Листая старые журналы 37

                Яков Свердлов – Ешуа-Соломон Мовшович

  «Прочитал очерк Е. Лосева «Трижды приговорённый...», посвящённый судьбе командарма 2-й Конной армии Ф. К. Миронова. Затронутая в публикации тема – расказачивание – по существу далеко выходит за рамки описываемых событий.
Е. Лосев высветил истинные черты ряда лиц, до недавнего времени считавшихся «святыми» в нашей истории: Я. М. Свердлова, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира и других «пламенных революционеров».
Сейчас, в связи с перестройкой и скособоченной (по выражению писателя А. Салуцкого) гласностью, реанимируют тех, кто больше всего бед нанёс нашему народу, – Бухарина, Зиновьева, Каменева, Розенгольца, Тухачевского, Якира, Фельдмана, Штерна и других «деятелей» Октября. Вот-вот наденут венец великомученика на иудушку русской революции Лейбу Давидовича Троцкого – «незаслуженно» забытого соратника Ильича. Метод при этом применяется известный: о чём-то просто умалчивают, о других «моментах биографии» слагают легенёды. И в результате получается покрытый глянцем образ, очень мало похожий на оригинал. Как, например, происходило возведение на пьедестал Свердлова Ешуа-Соломона Мовшовича (таковы его подлинные имя и отчество).

  В Свердловске есть музей того же имени. Музей фактически посвящён истории партии. Имя же Свердлова искусственно притянуто к событиям предоктябрьского периода, оно как бы вкраплено в историю нашей партии. Это видно невооруженным глазом. В экспозиции музея многое не соответствует тому, что изложено в наших энциклопедических изданиях, притом вышедших отнюдь не в застойный и не в «сталинский» периоды, а сейчас, когда заговорили о гласности, о демократии, о правде истории. Но неправда продолжает оставаться неправдой. В этом вся опасность: требовать правды, правдивого освещения исторических событий – и продолжать лгать.

  Например, в экспозиции музея представлена копия газеты «Искра», в текст которой вмонтирован портрет Свердлова. А к выпуску «Искры» (которая издавалась за границей) Свердлов не имел никакого отношения. Здесь же много рисунков с изображением Свердлова. Вот он помогает В. И. Ленину надеть пальто. Подпись под рисунком гласит, что Свердлов предупреждает В. И. Ленина об опасности. Или – Штерна с В. И. Лениным, скрывающимся в Разливе, беседуют возле знаменитого шалаша. Хотя, как хорошо известно теперь, в Разливе вместе с Лениным скрывался Зиновьев. Этот факт зафиксирован в экспозиции Музея В. И. Ленина в Москве. А о месте, где скрывались Ленин и Зиновьев, не знал никто, в том числе и члены ЦК.
И ещё одна фальсификация. В том же музее висит поясной портрет Ленина со Свердловым. Под портретом подпись: «В. И. Ленин и Я. М. Свердлов. Октябрь 1918 года». У посетителей музея складывается впечатление, что Свердлов и Ленин решили сфотографироваться вместе на память и пригласили для этой цели фотографа. Но в музее Ленина в Москве такой фотографии нет. Почему? Да потому, что, её вообще не существует в природе. Снимок с Лениным – фотомонтаж! Эта «фотография» перешла в экспозицию музея Свердлова из книги К. Т. Новгородцевой (жены Свердлова) «Яков Михайлович Свердлов» (М., «Молодая гвардия», 2-е издание, 1960, с. 320). Редактором книги был её сын Андрей.

                ***
  Из воспоминаний жены Свердлова, К. Т. Новгородцевой можно сделать вывод, что в большевики Свердлов «записался» только в апреле 1917 года: «Его точка зрения приближалась к ленинской. Узнав как следует содержание ленинскиих Апрельских тезисов, Яков Михайлович сразу же примкнул к Ленину, полностью встал на ленинские позиции». Выходит, что до апреля 1917 года Свердлов не стоял на ленинских позициях? Тогда на каких?

  Фактическим организатором первого в Екатеринбурге комитета РСДРП был С. А. Черепанов, а Совета рабочих и солдатских депутатов – П. М. Быков. (в Свердловске есть улицы, названные их именами). Сам же Совет появился , в Екатеринбурге только после февральской революции в 1917 году. Так за какие же заслуги старинный русский город на Урале был переименован в Свердловск, если все важнейшие революционные события в городе происходили без участия Свердлова? Ответ на этот вопрос я нашёл в справочнике-путеводителе «Свердловск» (1975 г.). Сообщается, что во время празднования двухсотлетнего юбилея Екатеринбурга заговорили о переименовании города, «на предприятиях и учреждениях проходили собрания, на которых выбирали городу новое имя. Предлагали переименовать Екатеринбург в –  Красноуральск, Уралград, Платиногорск, даже в Реваншбург и Местиград.
А вот рабочие-пищевики предложи: переименовать город в Свердловск. «Имя Свердлова, мужественного революционера, говорилось в выводах комиссии горсовета, неразрывно связано с уральским рабочим движением. Это историческое имя наилучшим образом символизирует роль и значение нашего города в истории революции».

 Такая практика переименования рус городов в честь, «пламенных революционеров» начала осуществляться с начала 20-х годов, при Ленине. 14 февраля 1923 года постановлением ВЦИК: город Гатчина стал Троцком. В 1924 году на картах появился город Зиновьевск вместо прежнего Елисаветграда. Так появился город Свердловск. Видимо, один из дружков Свердлова, Голощёкин Шая Исаакович, бывший в то время секретарём Уральского обкома РКП(б), и предложил это имя городу, представив, что эта инициатива исходит от «рабочих-пищевиков».

Фрагмент из очерка Германа Назарова –
«ДАЛЬШЕ... ДАЛЬШЕ... ДАЛЬШЕ... К ПРАВДЕ»
(«Москва», 1989, № 12)


Рецензии