Фантасмагория. 92

                Заблудившиеся во времени

   Зазвонил телефон, и Марк уставился на комок чёрной пластмассы. Он вёл жизнь отшельника, находился в отпуске, и никто не должен был звонить. Мужчина задумался, кто это может быть.
    Аппарат не унимался, напоминая о себе надоедливой трелью.
   Вопрос можно было решить лишь одним способом, и рука потянулась к трубке. Голос прозвучал почему-то вкрадчиво:
   - Это не роддом. Вы ошиблись номером.
   В ответ раздалось неожиданное:
   - Марк, скотина, ты бы хоть выяснил, кто тебя домогается! - заверещала мембрана, – тогда бы узнал, что твой друг в командировке и выкроил время для встречи с тобой!
   - Серёга? Ты? – голос показался знакомым, и свой повеселел. – Ты единственный, кого я хочу видеть!
   - Уже лучше. Телефон прежний, значит, и адрес не поменялся? Жди!
   - У меня шаром покати. Учти.
   - Мог не говорить, я же тебя знаю.
   Марк положил трубку и пошёл наводить порядок в квартире. Он не стеснялся близкого человека, но вдруг почувствовал под ногами мусор, который раньше не замечал.

   Друг ввалился в квартиру с двумя пакетами, огляделся и сказал:
   - В коридоре навёл порядок – успел. Надеюсь, и на кухне пыль уже осела?
   - Только в комнате заповедник, а в остальных местах можно куролесить, - ответил хозяин, забыв об обычных для такого случая приветствиях.
   - Тогда перебираемся на кухню.
   После второй рюмки эйфория от встречи прошла, и завязался разговор по существу. Начал его гость:
   - Я давно решил работать на себя и завёл собственное дело.
   - Купля-продажа? Самый простой способ, придуманный цыганами.
   - Пока не заработал начальный капитал. Выпускаю теперь всякие мелочи, необходимые в быту. Инженер всё же. В планах расширить производство и ассортимент. А ты по-прежнему горбатишься на государство?
   - Днём. В свободное время творю для души.
   - И чем утешаешься?
   - Пошли, покажу.
   Мужчины отправились в единственную комнату. Остановились в дверях, потому что всё остальное пространство было заставлено приборами, и два человека не сумели бы разойтись.
   У окна находился стол, но он тоже был чем-то завален. Даже на стуле и около него лежали какие-то предметы. В углу притулился ящик, напоминающий гроб. Сходство с ритуальным предметом подчёркивал матрас, лежащий внутри, и подушка. Множество проводов, протянутых к лежбищу, меняли первое впечатление, но не сразу.
   Сергей оглядел помещение и сказал:
   - Умудрился воткнуть в свою юрту целый Байконур! Теперь понятно, почему диван перебрался на кухню. Изобретаешь прибор для страдающих бессонницей?
   - Машину времени.
   - Да ладно! Ты, смотрю, не мелочишься.
   - Твой звонок, Серёга, это знак свыше! Я ломал голову, как продолжить испытание, и вопрос решился сам собой!
   - Серёга знает, кого и когда навещать. И он знает, когда выпить, чтобы привести мысли в порядок. Вернёмся на кухню и заодно в реальность!
   Уже за столом Марк развил свою мысль.
   - Вроде бы закончил прибор. Огромный получился, но это ничего – сам-то он не перемещается. Животных отправлял на год назад, на пять. На небольшой промежуток времени. Здесь как будто впадали в кому, а мозги улетали. Возвращаются очумелые, но быстро приходят в себя. Но они ничего рассказать не могут, где побывали, и что произошло. Человека нужно заслать!
   - На меня не рассчитывай – ищи другую кандидатуру.
   - Ну почему?
   - От добра добра не ищут. У меня семья, двое детей. Научи, как управлять агрегатом, и отправляйся сам.
   - Исключено. Если что, некому поправить положение будет. Что тебя смущает? Гарантирую, всё пройдёт как по маслу. У тебя ведь был скелет в шкафу и никуда не делся. Вытряхнешь его – исправишь положение. Ты даже мне не рассказал, что когда-то мучило тебя, и я уверен, до сих пор мучает.
   - Это сугубо личное. Страсти давно улеглись. Дружил с девчонкой, всё шло к свадьбе, а потом я узнал, что она втайне сделала аборт. Нет-нет, ребёнок мой, но почему так поступила со мной? «У вас будет ребёнок! У вас будет ребёнок, у которого будете вы!» Не мои стихи, но добрались когда-то до глубины души. Есть вещи, которые я не могу простить. Мы расстались. Можно такое назвать скелетом в шкафу?
   - Вернёшься и предупредишь её, чтобы не делала то, что сделала.
   - «Что было в детстве, то прошло. К чему тревожить огонек? Пусть тлеет. И погасить его нам не дано, и разжигать сегодня, кто посмеет?» Эти стихи сам недавно написал. Это реквием по моей первой любви. «Ты там, я – тут. У каждого семья: жизнь не стоит на месте. Я тут, ты – там. Не рядом мы, но почему-то вместе».
   - У неё другая семья?
   - Она так и не вышла замуж. Я интересовался какое-то время её судьбой. Через общую знакомую узнал, что после того случая она не может иметь детей.
   - Ну вот! Это всё можно изменить!
   - Ты совсем тупой? У меня старший сын уже большой, скрывает свои чувства, а восьмилетняя дочь всегда встречает отца с радостью и кидается в объятья. Их же не будет!
   - Сам тупой. Отговори мадам, и пусть родится мальчик или девочка. Потом оставишь их и создашь новую семью.
   Сергей задумался. Марк почувствовал сомнения друга и усилил напор:
   - Одиночество – жуткая штука, а так будет у неё свет в окошке. Я знаю это не понаслышке! Если бы не работа, если бы не мечта…. Ты ведь до сих пор любишь её!
   Друг согласился:
   - Чёрт с тобой, запускай свою машину.
   - Э брат, такое нужно делать на трезвую голову. Завтра и только завтра. Переночуешь сегодня у меня.

