Таинство исповеди на всех этапах духовного пути

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис.1:15-18).

«Я все вижу, все знаю. Вы также знаете прекрасно, что у вас творится на Земле. ОДУМАЙТЕСЬ, ПРОСНИ¬ТЕСЬ, ПОКАЙТЕСЬ И ВОЗРОДИТЕСЬ! ПРОСИТЕ, чтоб поставил вас на исповедимый путь!» (Послание Софии)

Мы знаем, что Божий Закон – это Закон Жизни. И только пребывание в нем закрывает от воздействия тьмы, от воздействия смерти. Только следование за Божьей Волей дарует целостность, ведет к полному преображению души. Дав нам Свой Закон, Господь даровал нам и Милость. Она заключается в возможности возвращения на исповедимый Им путь, после того, как человек ослушавшись Божьей Воли, совершив ошибки, ушел с него. А если ушел – то ушел от Жизни, ушел в сторону смерти. И это возвращение возможно только через исповедание своих грехов, через осознание и покаяние.

«И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер.8:4)

Покаяние ((др.-греч. ;;;;;;;; (метанойя) – «сожаление (о совершившемся), раскаяние», буквально: «изменение образа мыслей, изменение сознания», осознание грешником своих грехов перед Богом. Радикальный пересмотр своих взглядов и системы ценностей, решение об отказе от греха.

Еще в начальных постановлениях Ветхого Завета Господь говорит:

«…Если мужчина или женщина сделает какой-либо грех,…то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали…» (Чис.5:6,7). Дальше сказано и о том, что за исповеданием следует компенсация того вреда, который был причинен.

Будучи на Земле, Иисус Христос дал Своим апостолам особые полномочия силой Духа Святого проводить таинство исповеди, таинство покаяния.

«…Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:19). «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23).

Протестантские церкви утверждают, что священство себя исчерпало после того как Христос пришел на Землю. Что об этом говорит фраза из посланий апостолов: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Они утверждают, что каждый верующий может сам услышать Христа и Христос его всегда слышит.

Библия говорит: «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Прит.15:29).

Также, как это и было в Ветхом Завете, не может каждый приближаться к Богу, но есть особое благословение Божье человеку – совершать таинства, быть проводником от обычных земных состояний сознания и души – к миру небесному. Не всех подряд приближал к Себе Иисус, не всех благословил быть апостолами, не всем доверил быть пастырями над Его стадом. И, как описано в Откровении (7:17) – лишь одетых в белые одежды, будет пасти Сам Агнец Божий. То, что человек произнес, что принимает Христа своим Богом и Спасителем – не значит, что он уже спасен и избавлен от греха. Если бы это было так – на Земле уже не было бы ни болезней, ни грехов, но пришло уже Царство Божье. Но оно, как известно, «усилием берется».

Человек, потерявший связь с Христом из-за совершения греха, нуждается в проводнике, который донесет его просительную молитву до Господа и откроет ему дверь в мир Богообщения. В православной и католической церквях священнику дано право совершать таинство исповеди, являясь не судией, а свидетелем, ходатаем перед Господом.

«Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18) – читаем мы о первых временах христианской церкви.

В раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей церковью (общиной), а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Т.е., если ты, услышав о чьем-либо грехе, осудил человека, посмеялся над ним, то тем – ты осудил себя. К V веку практика открытой исповеди исчезает.

В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для прелюбодейных жён, которых могли убить их разгневанные мужья, т.к. за убийство жены не было особого наказания. Тайную исповедь стали требовать и государственные (императорские) чиновники.

 В III-IV веках грешникам следовало проходить покаяние среди представителей четырех типов кающихся: с плачущими, слушающими, припадающими и купностоящими. Плачущие вообще не имели права заходить в храм. Они стояли на паперти и должны были падать на колени перед всяким входившим в храм человеком, прося за них помолиться. Слушающие просто стояли в притворе, но так же, как и плачущие, не могли входить в храм. Припадающие стояли в храме до начала Литургии верных и должны были выходить из церкви вместе с теми, кто только готовился ко Крещению. И, наконец, купностоящие, которые хотя и стояли в храме всю Литургию, но отдельно от верных, и все равно не имели права причащаться. Могли пройти многие годы, прежде чем Церковь дозволяла этим людям наконец приобщиться Святых Христовых Тайн.

