Мертвые расскажут о живых Часть IV

Угрозы слева

До середины января 1943 года наступление Красной Армии вдоль левого берега Дона развивалось, более чем успешно. И даже доминирование гитлеровской авиации в небе, с ее бесконечными бомбардировками в светлое время суток не приносило, к счастью, ощутимых потерь. Донесения 4 механизированной бригады гласят: «…благодаря искусной маскировке материальной части, техники и личного состава, бригада потерь от бомбежки не имела».
16 января штаб получил данные разведки о скоплении вражеской пехоты в хуторе Красный, что могло угрожать левому флангу бригады. Для ликвидации указанной группировки было создано 2 отряда по 50 человек, имеющих в каждом подразделении по 5 станковых пулеметов, располагающими батальонными минометами. Артиллерия бригады подтянулась в Манычскую. Первый отряд действовал по дороге на Манычскую – Красный, второй Манычская – Самодуровка – Красный. По дополнительным данным, полученным от разведки в 4.00 утра 17.01.43 г., информация о противнике в Красном не подтвердились. Оба отряда вернулись на свои места.
Однако 17 января с наступлением рассвета противник подверг боевые порядки советских войск интенсивной бомбежке (до 150 самолетовылетов) и, именно на сомнительном красненском участке, гитлеровцы перешли в наступление. В 16.00 танк, бронемашина и 6 автомашин с автоматчиками противника сломив сопротивление боевого охранения РККА, заняли хутор Красный. Замечено движение до 40 автомашин по направлению в этот населённый пункт.
Имея существенные угрозы на левом фланге, бригада, тем ни менее, получает приказ вернуть Красный и овладеть хутором Арпачин.