   Друзья сошлись на том, что в прошлом Сергей пробудет пять часов. Этого времени должно было хватить, и Марка за несколько часов любопытство не могло извести.
   И всё равно изобретатель измучился, дожидаясь друга. Когда тот вернулся, тело ожило. Сергей откинул прозрачную крышку, сел и стал недоумённо осматривать помещение. Потом вскочил и помчался в ванную комнату. Оттуда раздался дикий вопль. Марк прибежал следом и увидел друга, ощупывающего лицо.
   - Какие же вы козлы! – заорал Сергей, увидев в зеркале отражение друга. – Как посмели сотворить со мной такое?
   - Ты о чём, Серёга? – удивился Марк.
   - Твой Серёга остался там, а меня выдернули сюда. Ты хоть понимаешь, что вы состарили меня лет на двадцать и на такое же время укоротили мою жизнь? Идиоты!
   - Кончай орать – это не поможет. Лучше расскажи, что произошло.
   - Там остался умудрённый чужим опытом молодой человек. А сюда прибыл старый телом, но хорошо помнящий детство несчастный человек. Что за рокировку вы устроили? Для чего?
   Марк, наконец, понял, что случилось. Это не было фатальным.
   - Такое поправимо, Сергей. Выслушай меня и не перебивай, и тогда сам убедишься в моей правоте.
   Понадобилось два часа, чтобы пересказать будущее другу, и как случилось то, что случилось. Закончился рассказ оптимистично.
   - Во-первых, я знаю, как восстановить статус-кво. Во-вторых, ты вернёшься назад и будешь помнить всё, потому что информацию получаешь теперь в нормальном своём состоянии. И, в-третьих, твой сменщик успеет завершить все свои дела. Расскажи лучше, что произошло с тобой, именно с юношей, когда всё это случилось.
   - Я неожиданно поумнел. Так показалось. Мало того, увидел будущее. Поток информации обрушился на меня водопадом. Я куда-то спешил, что-то делал, с кем-то разговаривал. Всё происходило как во сне. Самое интересное, я чувствовал, что поступаю правильно. Что потом? Неожиданное помутнение рассудка. Очнулся уже здесь. В голове отложились лишь обрывки воспоминаний. Отчётливо помню только, что произошло вчера и раньше. За что мне такое наказание? Это побочный эффект от знакомства с будущим гением?
   - Польщён такой оценкой. Осталось доказать правильность. По всему выходит, разум перемещается в тело подопытного человека, которым он обладал в прошлом. У меня не получилось выдернуть кого нужно из этой мешанины. Поступим так: смартфон мне может понадобиться, так что возьми карточку для оплаты в кухонном шкафу и прогуляйся по городу, поброди по будущему. Пинкод – день и месяц моего рождения. Не забыл? Мне нужно работать. Имей в виду, теперь ты всегда будешь помнить, что услышишь и увидишь. Уматывай.

