Дом Раскольникова. От мифа к реальности

На доме №5 по Столярному переулку и № 19 по Гражданской (бывшей Средней Мещанской) улицы установлен барельеф с изображением сочинителя Достоевского и надписью:

" ДОМ РАСКОЛЬНИКОВА
Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его  страстной проповеди добра для всего человечества".

Справа от нее сохранилась старая табличка на  немецком языке – "Gedanke des hohen Wasser Am 7 November 1824", а  слева,  на русском – "Вышина воды 7 ноября 1824". Таблички эти вовсе незачем было бы упоминать, если бы они не служили косвенным доказательством того, что здание это уже стояло здесь задолго до написания Достоевским романа "Преступление и наказание". Дом этот и особенно лестницу, на которой после капитального ремонта (предположительно в 60-80 гг. XX в.) нынче располагаются квартиры с 40 по 51-ю, часто посещают школьники, нередко и с учителями литературы. Если следовать тексту романа, то комната Раскольникова должна была располагаться на месте современной квартира №49, находящейся на пятом этаже и выходящей окнами во двор.
 Стены последнего этажа и чердака исписаны и разрисованы  школярами так, что просвета нет.  Вот несколько типичных надписей:
" – Родя мы с тобой (знаки препинания отсутствуют - А.К.)
– Родя, мы тебя помним!
– Родя с тобой 10"э"  501 супершкола! ( Без знаков препинания - А.К.).
– Раскольников выходи!
– Я люблю Ф.М.
– Мочи старух! Деньгами надо делиться! Крыса. 23.09.2000.
– Лит-ра г..но.
– Родя - баран.
– Раскольников, REAL MAN – маньяк Чикотило.
– Защитим старушек. Собес.
– От топора, направленного  арифметикой никакой собес не спасет.
– Здесь была 93 школа.
– Все бабки суки, твари и падлы."

Еще можно прочесть, что эту лестницу посетили  10"а" и 10"б" классы 197-й и 579-й  школ а также 10"а" класс 220-й школы. Ребята успевали сделать  эти  надписи, по-видимому, когда учитель,  продолжая свой взволнованный монолог уже спускался вниз.
Объективности ради надо сказать, что встречаются на этих стенах и серьезные мысли, вроде: "Родя! Все же ты убил зря", "Преступление и наказание" – произведение мирового значения", и   даже рифмованные строки, типа:
"…среди седых могильных плит
Твоя душа себя узрит
Никто не в…нет ;  сумрак ложа
Твой сокровенный час тревожа.
Молчи наедине с собой
Один ты будешь здесь едва ли
Ведь духи мертвых, что толпой
Тебя при жизни  окружали
И в смерти вновь тебя найдут.
Их воля явственнее тут
Погасит мрак сиянье ночи
И звезды, затворяя очи
Не обронят с престольных круч
С надеждой нашей схожий луч…"
( Родя, я люблю тебя. К.)
Или:
"Пусть твое сердце,
Такое горячее и ищущее правды
Найдет покой на небесах
Пусть Бог простит тебя,
А мы всегда будем
В смятении и в поиске
Ответа на твой вопрос…
Спасибо тебе…"
Болт. 18.05."2000.

Иные посетители задумываются о постоянных обитателях лестницы:
" – А каково всем живущим здесь?
– Херово им.
– А вообще все зациклены. Ведь дело не в старухах, а в сверхчеловеке (Ницше),  коим считал себя ваш фамильярный Родик.
– Рудик
– Редик
– Ры-ы-ы-дик
– Рдик
– Рдк
– Р р р р р".
Встречаются  и философские размышления:
"Хорошо любить, когда знаешь правду любви и трудно ненавидеть, когда  знаешь правду ненависти и только тогда, когда находишь правду, которая тише любви и глубже ненависти - только тогда находишь…  топор!"  Илья.
"Человек – это канат между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной" (Ницше).