Старцы, стяжавшие Дух Божий, оставили нам немало поучений на счет исповеди и покаяния.

«Кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, и не терпят обличения и позора» (Свят Игнатий (Брянчанинов))

«Устыдившиеся врачей подвергали <больные> раны свои гниению, а многие нередко и умирали» (прп. Иоанн Лествичник, 57, 258).

«Ничто так не укрепляет против нас бесов и злых помыслов, как то, что мы их не исповедаем, но таим и питаем их в сердце» (Преп Иоанн Лествичник (649):  (Леств.23, 41).

«Благо исповедание грехов, когда следует за тем исправление, но что пользы открывать врачу язву и не употреблять целительных средств?» (Бл Августин (354-430)).

«Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ею от согрешений, как бы уздою; ибо грехи, которых не исповедуем отцу, делаем уже как во тьме и без страха» (прп. Иоанн Лествичник, 57, 41).


«Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном суде Христовом. …Чем дольше не каемся, тем хуже для нас самих, тем запутаннее узы греховные становятся, тем труднее, значит, давать отчет… Кающиеся должны приносить плоды покаяния» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский (1829-1908)).

Людям крайне сложно увидеть себя со стороны, объективно оценив состояние своей души. Но именно с виденья себя и начинается покаяние. Даже человек верующий и знающий Закон, может совершать грех и не считать его грехом, оправдывая свои поступки какими-то причинами. В таком состоянии покаяние невозможно!

Чем больше в нас Света, тем больше видны изъяны нашего существа. Но парадокс в том, что в начале нашего прихода к Богу, когда Свет Божий только касался нас – нам было куда легче каяться! Мы понимали, что очень далеки от праведности и несовершенны. Прикосновение Благодати выявляло такой сильный контраст того, что мы собой представляли с тем, что требует Бог, что лишь слепец мог не видеть этого. Это было реальное ощущение грязи, от которой очень хотелось освободиться, стать чистым, угодным Богу.

Проходят годы с момента обращения к Богу, человек многое познал, с ним прошли серьезные процессы. Ему даны дары Святого Духа – он уже слышит, видит, чувствует мир духовный. Господь проявляется через него. Он избавился от стольких грехов, одержал столько побед! Но нередко бывает, что в придачу к этому – верующие развивают в себе ощущение самоправедности и избранности. Когда явные, махровые грехи уходят в небытие, у некоторых появляется ощущение, что в общем, уже все у них нормально. Ну там где-то что-то может и надо исправить, но это уже совсем не преступление, со временем как-то исправится! Случается такое, что благоговение перед Величием Бога, страх Божий – становится абстрактными понятиями.

Старцы предупреждали: «Бесы имеют обычай часто внушать нам или совсем не исповедовать согрешений отцу, или исповедовать, но как бы от лица иного, или складывать вину своего греха на других» (прп. Иоанн Лествичник, 57, 43).

Библия говорит:

«Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч.20, 9).

Старцы также говорили: «Кто считает себя грешным, у того язык не поворотится осудить другого». Потому, наверное, нередко у некоторых верующих бытует осуждение, потому что уже не считают себя грешными, но достигшими такой праведности, что имеют право осуждать ближних! Видимо, научились так хорошо разбираться в Божьем Законе, что способны видеть любое его нарушение…но – у других.

Есть люди, что говорят так: «Когда я еще был в начале духовного пути – я переживал по поводу того, что сделал что-то не так, плакал о своих грехах. А теперь – я уже духовно взрослый и у меня нет желания раздирать свою душу». Есть такие, которые не хотят возвращаться в свое духовное детство, как они это понимают, и не хотят выглядеть беспомощными и виновными. Их раздражает, если им что-то такое говорят. То, что они оставили безнадзорно расти в своей душе немало опасных вирусов – это их не беспокоит. Главное – чувствовать себя на высоте. А после – те скрытые грехи перекрывают связь с Богом и человек перестает чувствовать прикосновение Благодати, и начинает искать себе другую общину, церковь, направление. Ему кажется, что в его церкви Бог перестал проявляться.

Священник Александр Ельчанинов (1881-1934) говорил: «Нечувствие», каменность, мертвость души – от запущенных и неисповеданных вовремя грехов. Как облегчается душа, когда немедленно, пока больно, исповедуешь совершенный грех. Отложенная исповедь дает безчувствие».

