Несколько слов об эзотерике и иррациональном

Религиозные представления, молитвы, обряды, ритуалы, предсказания, разнообразные эзотерические, мистические течения и представления и т. д. (можно продолжать этот список довольно долго) иррациональны и антинаучны по своей сути и природе. Но сам факт этого не отменяет их существования. Более того, иррациональное появилось в жизни человека намного раньше, чем возникла логика и научное мировоззрение. И все эти иррациональные представления будут сопровождать человечество на его пути вместе с наукой и искусством. От этого никуда не деться - такова природа человека.

Каждое из озвученных направлений познания человека равносильны и равнозначны, одно, не смотря на явные и скрытые противоречия, не исключает другого.

Главная проблема современности - это соотнесение этих сфер познания человека друг с другом [3].

Когда-то на заре человечества, ещё до возникновения философии и логики, эти сферы познания было неразделимы друг от друга, были единым целым инструментом, благодаря, которому, человек познавал окружающий мир и приоткрывал его тайны.

Приведу несколько примеров для иллюстрации:

В Древнем Египте, как известно, была достаточно хорошо развита медицина. Переломы вправляли на раз два. Но если врач (как правило это был жрец) просто наложит фиксацию на сломанную конечность и отпустит пациента выздоравливать, то такого врача сразу же назовут шарлатаном. Ибо мало было просто провести медицинские процедуры: нужно было лечить не только тело человека, но и душу. Считалось, что тело одна из нескольких оболочек человека, и, в случае болезни они, поражаются все. Врач-жрец должен был не только провести необходимые медицинские процедуры, но и прочитать необходимые заклинания, воскурить благовония, принести жертвы и обратится с молитвой к определенным богам (например к богу врачевателей Имхотепу), а по окончанию медицинских процедур дать пациенту амулет для зашиты от злы духов и для скорейшего выздоровления.

Другим примером может быть организация храмов и культов синкретичных божеств в эпоху Эллинизма. Завоевания Александра Македонского, а потом и Римской империи создают первое глобальное культурно-историческое пространство в истории. Постройка храма всех Богов - Пантеона в Риме яркое тому доказательство.

Эти примеры отлично иллюстрируют организацию мировосприятия древними людьми. Мир и все загадочное и непонятное в нем было нераздельно слито с познанными, простыми и понятными вещами и явлениями в одно целое [7]. Это называется мистическим мировоззрением или мистицизмом. Еще одним примером могут являться античные мистерии, которые отчасти, с одной стороны, стали прародителем организованных религиозных ритуалов с последовательной и четкой обрядовостью, а с другой стороны, стали основой и примером для развития разнообразных эзотерических учений прошлого (например, Теософия Е. П. Блаватской и Агни Йога) и современности (объединенных под эгидой течения Нью-Эйдж).

Но с приходом и развитием философии, логического мышления, мистическое мировосприятие стало видоизменяться и в конце концов его заменило научное мировоззрение. Казалось бы, что все иррациональное должно остаться за бортом. Но, как мы с вами видим, это далеко не так. Религии и разнообразные эзотерические учения процветают по сей день и не думают исчезать. Напротив, они, начиная с XIX в. получили новое развитие. Но если на рубеже XIX - XX вв. это было что-то революционно новое, альтернативное религии и науке, то сейчас мы можем наблюдать глубокий кризис эзотерических учений.

На данный момент за два десятилетия XXI века не появилось ни одного стоящего и новаторского учения, сопоставимого по популярности и концептуальности хотя бы с Теософией Е. П. Блаватской. Все что может предложить современность - это жалкий суррогат, цель у которого одна: выманивание денежных средств у адептов, ни о каком духовном развитии речи быть не может.

Ярким примером современного эзотерического учения может послужить учение о Дизайне человека и учение о Генных ключах. Это исключительно бизнес, ни о каком учении и духовном развитии там речи и быть не может. Книги, глубинный расчет карты Дизайна человека, тренинги (неплохой ценник у курсов, как семестр в некоторых университетах дистанционного обучения) и т. д. - все строится по модели курсов успеха, где за ваши деньги вас "сделают" умнее, успешней, богаче и т. п.