Драма танковых  экипажей

В ночь на 19 января в хуторе Белянин был похищен экипаж танка. Попал в плен вместе с танкистами помощник командира роты по технической части Парамошин. Оказалось, экипаж беспечно сел ужинать, не выставив часового. Немцы вошли в белых халатах, скомандовали «руки вверх». Оружия у экипажа под руками не оказалось, и немцы увели 5 человек. Скорее всего, речь идет о коллективе танка т- 34, в танке т- 70 – экипаж состоял всего из 2 человек, а в Ростовской операции  упоминаются лишь эти две указанных модели танков.
Справка краеведа: техник – лейтенант Парамошин Борис Филиппович, заместитель командира танковой роты по технической части 4 гвардейской отдельной механизированной бригады 1912 года рождения. Оставил в городе Саратов по улице Куйбышева – 34, район завода ВЕТ, жену Парамошину Антонину Антоновну. Пропал без вести 16 января 1943 года (в донесении, которому мы не без оснований верим больше дата похищения 19 января).
Другой найденный документ подтверждает, что речь шла о танкистах «тридцатьчетверки». Вместе с Борисом Парамошиным в плен попали:
1. лейтенант Суворов Сергей Александрович, командир танка т-34, 1921 года рождения. Офицер был родом из деревни Жальнино, Некрасовского района Ярославской области. Он оставил дома отца Суворова Александра Ивановича;
2. механик – водитель старший сержант Митрофанов Павел Александрович 1904 года рождения, уроженец города Иваново, Ивановской области местечко Минеево, улица Вторая Сталинградская д. 24 [орфография и пунктуация оригинала]. Жена Митрофанова Мария Васильевна;
Справка краеведа: механик Митрофанов Павел на тот момент имел награды, что весьма было редко в период до середины 1943 года. В частности, будучи механиком водителем 455 танкового батальона в сентябре 1942 года он у станции Котлубань совершил несколько подвигов и был награжден «Медалью За Отвагу» 6 ноября 1942 года.
3. сержант Ефремов Александр Иванович пулеметчик – радист танка, 1923 года рождения. Домашний адрес: Вологодская область, Усть-Кубинский район, Никольский сельсовет, деревня Кожевникова. Отец – Ефремов Иван Васильевич.
Справка краеведа: Полный тезка танкиста из той же деревни получил после войны Орден Отечественной войны II степени. Есть вероятность, что плененный в крещенскую ночь радист, пережил войну и получил юбилейную награду много позже.
4. Сержант Десятерик Павел Андреевич, пулеметчик, 1923 года рождения. Домашний адрес: Воронежская область, хутор Овчарня, улица Большевик, дом 12. Мать – Десятерик Прасковья Ивановна.
Документ о потерях 23 танкового полка подписан начальником штаба 4 гвардейской механизированной бригады майором Поликарповым и гвардии техником интендантом 1 ранга Новиковым.
В этом документе указаны потери и других экипажей. Среди них, нам знакомый из предыдущего материала Сенча Сергей Антонович. Теперь мы можем указать полный состав его пропавшего без вести подразделения (по другим данным, погибшего) у хутора Спорный Ростовской области (современный Веселовский район).
1.  Старший лейтенант Сенча Сергей Антонович 1917 года рождения. Домашний адрес: Воронежская область, Колочаевский район, село Ширяево – жена Сенча Нина Васильевна 
2. Старшина Ильич Марк Федорович  механик т - 70, 1909 года рождения. Домашний адрес: г. Киев, улица Мельникова – 33/2. Жена – Ильич Мария Ивановна 
Справка краеведа: в наградном листе под искаженной фамилией  Илич (не Ильич) читаем: «Илич Марк Федорович, находился на Сталинградском фронте с 3 ноября 1942года  в составе 23 гвардейского отдельного танкового полка. На котельниковском направлении 23 декабря 1942 года, он, находясь в разведке, уничтожил 15 гитлеровцев гранатами и получил легкое ранение. 10 января в составе 23 гвардейского отдельного танкового полка форсировал реку Маныч и держал оборону в 18 километрах от города Новочеркасск на левом берегу Дона до прихода основных сил. С 14 на 15 января 1943 года первым ворвался на танке в хутор Спорный. Танк был подбит, но герой в рукопашном бою уничтожил 11 гитлеровцев, во время боя был тяжело ранен в голову, получил тяжелые побои с кровоизлиянием внутренних органов и обморожением ног. Был госпитализирован в ППГ 4158. Герой, поступает на должности разведки отдельного артдивизиона 1034 артиллерийского полка на реке Миус. 3 июня 1943 года Ильич корректировал огонь батарей. Благодаря его действиям была  полностью уничтожена колонна противника. Потери противника: до роты пехоты и 3 машин с грузом.
18 июня 1943 года бывший танкист подавил огонь двух 75 миллиметровых батарей противника и разрушил ДЗОТ левее с. Русское. 21 июля старшина был отправлен в медсанбат с открытой раной на ноге и полным истощением организма, а затем в ППГ в Новошахтинск». Позднее танкист – артиллерист за указанные подвиги  награжден Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны II степени. Так, убитый и без вести пропавший старшина танка т-70, оказался живым героем, стал разведчиком артиллеристом. Только из-за физического истощения и открывшейся раны, он был вывезен с линии фронта.
3. Сержант Головко Иван Павлович механик-водитель т -70, 1913 года рождения. Домашний адрес: Харьковская область, Барвинковский район, зерносовхоз «7 съезд Советов». Жена Головко Анна Федоровна.
Здесь очередная загадка – нестыковка. В донесении о потерях названы три  утраченных танка, но в списках без вести пропавших бойцов указанного подразделения, фигурируют лишь три танкиста, двое из которых, механики -водители. Нам видится достаточно часто случавшаяся картина войны: несколько событий на различных участках фронта компилированы в один документ. Так два экипажа т. 70 во главе с лейтенантом Сенча С.А. были уничтожены согласно боевым донесениям в хуторе Спорный (в документах потерь – 2 механика, значит и танков ДВА). Неизвестна лишь судьба четвертого, положенного по штату, танкиста одного из двух т - 70.
В общий документ танковых потерь попадает плененный в хуторе Белянин экипаж лейтенанта Суворова С.А. Судьбы и даты похожи, но география с разницей в 38 километров (если двигаться по прямой!).               
Интересен эпилог судьбы офицера технической части, попавшего по разгильдяйству в плен.
Справка краеведа: техник – лейтенант Парамошин Б.Ф. репатриирован из немецкого плена (освобожден), прошел специальную проверку в 40 запасном стрелковом полку 12 запасной стрелковой дивизии и уволен в запас с принятием на учет в Кировский райвоенкомат. [Справка - картотека 13 отд. УК СВ].


Рецензии