Еще раз о самаритянах

БРАТСКАЯ ЛЮБОВЬ ИЛИ ЕЩЕ РАЗ О САМАРИТЯНАХ


Очень часто раввинам задают вопрос, почему самаритяне не считаются евреями. Вопрос действительно сложный, так как в Талмуде отношение к ним неоднозначное. Изучая Мишну можно увидеть, что многие мудрецы талмудического периода были склонны считать самаритян оступившейся частью еврейского народа. Почему же все-таки великие раввины постталмудического периода постановили считать их не евреями. Ответ прост: из любви и братских чувств к ним для обеспечения возможности интеграции самаритян в еврейскую общину. Казалось бы, что здесь явное противоречие – как можно из братских чувств не признать братьев братьями? А дело в том, что самаритяне были довольно эллинизированным этносом, и, по свидетельствам очевидцев, семьи у них прочностью не отличались, часты были разводы и повторные браки. А поскольку они Устной Торы не знали, то и не могли в соответствии с еврейской традицией выполнить процедуру развода. И вот, если признать их евреями, то получиться, что дети, рожденные женщиной после такого некошерного развода в повторном браке, являются мамзерами. За несколько поколений мамзерами становятся практически все. Выход из мамзерута довольно сложен и неприятен, (через опцию эвед канани), а то и вообще невозможен. Мудрецы еврейского народа, да будет благословенна их память, как всегда нашли галахический выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Они объявили самаритян неевреями. При этом гиюр для них не представлял такой сложности, как для представителей других народов, а проблема мамзерута снималась сама собой. Таким образом, самаритянин, при желании, легко мог вернуться в лоно еврейского народа.


Рецензии