Доказательством тому может послужить скрещивание в учении Дизайна человека научного и эзотерического: литература прям пестрит наукообразием и научными терминами в перемешку с астрологией и мистикой:

"Дизайн Человека опирается на несколько мощных систем. Он включает в себя принципы квантовой физики, генетики, астрономии и аспекты четырех эзотерических систем: астрологии, индуистской системы чакр, каббалы иудаизма и больше всего И-Цзин, китайской книги Перемен" (с сайта: https://design-cheloveka.com/start/what-is-human-design/)

"Весь сыр в один вареник" (с) Вероника Степанова.

Этим недугом страдает практически подавляющее большинство современных эзотерических школ и учений [6]. Их авторы наивно полагают, что придача их тестам наукообразия укрепит их авторитет и повысит значимость, но это далеко не так. Как было сказано выше, наука, религия, искусство и мистика уже много веков идут параллельно друг другу и не имеют объективных точек пересечения. Недостаточно понадергать ото всюду и просто смешать по своему усмотрению, чтобы получить что-то качественно новое [3]. Так это не работает, ибо мышление современного человека и мировосприятие отличается мышления человека, жившего в Древнем мире.

Поэтому у современной эзотерики всего два пути:

1. Создать такое учение, которое бы в сути своей могло моделировать мышление человека прошлых эпох и погружать адепта в эту среду, тогда он сможет посмотреть на этот мир с других позиций и ему откроются иные истины об устройстве этого мира [2, 7]. Близким к этому, но на мой взгляд более частным случаем, является реставрация культов древних богов (современные так называемые "неоязыческие" культы: родноверие [1], кеметизм [5], друидизм [4] и т. д.). Эти подходы, благодаря погружению в иную культурно-духовную среду, позволяют получить действительно новый духовный опыт, самобытный, глубоко личностный для каждого из адептов во всем возможном многообразии. Недостатком этого пути является невозможность полного 100% моделирования и невозможность (да, и ненужность) перестройки мышления и мировосприятия адепта.

2. Или создавать такие самобытные учения, которые не будут пересекаться с достижениями современной науки, не будут использовать ее язык и терминологию, создание чего-то качественного нового: со своим языком и терминологией, с новыми практиками духовного познания. Это должно быть эволюционно новое учение, которое если и отталкивается в своих основах от чего-то из прошлого, но, тем не менее, оно должно предлагать новое миропонимание и мировосприятие , которые дадут человеку новые возможности духовного роста. Недостаток здесь всего один: где эти новые культы и практики? Их нет.
Из этих двух путей, на мой взгляд, более реалистичен и возможен первый вариант, хотя, кто знает, может очень скоро появится новое учение, которое сможет занять достойное место в пантеоне эзотерически.


Литература:
1. Гайдуков А. В. Новое язычество, неоязычество, родноверие: проблема терминологии // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография / под ред. Р. В. Шиженского. Н. Новгород: Мининский университет, ООО Типография Поволжье, 2016. С. 24–46.
2. Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта / Пер. с англ. К. Савельева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 448 с.
3. Копылов Г. Г. Эзотерика, наука, экстрасенсорика: как не быть «лженаукой» / Г. Г. Копылов // Дискурсы эзотерики. Философский анализ. / Отв. ред. Л. В. 4. Фесенкова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 240 с.
Орр Э. Р. Что такое Друидизм? / Э. Р. Орр // Русский перевод: Алексей Sarph, Евгений Игнатов, Алина Кулаковская (Aillin), Татьяна Лапшина, Дмитрий Висков, Александр Гришкевич, 2007 г. [электронный ресурс]
5. Тюрин А. И. Особенности религиозного реконструкционизма в новых религиозных движениях на примере реконструкций древнеегипетской религии / А. И. Тюрин // Религиоведческие исследования / РОО «Русское религиоведческое общество», 2012. - с 79-88.
6. Фархитдинова, О. М. Эзотерические учения в современном мире: (опыт междисциплинарногоисследования) : [учеб. пособие] / О. М. Фархитдинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд;во Урал. ун-та, 2016. — 80 с.
7. Шваллер де Любич Р. О символе и символическом / Р. Шваллер де Любич // Легенды о египетских богах - М.: Издательство "Рефл-бук", 2001.- с. 197- 276