   Вечером Сергей разговаривал уже спокойно – делился впечатлениями.
   - Хорошо у вас. Чисто и магазины полные. Автомобилей много разных марок. Общественный транспорт работает без водителя. Чудесно, но расплачиваться двадцатью годами жизни за это чудо я не согласен.
   - И не надо, - согласился Марк. – Я доработал установку и завтра верну тебя в прошлое.
   - Уж будь добр. Твой друг кайфует сейчас. Молодой, умный, да ему море по колено в новом-то теле.
   - Ты не поверишь, но ему есть, что терять. Можно показать тебе твоих будущих детей, но не стоит этого делать. Узнав всё, пропадёт смысл жизни. Я не помогу тебе в этом, потому что против.
   - Заинтриговал, но убедительно сказал. Кое-что я сам понял, а остальное доберу со временем. Скорее бы наступило завтра.
   - Я раньше тоже торопил время, а теперь пытаюсь замедлить. Парадокс, но эту обязательную ошибку совершает каждый человек. В начальных классах я завидовал школьникам-выпускникам, а в шаге от старости завидую студентам и ещё больше ученикам. Так устроена жизнь. Подумай об этом и заснёшь просветлённым.
   - Если вообще засну. Это не тот случай.

   Марк отправил вынужденного гостя в прошлое всего на пять минут. Этого времени хватило для обмена. Сергей вернулся практически сразу. Он выбрался из капсулы и облегчённо вздохнул.
   - Наконец-то вернулся. А ведь ты обещал путешествие без сюрпризов!
   - Мы предполагаем, а Бог располагает.
   - Так не вмешивайся в его дела!
   - Он разрешил людям развиваться.
   - Пока не начали ломиться к нему живыми. Что это было?
   - Дуализм проявился. Это философская теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле дуализм - это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей, мировоззрений, жизнеустремлений. Мир идей и мир действительности, дух и материя, душа и тело, реальный и возможный миры. Платон, Декарт, Лейбниц и даже Кант дали этому своё толкование, а я вывел собственное. Думаешь, на каком принципе я создал машину времени? Но закралась ошибка. Главное, что я нашёл её и исправил. Расскажи лучше о себе, о своих ощущениях, как провёл время в прошлом?
   - Хорошо провёл, даже рад, что пришлось застрять. Молодой человек, с которым я слился, не дал скучать. Они любят друг друга, и он разжёг огонёк, а я не сумел помешать и несколько часов находился в раю. Снова молодой и желанный.
   - И?
   - И сказал, что случайно узнал про её беременность, что ребёнка нужно оставить. Кажется, был убедительным. Мы сможем это проверить? Сгоняем в более близкое для нас время, когда ребёнок уже родится?
   - А ты не задумывался над тем, для чего я создавал машину времени? Эгоист, у меня были свои планы.
   - Да ради Бога! Разберёмся с моей проблемой и займёмся твоей. Теперь даже я уверен, что агрегат работает на все сто.
   - Подхалим, хочешь вдвоём сгонять?
   - Предел мечтаний. Отправишь меня, а следом сам. Даже я могу состряпать запуск с задержкой на минуту-другую. Ляжешь после меня в капсулу, перекрестишься и адью!
   - Такое нужно обмозговать. Ночью подумаю, а завтра определимся и, скорее всего, отправимся.

