В. Сурков, А. Кончаловский и, извините, Е. Мамонов

О России, русском народе и «большой политической машине Путина» то есть о НАС.


В. СУРКОВ «Долгое государство Путина».
Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия. Понимание, кто он, что думает и чего хочет, часто приходит внезапно и поздно, и не к тем, кто может что-то сделать. 

А КОНЧАЛОВСКИЙ
Решать трудно, но понимать необходимо. Надо как-то понимать, где мы живем и в какую сторону стоит смотреть. Мы не сможем изменить национальную ментальность, не поняв ее.


В. СУРКОВ
Редкие обществоведы возьмутся точно определить, равен ли глубинный народ населению или он его часть, и если часть, то какая именно?
В разные времена за него принимали то крестьян, то пролетариев, то беспартийных, то хипстеров, то бюджетников. Его «искали», в него «ходили». Называли богоносцем, и наоборот. Иногда решали, что он вымышлен и в реальности не существует, начинали какие-нибудь галопирующие реформы без оглядки на него, но быстро расшибали об него лоб, приходя к выводу, что «что-то все-таки есть».

А. КОНЧАЛОВСКИЙ
Наивно думать, что всеобщая грамотность изменит человека. Например, бизнес в представлении в России — это воровство. Из-за Садового кольца это неочевидно, но это так.
И еще. Там, за кольцом, за Москвой — совсем другие ценности у людей: они хотят, чтобы государство их оставило в покое. А это значит, что они не граждане, а население. И миллионы россиян — это население.


В. СУРКОВ.
Своей гигантской супермассой глубокий народ создает непреодолимую силу культурной гравитации, которая соединяет нацию и притягивает (придавливает) к земле (к родной земле) элиту, время от времени пытающуюся космополитически воспарить.
Народность, что бы это ни значило, предшествует государственности, предопределяет ее форму, ограничивает фантазии теоретиков, принуждает практиков к определенным поступкам.

А. КОНЧАЛОВСКИЙ
Я постепенно убедился, чтобы изменить страну, надо изменить ментальность. А чтобы изменить ментальность, нужно изменить культурный геном. А чтобы изменить культурный геном, надо сначала его разобрать на составные части вместе с величайшими русскими философами — то есть понять причинно-следственную связь, которая в нашей стране до сих пор не изучена. И только потом уже решить, куда нам идти.


В. СУРКОВ
Начать в России можно с чего угодно – с консерватизма, с социализма, с либерализма, но заканчивать придется приблизительно одним и тем же. То есть тем, что, собственно, и есть. 

А. КОНЧАЛОВСКИЙ
У нас крестьянское сознание. У русского человека добуржуазные ценности: «своя рубашка ближе к телу», «не трогай меня, я тебя не трону», «ой, на выборы идти — зачем это нужно».
Крестьянское сознание — это отсутствие желания принимать участие в обществе. Все, что за пределами интересов семьи, в лучшем случае вызывает равнодушие, в худшем — враждебность.
Возникновение буржуазии в Европе породило республиканское сознание. А республика — это общество граждан.


В. СУРКОВ
Наша система, как и вообще наше все, смотрится, конечно, не изящнее, зато честнее.
И хотя далеко не для всех слово «честнее» является синонимом слова «лучше», оно не лишено притягательности. 
Государство у нас не делится на глубинное и внешнее, оно строится целиком, всеми своими частями и проявлениями наружу. Самые брутальные конструкции его силового каркаса идут прямо по фасаду, не прикрытые какими-либо архитектурными излишествами. Бюрократия, даже когда хитрит, делает это не слишком тщательно, как бы исходя из того, что «все равно все всё понимают». 

А. КОНЧАЛОВСКИЙ
Мне кажется, огромная часть нашей страны живет в архаической системе ценностей.
У нас язычество переплетено с коммунизмом, а коммунизм — с православием.
И любое правительство в России, в том числе нынешнее, — это правительство социально ориентированного государства. ...Оно чувствует себя обязанным кормить людей, которые не хотят много работать и зарабатывать, а вполне довольствуются малым.
Сложно заставить людей вопреки их воле заниматься бизнесом. Дело не в том, что кто-то не дает, а в том, что не надо это русскому человеку. И бизнес, и свобода эта пресловутая большинству не нужны. Было бы надо, взяли бы как миленькие.
Свободу же не дают, свободу берут! А людям это не нужно. Надеюсь, вы понимаете, что мы с вами говорим о нации, а не о гражданах в пределах Садового кольца.


В. СУРКОВ
Когда гегемония «гегемона» никем не оспаривалась и великая американская мечта о мировом господстве уже почти сбылась и многим померещился конец истории с финальной ремаркой «народы безмолвствуют», в наступившей было тишине вдруг резко прозвучала Мюнхенская речь. Тогда она показалась диссидентской, сегодня же все в ней высказанное представляется само собой разумеющимся – Америкой недовольны все, в том числе и сами американцы. 