___________________________________

Написано специально для проекта Яндекс-Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5bd6f0a8f9e1cc00ab163f3b

___________________________________

В качестве иллюстрации использовано фото автора "Белая магия" #клуб чародеек


Рецензии
Спасибо за публикацию и за сведения об авторе: буду знать кого на пушечный выстрел нельзя подпускать к ребенку.
С пожеланием держаться подальше от школы, в ней и без автора хватает тех, кому там не место, В.К.

Василий Капров   17.11.2019 11:17     Заявить о нарушении
Вообще-то я уже не первый год работаю в школе. Или вы считаете, что кроме работы у педагогов не может быть иных интересов, которые никак не пересекаются с работой в школе. Одно другому не мешает. Или, скажем, шахтер не может в свободное от работы время читать Платона только потому, что это не соответствует его профессии? К сожалению, не вижу логики в ваших словах.

Опритов Николай   18.11.2019 23:57   Заявить о нарушении
Правильные слова: "... не вижу логики в ваших словах". Такое невидение - одна из причин того, что появляются полубессмысленные тексты, подобные обсуждаемому. Что же касается школы, то внешкольное мировоззрение бесспорно накладывает отпечаток на школьную деятельность. Поэтому и нельзя подпускать к школе таких.

Василий Капров   19.11.2019 16:00   Заявить о нарушении
Пожалуйста, объясните каких "таких" и приведите аргументы, ваша позиция безосновательна.
Я имею право писать и говорить вне своей работы все, что мне заблагорассудится, что не запрещено законом. И никто, кроме моего начальства, не в праве делать какие-либо выводы, могу я работать в школе или нет.

Опритов Николай   19.11.2019 19:21   Заявить о нарушении
Выводы могут делать еще и родители: среди них есть немало достаточно грамотных людей, которые понимают, что такое "философический" пустопорожний трёп и как он отражается на ребятах. Что же касается перечисления всей галиматьи в опубликованном опусе, то мне мое время дорого. Тем более, что по прошлому немалому опыту я знаю, насколько такие ушибленные глухи к доводам разума.

Василий Капров   20.11.2019 18:27   Заявить о нарушении
Простите за вторжение, Василий (к сожалению, не знаю отчества)! Вам, конечно, знаком новопреставленный Михаил Щетинин. То, что он умер не в дурдоме и не под забором, свидетельствует о многом.

Михаил Струнников   29.11.2019 07:51   Заявить о нарушении
Михаил, Вам не надо извиняться за вторжение в чьё бы то ни было обсуждение: как правила сайта, так и неписанная общая установка на сайте допускает подобное участие любого зарегистрированного члена сайта.
О Щетинине я знаю, когда-то читал несколько его публикаций. Но какое отношение он имеет к обсуждаемой статье?

Василий Капров   29.11.2019 09:25   Заявить о нарушении
Насколько я знаю, в его школе процветала самая настоящая эзотерика. Впрочем, в этой терминологии я не слишком силён. По крайней мере можно так сказать: новое язычество с православной (частично) лексикой. Не ново для наших времён.

Михаил Струнников   29.11.2019 09:49   Заявить о нарушении
Михаил, у меня подход к подобным теориям простой: расскажите все, что хотите, в общедоступных выражениях и понятиях газетным стилем. В таком случае сразу видно, что есть что.

Василий Капров   29.11.2019 18:47   Заявить о нарушении