   Утром первоначальное решение лишь окрепло, и друзья усложнили эксперимент.
   В полдень заверещал телефон, и Марк поднял трубку. Знакомый голос прокричал:
   - Это роддом? Это у вас рождается невесть что чёрте откуда?
   - Весь народ появляется из одних ворот. Хватит балагурить. Жду!- ответил изобретатель и положил трубку.
   Через час в квартиру ввалился Сергей, держа в руках пакеты с продуктами. Он прошёл в комнату и почему-то удивился:
   - А ведь потом диван переедет, лишняя мебель испарится, и здесь будет находиться машина времени. А я живу в той же квартире, из которой в скором будущем сбегу в Сибирь. Город этот серый, какой-то облезлый и мокрый. Теперь начинаю понимать себя молодого. Как твой прототип принял тебя? Не возмущался?
   - Обычный город. Это осень портит впечатление. Только поэты – извращенцы – любят это время года. Макают листья в лужи, пинают жёлто-коричневые комки и рифмуют при этом свои непотребные мысли. Осень – это проявление природной диареи. Даже зимой город выглядит лучше. Я, не в пример тебе, сразу подумал обо всём, что произошло с нами. Мой подопечный переварил информацию, и мы безболезненно слились.
   - Это опыт, сын ошибок трудных. Непредвиденные обстоятельства закончились, надеюсь?
   - Если новых не наплодим. На восемь часов прибыли, а ты спиртное приволок.
   - Во-первых, только пиво. Во-вторых, моё второе я тут же доложило обо всём, даже проверять не придётся. Родился мальчик. Они разошлись. Я спиной почувствовал, что он готов плюнуть на мои увещевания и сойтись с подругой.  Пришлось вспомнить детей, которые появятся в недалёком будущем и какие-то семейные сцены. Он что-то получит, если сдастся, и я вынужден был показать, что потеряет при этом. Кажется, сработало. А тебе ничего не нужно сделать в этом времени?
   - Нет, - ответил Марк и уточнил: – Прибыл с тобой, чтобы поддержать. Мои недоразумения случились гораздо раньше, а твои новости мы могли узнать у себя.
   - Не факт. Сергей «младший» мог взбрыкнуть без моего вмешательства. Мог произойти выкидыш, и дети иногда умирают в раннем возрасте. Частенько проявляются наследственные болезни. У неё отрицательный резус, а у меня положительный. Ты знаешь, что в таком случае велик шанс рождения ребёнка с синдромом Дауна? В это время пренатальную диагностику только начали осваивать. Есть ещё вопросы? Диспут закрыт!

   В положенное время друзья разлеглись на диване и стали ждать возврата в будущее. Прошла минута, другая, но оно не состоялось.
   - Мне нужно было возвращаться оттуда, куда прибыл, - первым выказал тревогу Сергей.
   - И тогда хотя бы молчал! - огрызнулся Марк. – Я перенёс твоё тело на диван, а сам занял освободившееся место в капсуле. Не в этом ли дело?
   - А я нормально пережил перетаскивание из капсулы на диван? – съязвил Сергей. - Ты знаешь разницу между инженером и изобретателем? Рядовой инженер является трением, за счёт которого движется прогресс. А изобретатель в это время сидит на троне и обещает лучшее будущее. Что нам светит впереди?
   - Есть мысли на этот счёт, но излагать их лучше по телефону, когда тебя рядом не будет.
   - Всё так плохо?
   - Хуже некуда. Придётся здесь делать машину времени, но она в будущее не переносит. Есть шанс, так как всё же должна вернуть нас, а не заслать вперёд на несколько лет. Появилась ещё одна проблема: современная микроэлектроника не доросла до базы, которую я использовал. Лишь через несколько лет начнут производить то, что мне понадобится. Наше глупое путешествие затянется.
   - В таком случае мне нужно ехать в Сибирь, так как в этот период времени я встречу свою будущую жену и создам семью, - Сергей внёс свою лепту в поиск выхода из создавшегося положения. - Тебе же советую начать лепить колымагу, чтобы в последний момент впаять недостающие элементы, когда их выпуск будет налажен.
   Он задумался на мгновение, а потом сменил тему:
   - Скажи, что будет с нашими телами, которые остались в квартире?
   - Хороший вопрос. Завтра заканчивается мой отпуск, и я не выйду на работу. Послезавтра ко мне пошлют гонца. Нас найдут. Два тела в коматозном состоянии переправят в больницу. Исследуют, конечно, ничего не поймут и подключат к системе жизнеобеспечения. Что-то подсказывает мне, что через пару лет врачи сдадутся и нас усыпят. И всё почему? Потому, что я глуп. Второго путешественника можно засылать только тогда, когда первый вернётся. Можно и двух, но с разных машин. Казалось бы, всё продумал, но обязательно выскочит что-нибудь!
   - Ты ошибаешься в прогнозах. Я сделал сына полноправным помощником, и наследник обойдётся без меня. Он оплатит уход за нами, так что можешь не беспокоиться. А почему ты одинок?
   - Я вдовец и однолюб к тому же. Моё счастье просуществовало всего лишь три с половиной месяца. Были в гостях с женой. Она не пила, а я выпил за двоих. Сесть за руль пришлось ей, когда возвращались. Произошла автокатастрофа. У кого-то отказали тормоза, судя по всему. В поиски причин сильно не углублялись, потому что погибли оба водителя. Только они. Я вышел из больницы, а жену уже похоронили. Такие вот дела. Думаешь, почему я занялся машиной времени? Чтобы вернуться и тот вечер провести дома. А тут ты со своими проблемами! Дорого мне обошлась твоя помощь. Надо было начинать со своих заморочек.
   - Не вопрос. Сделаешь новую машину, воплотишь свою мечту в жизнь, а потом проскочим по очереди домой. Для этого две машины нужны? Ради Бога! Я тебе кучу денег из Сибири пришлю. Не забудь только, что вас сейчас двое в одном флаконе, а потом оба вляпаетесь в третьего. Расставь запятые, где нужно. Со мной не пропадёшь – проконтролирую. Не в этом проблема. Очнёмся в палате, а там пяток твоих детей дежурят. Взрослые уже, и самое тяжёлое позади. Хорошо это или плохо?
   - Пошёл ты… в Сибирь. Но да, в этом что-то есть. Вот только мало времени нам останется.
   - Тебе, а жена потеряет лишь несколько лет, пока ты в палате пластом лежать будешь. Послушай, а ведь тогда ты не станешь делать машину времени, если провернёшь задуманное с супругой!? И что получится? Запутал ты меня вконец! Непонятное что-то назревает.