А. КОНЧАЛОВСКИЙ
У Путина, как у западника, как у человека, который прекрасно говорит по-немецки и знает мировую культуру, конечно, были иллюзии, что России надо возвращаться в Европу.
Но в Европе ему сказали: «А вы кто такой вообще? Мы вас не ждали». И Мюнхенская речь — это результат колоссального разочарования Путина в своих идеях относительно Европы и понимания того, что жить предстоит в той части света, которая далека еще от гражданского общества. Это все сложнейшие проблемы, которые, конечно, нам с вами за пределами Садового кольца не видны, но руководить страной без этого понимания невозможно.
...Я раньше был западником и тоже думал, что у России один путь — на Запад. Теперь убедился, что нет у нас такого пути. И, слава богу, что двигаясь в этом направлении, мы сильно отстали. Потому что Европа на грани катастрофы — это, кажется, совершенно понятно. Причины катастрофы в том, что, как оказалось, нельзя во главу угла ставить права человека. Права человека могут рассматриваться только в соответствии с его обязанностями. Они отказались от традиционных европейских, а значит христианских, ценностей.


В. СУРКОВ
По существу же общество доверяет только первому лицу. ... Было бы упрощением сводить тему к пресловутой «вере в доброго царя». Глубинный народ совсем не наивен и едва ли считает добродушие царским достоинством. Скорее он мог бы думать о правильном правителе.
...Современная модель русского государства начинается с доверия и на доверии держится. В этом ее коренное отличие от модели западной, культивирующей недоверие и критику. И в этом ее сила. 

А.КОНЧАЛОВСКИЙ
....В России республиканское сознание было всего в двух городах — Псков и Новгород. Все, больше никогда и нигде. Впрочем, и эта колыбель была задавлена. 


В. СУРКОВ
Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина...
Необходимо осознание, осмысление и описание путинской системы властвования и вообще всего комплекса идей и измерений путинизма как идеологии будущего.

Е.МАМОНОВ
Россия во все времена была чьей-то: Рюриковичей, Романовых, Сталина, Брежнева, Путина,... .

«ВЕРА. ЦАРЬ. ОТЕЧЕСТВО.»
Формула жизни Древней Руси и белой эмиграции стала драйвом «Большой политической машины Путина.»

Европейские государства возникли на развалинах ДревнеРимской Империи; Россия — Московское княжество — на территории распавшейся, через триста лет, Золотой Орды, татаро-моголов.

Если от 1918 года — дату казни царя Николая Второго — вычесть 1793, год казни Людовика 16 и 1649, год казни Карла 1, то получим время, на которое Россия отстала в своём развитии от Франции, Англии, соответственно.

Европейские государства, завоевывая друг друга, варились в собственном  европейском котле — невольно обмениваясь знаниями, культурой, языком. ( Английский, немецкий язык знают и говорят почти все школьники Европы.
Для русских — «не в коня корм».)

Если в стране один человек узурпировал заботу о народе, о государстве — а стало быть и власть! — то народу остаётся только быть «глубинным» — воровать, пить, молчать.

Глубинный народ — житель подземелья.
Он, подобно мышка-норушка, вылезает на поверхность, чтобы что-то открутить, выломать, украсть; утащить, «озабоченно оглядываясь по сторонам». И в своей норке, за железной дверью, перед женой, детьми, любовницей, поднимая хвост, ворочать эпохами, континентами, реорганизовывать правительство, государство.
— Ой, мой-то, мой-то!

Для трансформации русского населения в народ, гражданское общество необходимы внутренние и внешние факторы.
Внутренних сил эволюции в русском человеке уже нет.
Внешние факторы, известные в истории как опричнина, крепостное право, коллективизация, «прижимали русского человека к «поверхности земли (родной земле)», вызывая апатию, наплевательское отношение, пофигизм.

В редкие паузы, передышки в жалком состоянии общества — бунт, Смута, Революция, «девяностые» — он блевал тем, что было чуждым, непонятным — что извне загнано силой. ...Но, к сожалению, всегда не хватало времени наполнить себя новыми ценностями, активировать стремление к новому качеству.

Мы на партсобрании сидели слушали ничего не понимали; сегодня, в церкви стоим слушаем и тоже ничего не понимаем.


А свободы нам действительно не надо.

У нас она есть и нам хватает, чтобы жить, работать, отдыхать. Верить.
Как  мы хотим!
Нет у нас тех, кто должен за нами наблюдать, руководить, учить. Заботиться.
( Можно в час пик, на перекрёстке, расстегнуть штаны, попи’сать — и никто ничего не скажет. )

Вертикаль есть, а власти нет. 


И главное:

Путин — Президент только русского населения, потерявшего себя и своих на огромной территории, среди чужих. 
(У татар, башкир, дагестанцев, чеченцев, ингушей и других народов России  — свои. Они проявят себя, когда придёт время.)

«Большая политическая машина Путина», к счастью, не выйдет «на полную мощность далеко впереди» и не будет «через много лет все еще государством Путина», потому что является затянувшейся фазой Перестройки — очередного Застоя — начатой в далеком 1953 году, после смерти Сталина.

А Эволюция — Сила серьёзная, решительная, жёсткая. Не хочешь, заставит.


Первоисточники:
В. Сурков «Долгое государство Путина».

«Нельзя во главу угла ставить права человека» Интервью Андрея Кончаловского о «Рае» и необходимости цензуры.
26 декабря 2016 Источник: Meduza


Рецензии