Его оружие - слово

15 ноября 2019 года в рамках реализации гранта Главы республики Коми на подмостках Театра драмы имени Виктора Савина прошёл премьерный спектакль-вербатим в двух действиях «Питирим Сорокин». Вербатим представил зрителю некоторые этапы  жизни и деятельности всемирно известного учёного и революционера, впоследствии ставшего одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.   
Не буду пересказывать содержания, но не мудрствуя лукаво, отмечу, что спектакль удался, премьера прошла успешно, при почти полном зале. Приятно, когда ожидания оправдываются. Мои ожидания, ожидания зрителей, пришедших на спектакль, оправдались, хотя трудно было представить, интересно было увидеть, как авторы справятся с документальным материалом. С возложенной на себя задачей авторы и деятели культуры справились отлично.

2019 год объявлен в России Годом театра, посему событие это как нельзя кстати.  Авторы - журналист Игорь Бобраков и профессор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина Николай Зюзев обратились к такому редкостному пока виду театрального представления, как вербатим, или документальный театр. Данный вид  представления получил определённую популярность на рубеже ХХ-ХХ1 веков, типологически соответствует литературе нон-фикшн. За основу авторы взяли литературу не вымышленную, а биографическую, интеллектуальную. Как и полагается вербатиму, спектакль «Питирим Сорокин» полностью состоял из реальных монологов и диалогов обычных, но в то же время необычных людей, монологов и диалогов, передаваемых актёрами.
Несмотря на то, что в жанре вербатим, начиная с конца восьмидесятых годов прошлого века, уже были поставлены в России спектакли, но в республике, в Сыктывкаре, как мне кажется, это первый опыт. Первый блин, но не комом. 

Технология «вербатим» молода, успешно развивается, какой она будет – покажет время. В данном же спектакле, несмотря на строгую документальность материала, на вербальное донесение его до зрителя, удачно вплетены музыка, песни, танцы.  Технология вербатим изначально сориентирована на пограничные, крайние состояния. Авторы и актёры сумели сочетать состояния соприкосновения жизни и смерти, передать дыхание времени. Революция, трагедии, любовь показаны на грани, а то и за гранью жизни и смерти. При всём натурализме материала, при всей его документальности, спектакль смотрится легко и живо, стимулируя словесно-логическое, а также образное мышление зрителя. Зритель весь во внимании, неотрывно следит за действием. Действие его захватило полностью.

Вербатим – символ нового в русской драматургии и театре нового спектакля. Почему авторы обратились именно к этой форме? Не потому ли, что вербатим – технологически продвинутое, более свободное для творческой реализации произведение зрелищного искусства, переживание интересного опыта, рассказ о необычной жизненной истории. Документальная проза обращается к фактам. Но единицей документальности конкретно для вербатима является не сам факт, имевший место, а слово. Как подтверждение, один из персонажей, говоря, к примеру, о Питириме Сорокине, акцентируя это, восклицает: «Его оружие – слово». Вербатим – это дословность, без редактуры, без правки сказанного героями. Слово как есть, неискажённое.

Постановочная группа потрудилась на славу. Сценография, костюмы – всё выдержано в необходимом стиле. Добросовестно отработали осветители, бутафоры. Порадовали отлично продуманная хореография, с чувством и с толком подобранный музыкальный материал. Действующие лица органично вписались в свои роли. Будто не играли, а жили в них. Живо и артистично представлен образ Владимира Ленина. На этот образ повлияли перемены, произошедшие в России в восприятии реализма. Социалистический реализм, с  его приукрашиванием, с возвеличиванием, современной литературой сдан в утиль. Вместо него обосновался реализм в чистом виде. Поэтому образ Ленина, ранее наиболее акцентированный и искажённый соцреализмом, в настоящее время, и в вербатиме это проступило наглядно, обрёл истинную суть, обнажив свою комичность, нездоровую фанатичность, неоправданную самоуверенность. В спектакле нет случайных персонажей, каждый из них несёт в себе огромную смысловую нагрузку. Так, велика роль образа Каллистрата Жакова, одного из первых учителей повзрослевшего Питирима Сорокина.   