   Друзья разъехались, но связь поддерживали. Один создал и развивал бизнес, а второй в свободное время делал машину времени, и оба отслеживали новости в развитии микроэлектроники.
   Однажды Сергей позвонил среди ночи и сообщил, что приобрёл последние два чипа, и их больше ничто не сдерживает в этом времени. Завтра их доставят, но не ему, а сразу Марку. В его голосе почему-то не слышалось радости. Изобретатель почувствовал неладное.
   - Мог бы сам привезти.
   - И больше не видеть свою семью? Очнусь в больнице, а там взрослые дети и постаревшая жена. Поверь, твои перспективы не лучше. Поменяешь судьбу женщины, вернёшься в своё время, а встретят незнакомые отпрыски. Ты же просто-напросто вычеркнешь из памяти значительную часть своей жизни и никогда не узнаешь, как пахнет детское тельце, как приятно видеть первые шаги своего ребёнка. Ты не услышишь его первые слова! Как хочешь, а я остаюсь.
   - Не думал об этом – всё время занят был.
   - Просто не созрел ещё. Вы пропустите с женой вечеринку, закончившуюся трагически,  и проведёте это время дома. А утром на тебя вместе с радостью навалятся вопросы. Для меня это пройденный этап. Скажу честно, заглянул гораздо дальше. Я останусь и продолжу жить здесь. Но время и тут ведёт свой отсчёт. Когда-нибудь мне исполнится столько же лет, сколько было, когда впал в кому. И что случится в этот момент?
   - У меня есть гипотеза на этот счёт. Знаешь, что такое энтропия? Это мера усложнения системы. Не беспорядка, а усложнения и развития. Чем больше энтропия, тем труднее понять логику этой конкретной системы, ситуации, явления. Вот простой пример. Пока учитель находится в классе, энтропия внутри минимальна, и все смирно сидят и слушают преподавателя. Но как только он выйдет, энтропия постепенно увеличивается: кое-кто встанет с места, и шум начнёт нарастать. И чем дольше система будет находиться в бесконтрольном состоянии, тем больший беспорядок будет в классе. Природа умна и глупости всякие сглаживает. Произошло извержение вулкана, лава растеклась, но проходит несколько лет, и появляется трава. Потом деревья вырастают. С цунами нечто похожее происходит, как и с последствиями после землетрясений. Всё рано или поздно встаёт на свои места. Мне кажется, что система восстановится, когда мы умрём во всех своих воплощениях. Ну и дел мы наворотили! Проверим?
   - И не хотел бы, да придётся. Правда, результата так и не узнаем, но на кое-что нас хватит. Ты, когда доживёшь до моего первого появления в прошлом, свяжись со мной. Раньше не нужно, потому что не поймём друг друга. Вот тогда и поговорим. Только испытай установку перед отправкой, уж очень не хочется, чтобы ты опять во что-нибудь вляпался.
   - А почему ты не приехал и не сказал мне это, глядя в глаза?
   - Не думал, что ты так быстро согласишься, боялся твоих сомнений.
   - Да будет так. Прощай, Сергей.
   - До встречи, Марк, - откликнулась трубка, и наступила тишина.
   Тишина напугала обоих и в то же время подарила надежду.

                *****


Рецензии