Вот далеко не  полный перечень того, что написано на этих многострадальных стенах.
Но, является ли на самом деле указанное здание домом Раскольникова и существовал ли этот дом вообще, и если существовал, то где он располагался?
У Достоевского все детали, имена, дома имеют привязку к его жизни. Например, мы можем точно сказать, что двор в котором Раскольников прятал украденные вещи точно существовал. А.Г.Достоевская в примечаниях к произведениям мужа пишет:
"Федор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мною, завел меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников  спрятал украденные у старухи вещи. Двор этот находился на Вознесенском проспекте, второй от Максимильяновского переулка;  на его месте построен громадный дом, где теперь редакция немецкой газеты. На мой вопрос: " зачем же ты забрел на этот пустой двор?" Федр Михайлович ответил: "А затем, зачем заходят в укромные места прохожие".( Л.Т. Гроссман. Семинарий по Достоевскому. Материалы, библиография и комментарии. - М. 1923 Пг., с.56). Без сомнения он забрел на этот двор во время написания романа и что это место произвело на него сильное впечатление. Значит, и дом Раскольникова существовал, но не обязательно в Столярном переулке.
В тексте романа есть указание на то, что Раскольников жил недалеко от Сенной площади, в С-м переулке, недалеко от К-на моста (расшифровать эти сокращения просто, т.к. на этот счет тоже есть примечание А.Г.Достоевской - Столярный переулок у Кокушкина моста) в большом пятиэтажном доме (включая подвальный), под самой крышей, в маленькой комннатке, похожей больше на шкаф. Скорее всего это был мансардный этаж, потому, что маленькие комнаты в мансардах действительно похожи на шкаф. Тринадцатью ступеньками ниже (тринадцать ступеней - такое уточнение есть в тексте). Многие авторы отмечают склонность Достоевского все исчислять и мерить, но никто не пытался понять, чем объясняется эта привычка и  почему она появилась.
В четвертом этаже, жила квартирная хозяйка  Раскольникова. Двери хозяйской кухни, почти всегда открытые, выходили на ту же черную лестницу, что и двери в каморку Раскольникова. Окна его комнаты выходили во двор-колодец. Лестница также выходила во двор и в улицу попасть можно было только пройдя в ворота под  аркой. Под аркой (в воротах, как сказано у Достоевского) располагалась дворницкая, в которой Раскольников взял топор. Но куда выходили ворота, в Столярный переулок или в улицу? В нынешнем "доме Раскольникова" ворота выходят на Гражданскую (Среднюю Мещанскую) улицу. Посмотрим, не противоречит ли такое расположение ворот тексту романа. В гл (?) Раскольников, Соня Мармеладова и Разумихин, спустились по лестнице.
" На улице стали в воротах…
– Вам направо, Софья Семеновна?… "
Соня действительно повернула из ворот  направо. Она торопится скрыться с глаз молодых люде, чтобы наедине понять возникшее у нее новое чувство:
"Она ужасно рада была, что, наконец, ушла; пошла потупясь, торопясь, чтобы поскорей как-нибудь уйти у них из виду, чтобы пройти как-нибудь поскорей эти двадцать шагов (автор снова указывает конкретное число шагов – А.К) до поворота направо в улицу и остаться, наконец, одной, и там, идя,  спеша, ни на кого не  глядя, нечего не замечая, думать, вспоминать, соображать каждое сказанное слово, каждое обстоятельство…" (с. 265)