А следом за бесчувствием – самообман, прелести, самообольщение. Кто-то считает, что ему общие службы уже и не нужны – он все время находится в нужном состоянии, и ему некогда на это тратить время.

Есть и такой разряд людей, что продолжают себя обвинять во всех грехах, повторяя будто мантру: «Я грешный, прости Господи!» При том, не искореняя того, в чем каются. Старцы объясняли, что те, кто приписывает себе грехи, которых не совершал – грешит перед Богом так же, как и тот, кто оправдывает себя. Также неправильно каяться в том, в чем уже каялся и что уже не совершаешь. Все же человек должен ощущать – где реальная болезнь, а где – шрамы, оставшиеся от нее. Когда в проповеди говорится о каких-то ситуациях, то надо чувствовать – что именно касается тебя, и не приписывать себе все подряд. А так получается интересная картина – те, кого касалась проговоренная ситуация – даже не подумали применить ее к себе, но нашли этот грех в других. А те, кого вообще это не касалось – все себе приписали!

Говоря о вопросе самоправедности, хочется привести один реальный случай.

«ВЕСЫ БОЖИИ.
Чудо вразумления священника.

В одной из статей журнала “Эфимериос” (1.11.1956), которая хранилась в архиве приснопамятного старца, отца Арсения Комбуяса, из монастыря Богородицы Скоропослушницы в Навпактосе, описан следующий случай:

Один ревностный и очень деятельный священник однажды увидел сон. Он рассказывает о нем так:
“Я сидел в кресле, изможденный и утомленный работой. Тело мое болело от усталости.
Многие в моем приходе искали "Драгоценную жемчужину”. И многим удалось найти ее. Приход процветал во всех смыслах этого слова. Душа моя была полна радости, надежды и смелости. Проповеди мои производили на всех большое впечатление. Множество людей приходило на исповедь. Церковь всегда была переполнена. Мне удалось воодушевить весь свой приход.

Довольный всем этим, я каждый день трудился до изнеможения. Размышляя об этом сидя в кресле, я не заметил, как уснул. И увидел следующее:
Незнакомец вошел в мою комнату без стука. Лицо его излучало добро и духовный свет. Он был хорошо одет и держал в руке какие-то приспособления из химической лаборатории. Весь его вид производил странное впечатление. Незнакомец подошёл ко мне и спросил:
– Каково твое усердие?
Этот вопрос вызвал у меня большую радость. Потому что я был весьма доволен своей усердностью. У меня ни было никаких сомнений в том, что и незнакомец будет очень рад, если узнает об этом.
Тогда, насколько я помню из своего сна, чтобы показать ему, какую ценность имеет мое усердие, я будто бы достал из своей груди некую плотную массу, которая сияла, как золото. Я положил ее в руку незнакомца.
– Вот мое усердие.
Он взял его и аккуратно взвесил на своих весах:
– Весит пятьдесят килограмм, – серьезно заметил он.
Я едва мог сдержать радость, услышав эту цифру. Незнакомец же, с неизменно серьезным выражением лица, записал этот вес на бумаге и продолжил свои анализы.
Он разломил эту массу на фрагменты, положил их в особую химическую посуду и поставил на огонь. Когда масса расплавилась, он снял ее с огня и принялся разделять на составляющие элементы. Вновь затвердев, они приняли причудливые формы. Он постучал по ним молоточком, взвесил и записал вес каждого фрагмента.
Закончив, он бросил на меня полный жалости взгляд и сказал:
– Надеюсь, Господь сжалится над тобой и ты спасешься.
В этот миг он исчез.

Странное поведение незнакомца и взгляд, с которым он со мной попрощался, повергли меня в беспокойство. Но когда я увидел результат его анализа, мои ноги подкосились.
На бумаге, которую он оставил на столе, было написано следующее:
“Анализ усердия иерея Х.
Тщательный анализ выявил наличие следующих элементов:
– фанатизм: 5 кг
– любославие: 15 кг
– любостяжание: 12 кг
– стремление к уважению и власти над душами: 8 кг
– показное старание: 9 кг 980 г
– любовь к Богу: 10 г
– любовь к людям: 10 г
Итого: 50 кг

Я хотел было поставить под сомнение верность его подсчётов. Но пока я думал, все вокруг меня померкло. Я испугался и вновь взглянул на лист бумаги. Внезапно он превратился в чистейшее зеркало, отражающее моё сердце. Я ощутил и осознал своё мерзкое состояние. Со слезами на глазах я стал молить Бога освободить меня от себя самого.
- Господи, помилуй!
В конце концов, я проснулся с воплем тревоги.

