлении.
      Мол после биологической, физической, химической смерти - гибели конкретной формы существования данной формы движения материи возможно иное, нематериальное, духовное бытие в форме совокупности переживаний... Как писал  Лермонтов:

"Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел."
      
      И если тебя, конечно,  с детства убеждают, что смерть в той или иной форме  - это "хорошо".
      В таком случае ты, естественно, искренне будешь верить, считать, что это так и есть "на самом деле" и есть в "действительности". Такое понимание имеется во множестве различных культур.
      Умереть за ради ... того... этого... это очень хорошо и правильно. Глупые - точнее с тенденциозно сформированными убеждениями -  люди в это верят.
      А вера - это высшая истина и стимул  действий во все времена и для всех.
      Я это однозначно логически понял. И писал про это. "Вера в основе всего"!
      Смерть, по своему происхождению  может быть разной: случайной, глупой, нелепой, героической, значимой, спокойной, медленной, быстрой и так далее. Люди так её характеризуют. Хотя здравомыслящему человеку ясно, что смерть - это всегда однозначно смерть...
      А рождение для всех одинаково, поскольку его никто этого не помнит, а по существу рождение человека всегда уникально. Спросите женщину...
      Все появляются как "чистые листы", на которых жизнь пишет свои письмена. И все эти "письмена" разные по своему содержанию и итогу.
      Вот почему  и смерть у всех разная. Поскольку любое рождение предусматривает смерть!
      Рождаешься как никто, а умираешь как нечто.
      И это "Нечто" уходит опять в Ничто после своей смерти? А кто ты при этом процессе? На этот вопрос многие - да все люди - пытаются дать свой  ответ. Уже лет эдак несколько десятков тысяч... А вопрос так и остаётся открытым.
      Если так долго и так много людей не могут найти однозначного ответа на вопрос - есть ли "жизнь" после смерти,- то напрашивается естественный вывод: ответа на данный вопрос в принципе нет и никогда не будет. Остаётся лишь вера в тот или иной вариант...
      Вернёмся к началу.
      На мой взгляд, фраза, призыв,  афоризм "думай о смерти" призывает размышлять о последствиях твоих поступков здесь и сейчас. Что будет потом? Из-за того что ты делаешь сейчас?
      Ведь тебя вдруг не станет. А ты не сделал то, или не сделал того,  что могло привести к тому...
      Успей сделать сейчас, в данный момент своего существования, в отведённый тебе интервал времени то, что ты почему-то захотел, или что дал тебе Бог возможность  сделать, сотворить.
      В следующий момент - секунду, минуту, час, день, год - ты уже не успеешь сделать всё то, что ты сейчас в данный миг имел возможность сделать по сложившимся  обстоятельствам, если ты не веришь в предопределённость этого по воле  Творца!
      Любой человек смертен. В противном случае он бы не понимал, что такое есть жизнь.
      И человек нахально хочет "жить" после смерти.
      А почему бы и нет?
      Просто следует изменить содержание используемых терминов.
      Мы в состоянии сна мертвы?
      Что есть сон?
      Я лично чем дальше живу, тем более реально переживаю состояние сна.
      Сейчас для меня сон гораздо более реален в смысле переживаний, чем осознаваемое бытие бодрствования...
      Это к слову.
      А по сути. Думать о смерти - это означает мыслить о будущем. Что будет далее после конкретного восприятия того бытия, которое определяет твоё восприятие сейчас.
      Я вздохнул, я попил воды, я скушал яблоко, я вспотел, я испытал боль...
      А потом. Что будет потом.
      "Ну что сказать, ну что сказать, устроенные так люди..."
 
      "Вера - основа всего" http://www.proza.ru/2015/09/11/1919
      


Рецензии