Из этого отрывка следует, что она должна  была пройти двадцать шагов и повернуть в улицу. Но Среднюю Мещанскую до самого Вознесенского проспекта (около 100 метров) кроме Столярного, не пересекает никакая другая улица, и, чтобы попасть в Столярный нужно повернуть влево. Это было бы возможно, если бы в доме были бы еще одни ворота, выходящие в Столярный, но каких-либо следов этих ворот  на фасаде здания не видно. Даже если бы они были заложены в результате ремонта или перепланировки, то их следы, из-за различной осадки, различных термических характеристик материала с годами всегда проявляются. Да и полуподвал, стены которого образуют фундамент дома, нигде не прерывается. Вот след от примыкавшего когда-то к нему одноэтажного дома № 3 даже после капитального ремонта остались на глухой с черными узкими окнами стене. Нынче между домами № 5 и №3,  имеется промежуток а дом № 1 вообще отсутствует. Скорее всего между домом № 5  и Большой Мещанской (ныне Казанской) улицей стояли два дома, один из которых (примыкавших к д. № 5 ) -  одноэтажный. Эти дома снесли и на их мести построили в 50-60 годах XX века школу. На этой школе сохранилась еще табличка "пер. Пржевальского 5;3" (при советской власти Столярный переулок носил имя Пржевальского т.к. в доме №6  с 1881 по 1887 гг. жил  знаменитый путешественник)
Но, может быть, молодые люди стояли с у ворот другого дома, прежде чем разойтись? Нет. То, что они стояли у ворот именно дома Раскольникова ясно из следующего места в романе: "В ту минуту, когда все трое, Разумихин, Раскольников и она (Соня – А.К.), остановились на два слова на тротуаре, этот прохожий (Свидригайлов  – А.К.), обходя их… внимательно оглядел всех троих… потом посмотрел на дом и заметил его".  (с. 266)
Зачем Свидригайлову было запоминать номер дома? Конечно же для того, чтобы посетить Раскольникова (и по ходу действия романа он его посещает). А какой смысл запоминать дом, где тот не живет? Никакого смысла в этом нет. Значит они стояли в воротах дома, где жил Раскольников и ворота должны были выходить в Столярный. Это подтверждается анализом  следующего отрывка.
"Дойдя до поворота, он ( Свидригайлов - А.К.) перешел на противоположную сторону улицы, обернулся и увидел, что Соня уже идет вслед  за ним, по той же дороге, и ничего не замечая. Дойдя до поворота, как раз и она повернула в эту же улицу. Он пошел вслед, не спуская с нее глаз с противоположного тротуара; пройдя шагов пятьдесят, перешел  опять на ту сторону, по которой шла Соня, догнал ее и пошел за ней, оставаясь в пяти шагах расстояния… Когда Соня вышла на канаву, они очутились вдвоем на тротуаре... Дойдя до своего дома, Соня повернула в ворота… Войдя во двор, она взяла вправо, в угол, где была лестница в ее квартиру… Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: "Капернаумов".
Итак,  Соня повернула в улицу (не переходя ее), пересекающую Столярный переулок, и упирающуюся "в канаву", т.е. Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Столярный персекает три улицы – Большая Мещанская (Казанская), Средняя Мещанская (Гражданская) и Малая Мещанская (Казначейская).  Из них только Малая Мещанская улица выходит на канал, остальные - на Вознесенский проспект. Стало быть дом Раскольникова находился между Средней и Малой Мещанскими улицами.
В этом промежутке сейчас стоит три дома: № 7 и № 9 по Столярному  и № 9 по Казначейской. Последний дом имеет ту особенность, что, выходя одним из фасадов на Столярный, не имеет в нем своего номера. Почему же этот дом без номера? Возможно в 60-х годах XIX века его вообще не было и на его месте был какой-нибудь дворик? Если это так, то от ворот дома № 9 до угла как раз  получается двадцать девических шагов. Кстати, под воротами этого дома сохранилось помещение бывшей дворницкой. Сюда водят экскурсии из музея Достоевского.  Пятый этаж дома - мансардный, лестницы справа и слева  во дворе узкие,  хорошо сохранившиеся. Считаю ступеньки на лестницах: справа - 17, слева - 23. Опять не сходится.