Раньше я молил Бога избавить меня от различных опасностей. С этого дня я стал просить Его спасти меня от моего собственного “я”.
Долгое время я чувствовал внутреннее беспокойство. Но, в конце концов, после усердных молитв, я почувствовал, как свет Божий наполняет мое сердце и сжигает тернии эгоизма.

Когда Господь призовет меня к Себе, я горячо поблагодарю Его за откровение того дня. Ведь тем самым Он открыл мне мое истинное лицо и направил мои стопы по тесному, но прекрасному пути. С того самого дня, я каждый день пересматривал свои решения.
Это посещение “Испытующего сердца и утробы” (Пс. 7:10) сделало меня другим человеком и очень помогло моему служению”».

Насколько мы готовы узнать и принять, что тот набор благих дел и подвигов души, которые мы считаем таковыми – окажется набором совсем иных проявлений?

Любой грех – это проявление сатаны, противника Божьего. Опасно оставлять в себе часть тьмы! Это не просто шпион, это часто – диверсионная группа, которая вместе с нами входит в Святая Святых, получает доступ к знаниям, к Божьим тайнам, к ключам, что открывают заповедные Двери. Скрывать это в себе – то же, что пойти на соглашение с врагом. То же было и с Иудой Искариотом – в его голове, сердце зрел протест против многого того, что говорил и делал Иисус. Его раздирала зависть и обида, в нем росло осуждение, терзала алчность, будоражил блуд – но он тщательно скрывал это. Скрывал, потому что страшно было признаться в том, что ты не соответствуешь тому месту, которое тебе дали. А если бы желание избавиться от тьмы внутри себя пересилило этот страх и Иуда рассказал обо всем Господу – не погибла бы душа его! Да – было бы стыдно, кто-то что-то бы говорил о нем, показывая пальцем, но он сумел бы остаться с Богом!

В книге «Аксиомы религиозного опыта» православный богослов Иван Ильин говорит о том, что такое очищение души:

«Преодоление страстей должно состоять не в насильственном подавлении их, а в переуклонении их на путь духовного созерцания. Страсть должна не угаснуть, не исчезнуть, не подвергнуться узилищу наподобие заключенного в тюрьме каторжного злодея или наподобие посаженного в клетку дикого зверя, ибо заключенная в подземелье бессознательного, она будет жить крадучись, глядеть из глаз и прорываться в словах или оттенках словесных, в поступках или в способах их совершения; а запертая в клетку, она будет ждать того мига, когда сторож забудет запереть дверь и она сможет вырваться на волю. (…) Очищение требует, прежде всего, чтобы сердце человека разлюбило ничтожное, пошлое, грех и зло: «отлепилось» от него, охладело к нему, не мечтало о нем, не «вожделело» его; угасло бы для него. (…) Вторая, высшая, заключительная стадия состоит в обращении души к божественным, духовным, священным содержаниям жизни и в выработке соответственных этому актов. Духовное око человека должно раскрыться и увидеть; оно должно изведать свет и радость божественного; воля должна свободно, и сильно захотеть этой радости; сердце должно прилепиться к этим священным содержаниям; а душа – выработать и усвоить акты духовного строения».

Конечно, не так просто человеку, ощущающему в себе «авторитет» духовности, признаться в своих грехах, особенно в самых постыдных. В том, от чего давно уже нужно было избавиться! Трудно увидеть в своих поступках, которые оправдываешь для себя – как под разными наименованиями проявляется самая обычная гордыня, самая примитивная зависть, обида, тщеславие… Страшно, когда человек в своем оправдании себя доходит до такого состояния, что становится бесчувствен к Истине.

