Дигенис Акрит и Дракон. Афины. Стоя Аттала

Фрагмент тарелки с изображением Дигениса Акрита и Дракона. XII в. Афины. Стоя Аттала.

«Дигенис Акрит» – памятник византийского героического эпоса. В данном случае мы имеем дело с обработкой фольклорного материала под влиянием норм ученой поэзии. Дигенис (греч. «Двоерожденный») сын гречанки и принявшего из любви к ней крещение сирийского эмира. Как и полагается богатырю, Дигенис уже в детстве творит великие подвиги: голыми руками душит медведицу, ломает хребет медведю, ударом меча разрубает голову льва. Подрастая, он дерется с известными в народе разбойниками греческих гор «апелатами». Невесту он тоже добывает себе мечом; после свадьбы, дорожа своей независимостью, он удаляется в пограничные области державы и становится акритом (акриты – вольные землевладельцы-воины, селившиеся на границе и обязывавшиеся ее оборонять).

Когда Дигениса вызывает к себе император, богатырь учтиво, но решительно отклоняет приглашение, сославшись на то, что кто-нибудь из монарших слуг может по неопытности заговорить с ним неподобающим образом, и тогда ему, увы, придется, к собственному прискорбию, уменьшить число государевых людей. Император принимает резоны Дигениса и является к нему сам, чтобы выслушать наставления о том, как следует править государством. Затем чередуются описания богатырских подвигов и эротические эпизоды довольно грубого свойства, в которых, впрочем, Дигенис наделен чертами, заставляющими вспомнить его языческого предшественника – Геракла; но в отличие от Геракла Дигенис – христианин, и поэтому после каждого грехопадения он неизменно чувствует себя виноватым, что разрушает цельность его эпико-богатырского облика, но в то же время придает ему человечность.

Аверинцев С. С. Византийская литература IX—XII вв. // История всемирной литературы: В 8 томах / Т. 2. — 1984. — С. 358


Рецензии