А напротив, в доме № 14 по Столярному (№7 по Малой Мещанской) проживал, во время работы над романом, сам Достоевский. В окна второго этажа должна была быть видна колокольня церкви Вознесения. Церковь снесена в 1936 году и это место застроено. Но  Угловое треугольное  здание между “канавой”, Столярным пер. и Казначейской улицей имеет нумерацию соответственно  71/11/ 6. Здание в стиле модерн,  построено явно позже 1867 года, и на его месте во времена Достоевского располагалось другое (или другие) постройки. Дома  9, 11 и 13 по Казначейской улице так же построены позднее ( дом  №11 - архитектура стиля модерн). Если это действительно так, то Достоевский из окон своей квартиры мог видеть если не  саму церковь, то  колокольню церкви Вознесения точно. Она производила на писателя такое сильное впечатление, что он даже сделал ее действующим лицом романа (эта колокольня является Раскольникову в бреду).
Исследователями жизни и творчества Достоевского  давно замечено, что он любил селиться в угловых домах напротив церквей. Первая после выхода из Инженерного училища квартира располагалась на Караванной ул. Вблизи манежа.Дом неизвестен. Квартира состояла из двух комнат В начале своей литературной деятельности он жил у Владимирской церкви, в Графском переулке, в доме Прянишникова (с сентября 1844). В  феврале 1846 г. он живет в квартире купца Кучина, на углу Кузнечного и Гребецкой (Ямской). В сентябре же 1846  он уже живет у Казанского собора на углу Казанской улицы 25  и соборной площади в доме Кохендорфера, а в ноябре перебирается на 1-ю линию Васильевского  острова 26 ( на углу с Большим проспектом) напротив лютеранской церкви  Св. Екатерины в дом Солошича. Отсюда он переезжает в дом Шиля, напротив  Исаакиевского собора.
В сцене возвращения на место убийства Раскольников говорит дворнику, что живет в доме Шиля, в квартире 14. Но настоящий дом Шиля располагался по адресу: Вознесенский проспект 8/23 (на углу с Малой Морской улицей). В этом доме, в квартире Бреммера с весны 1847 года до своего ареста 23 апреля 1849 года жил сам Достоевский. Может быть это и есть прототип (если это слово применимо по отношению к дому)  "дома Раскольникова"? Возможно проживание в этом доме  врезалось в память Достоевского из-за плохих условий существования? Проверить нашу догадку (сосчитать ступеньки, вдруг их окажется именно 13) не представляется возможным. От дома остались только наружные стены, внутри располагается ресторан “Белые ночи”.
Может быть дом Шиля ассоциировался у Достоевского с его литературным успехом? После возвращения из-за  границы  8 июля 1871 г., Достоевский первую зиму провел в Серпуховской улице Семеновского полка, в доме Архангельской (№15) Дом не сохранился. В 1872 г. переехал во 2-ю роту Измайловского полка (дом не сохранился), в дом Мебса. Зиму 1873-1874 гг. жил на Лиговке, №27, в доме Сливчанского. Три года, с сентября 1875 по май 1878 г., жил в доме Струбинского, против Греческой церкви( Греческий пр. д6. Не сохранился) , и три последние года, 1878 - 1881, в Кузнечном переулке, дом № 5. Кроме того известен и такой адрес: Екатерингофский пр. д.№3.
Обращает на себя внимание эта  его старсть к перемене мест жительства. Он и всю свою жизнь постоянно кочевал по своей и чужой воле.


Рецензии
Вот почти свежий отзыв о романе одного из старшеклассников:

"Среди людей, которые почти все в романе туда-сюда ходят, мучаются и много рассуждают, старуха – единственная женщина, занятая делом. В те времена, когда почти никто из женщин не работал, а Соня Мармеладова прошла в проститутки, старуха-процентщица единственная из героев сумела наладить свой собственный бизнес.
Причем, она не только работает сама, но и содержит свою взрослую незамужнюю сестру, которая немного "не в себе".
И Раскольников, вместо того, чтобы такую интересную женщину о бизнесе подробно расспросить и чему-нибудь у нее поучиться, хрясь ее топором – и все! Даже обидно".

Детишки сейчас совсем не те, что раньше:))

Ефим Неперсон   15.06.2022 12:03     Заявить о нарушении