Для немалого количества людей страшно признаться в своих грехах священнику, потому что есть сильная зависимость от мнения людей. И есть страх, что начнут думать о тебе плохо, вспоминать проговоренные грехи, а то и попрекать ими. Мы нередко боимся мыслей людей о нас больше, чем боимся потерять душу! Но священник – это свидетель, а не судья. Если он начнет осуждать – он сразу возьмет на себя чужие грехи, что, в общем, имеет место всегда при осуждении. А страх того, что кто-то узнает о том, что есть тайного в душе – это признак того, что от этого греха освобождаться не собираются и считают его частью себя. Есть и другой сорт людей, которые любят выйти и громко рассказать о своих грехах. Но при этом, почему-то, нет ощущения истинного покаяния. А больше – изощренное проявление гордыни – «Смотри какой я, как красиво каюсь, не боюсь все о себе рассказать, не то, что вы…»

Исповедь Богу – это важнейшее таинство, и она нужна для нас самих, ибо через нее есть шанс обнажить глубинные болезни и их из себя исторгнуть. Раньше, чем они исторгнут человека с Божьего пути, завладев его сознанием и душой.

Свои грехи боимся открыть – чужие осуждаем. Поступая таким образом, мы превращаемся из Божьей Церкви, Живого Организма, который растет, развивается, проходит свои испытания – в социумную организацию, где люди нацелены на внешнее, где никто не хочет, чтобы кто-то знал про его жизнь, про его внутренний мир. Где продолжает цвести порок, прикрытый внешними благими формами.

«Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать грехи свои? Стыдись лучше грешить, нежели исповедоваться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там пред целой вселенной» (прп. Ефрем Сирин, 32, 369).

Бывает человек приходит и искренно рассказывает о своих ошибках, о неправильных мыслях. Может рассказать множество подробностей, но какой-то серьезный фрагмент от страха скроет. Но именно он может стать камнем преткновения. Скрытый, спрятанный вглубь, этот грех получит большую силу действовать. И может стать причиной падения души.

«..Если человек открывал не все, что до него касается, и особенно если он был обладаем худым навыком или был в худом сообществе, то диавол находит в нем одно (какое-либо) пожелание или одно самооправдание, и сим низлагает его» (прп. авва Дорофей, 29, 71).

Еще одной серьезной ошибкой, что препятствует исповеди – является мысль, что надо самому решать свои проблемы. И человек ходит, погруженный в себя и «решает». «Я никого не хочу беспокоить» – говорит он – «Я разберусь во всем сам». Приходилось не раз слышать и такое: Когда человек совершил какой-то проступок, серьезный грех и переставал ходить в Храм. Ему говорили: «Почему ты не приходишь?» Он отвечал: «Как я могу прийти к Богу таким грязным! Вот разберусь во всем – тогда приду!» Все эти люди забывают важную вещь, о которой говорил Христос:

«…Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10:27). Никто из нас не способен сам найти путь в Божье Царство и пройти его.

«…Правильной исповедью все старое стирается. Открываются новые «кредитные книги». Приходит Благодать Божия, и человек полностью меняется. Пропадают смущение, озлобленность, душевная тревога, и приходят тишина, умиротворение» (Старец Паисий Святогорец).

Другая крайность также встречается, когда человек боится сделать самостоятельно и один шаг, но ждет, когда ему подскажут, точно одобрят, поведут, а лучше – и сделают за него.

Исповедь – это не просто рассказ о грехах. Это глубокий анализ, сопряженный с молитвой, духовной работой, жаждой и движением к новому образу жизни и мышления. Старцы не раз утверждали, что духи несовершенства, и, тем более, бесы – боятся Света – т.е. их обнаружения. Они теряют силу, когда человек открывает в исповеди свой грех. Кроме того, исповедь обязательно должна сочетаться с действием, с противлением греху. Получив облегчение после раскрытия своего сердца, мыслей и намерений Богу – можно легко и вернуться в греховное состояние, да еще и усиленное раз в семь, как о том пишет Библия. Если за освобождением от греха не последует серьезная перестройка своей жизни, своего сознания.

«Истинное исповедание в том, чтобы отвергнуть грех от всей души и, раз отвергнув, избегать его и никогда уже не возвращаться к нему» (свт. Иоанн Златоуст, 48, 879).

Господь даровал нам таинство исповеди для того, чтобы дать нам шанс вновь обрести Его, быть с Ним, полностью выйти из мира греха. С нашей стороны будет крайне преступно этот шанс отвергнуть!

«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?» (Иез.18:31)


Рецензии