Важным связующим звеном в спектакле стал на первый взгляд незначительный персонаж  - Домна Гавриловна. Причём даже не столько связующим, сколько всепроникающим; скрепным духом для расшатываемой врагами веры. В её образе сочетается не просто травница-колдунья. Она целитель времени через души, обретающие силу разумения.

Спектакль начался экспрессивными сценами. Это и есть то самое, чем отличается вербатим – непредсказуемое, необычное, может быть странное. Переломное. Эта сцена метаний Питирима Сорокина сильна своим накалом. Но тогда же вдруг рухнувшая на головы зрителя музыка звучала несколько громче желаемого и даже допустимого. Её будто выронили. Или вышвырнули. Даже при таких сценах, требующих накала, всё-таки надо исходить из разумности и эти громовные раскаты ронять несколько бережней, без небрежности. Ведь цель не убить зрителя, а показать весь накал страстей.  Такой, неоправданно акцентированный момент повторился в процессе ещё раз. Но, возможно, это сугубо моё восприятие, поэтому отметив сей факт, не будем на нём останавливаться.
 
Поскольку это был премьерный показ, то праздника могло быть больше. Не хватило присутствия НА СЦЕНЕ авторов. Присутствие администрации было пунктирным. На сцену они выбегали, но это мог заметить зритель, знающий их в лицо. Не хватило какого-то предварения. Или послесловия. Возможно, авторы и администрация намеренно пропустили этот момент, из скромности. Но они могли бы совместно разделить с артистами признание зала. Зал, как и дОлжно интеллектуалам, по достоинству оценившим действо, долго рукоплескал своим кумирам.

Как неоспоримый минус данного спектакля можно назвать громадный минус,  непосредственно к постановке спектакля, однако, не относящийся. Тем не менее, нет никакого желания умолчать о нём, потому как это не единственно моё мнение. Те же самые претензии я услышала от нескольких зрителей и даже от билетёра. При приобретении билета в кассе вместо него выдали чек. Да, обычный чек, какие выдают при покупке в любом магазине, будь то «Магнит», «Пятёрочка» или даже рынок…   
Но зритель приходит в храм искусств! Зритель приходит на действо, ожидая чего-то необычного, праздничного и даже волшебного. Некоторые из зрителей годами, десятилетиями хранят такие артефакты, как билет на премьеру, на любимый спектакль. И зачастую билет оказывается сам по себе целым произведением искусства с ворохом интересной (летописной) информации. А тут – чек, тонкая  обычная торговая бумаженция, к тому же щедро изодранная билетёром.

По случаю, вспомнилось давнее, как совершенно справедливо проявил недовольство композитор, председатель Союза композиторов Михаил Львович Герцман отсутствием творческого подхода у работников музыкальной школы. Ему не понравились тогда унылые, серенькие, если не сказать безобразные номерки в раздевалке. В своей статье он писал, что культура воспитывается и через такую казалось бы мелочь, как номерок. А приходя в храм культуры, человек имеет право ощущать себя, как в храме культуры, имеет право из всего черпать прекрасное, эстетичное, закаляя и воспитывая тем свою душу.

Номерок театра имени Виктора Савина приятно держать в руке, он - как маленькое произведение искусства. Да, и номерок из раздевалки, и билет – все эти «мелочи» могут иметь воспитательное значение, приносить эстетическое удовольствие,  демонстрировать интеллект непосредственных хозяев.   

Побуждаемое действо креативности требует дополнительных затрат? Если мыслить когнитивно, то можно заметить, что не столь велики затраты на такие приятные мелочи, сколь велика радость от них, сколь велико эстетическое и культурно-воспитательное значение. Речь ведь о храме культуры.

Н.В.Веклич, член Российского союза писателей.
15.11.2019г.


Рецензии