О гордыне у неевреев

О ГОРДЫНЕ У НЕЕВРЕЕВ

(Бней Ноах)

Во всех монотеистических религиозных системах гордыня считается матерью всех пороков. Гордыня вечна и неискоренима. Если другие греховные наклонности человек преодолеть в состоянии, то гордыню – никогда. Об этом открыто, не без сожаления, говорят ведущие еврейские мудрецы.
Однажды у Баал Шем Това и его учеников зашел разговор о преемнике. Учитель сказал ученикам, что не укажет им напрямую преемника, а велел после своей смерти искать нового наставника на стороне.
— Но как же мы его узнаем? — спросили ученики.
— Вы будете задавать всем претендентам один и тот же вопрос: «Как победить гордыню?»
— И тот, кто ответит, и будет нашим учителем?
— Как раз наоборот. Уходите от всякого, кто скажет вам, что знает ответ на этот вопрос. Ибо такой человек — лжец. Гордыня всегда идет рядом с ощущением собственного «я». Но разве можно освободиться от себя самого? Думать иначе — и есть вершина тщеславия.
Один из учеников заметил:
— Учитель, но разве мы не созданы по подобию Божьему, разве в нас не отразился Его образ? А раз Он не тщеславен, значит, и мы не можем быть тщеславными.
Баал Шем Тов ответил:
— Сказано: «Господи, Ты облечен славой и величием». Но величие Господа следует понимать как смирение. Бог бесконечен, и бесконечно смирение. Ты прав, говоря, что Бог отображается в людях. Но как в зеркале переворачивается все, что в нем отражается, так и божественное нередко переворачивается в человеке. Поэтому насколько велико смирение Господа, настолько велика людская гордыня.
Прошло время, и Баал Шем Тов умер. Ученики его, как и было положено, скорбели о нем, а затем отправились на поиски преемника. Они встречались со многими мудрецами и праведниками, и у каждого спрашивали, как изгнать гордыню. И от каждого они слышали тот или иной ответ. Наконец ученики Баал Шем Това задали этот вопрос ребе Пинхасу. Тот покачал головой:
— Я, как и вы, боюсь гордыни и не могу сказать, как от неё избавиться.
— Вот наш новый ребе! — воскликнули обрадованные ученики.
Мудрецы понимали и честно признавали, что даже евреям, людям, обладающим дополнительной еврейской душой, которая является, без преувеличения, частью бесконечного Г-да Б-га свыше, не дано победить гордыню. Даже религиозное рвение, посты и молитвы могут только усилить и укрепить этот порок в душе еврея. Что же говорить тогда о нас, неевреях, души которых «происходят от … совершенно нечистых "оболочек", в которых нет добра совершенно, как сказано в книге "Эц хаим", врата 49, глава 3: "И все добро, что творят язычники, творят они лишь ради себя". И как комментирует Гмара выражение "Милосердие народов – грех": "Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия и т. д.».
Эгоизм и гордыня – суть нееврейской души. Если душа еврея всем своим существом стремиться соединиться с Б-гом, вплоть до аннулирования своего собственного «я» (и даже не смотря на это не в состоянии одолеть гордыню), то душа нееврея стремиться реализовать себя как самостоятельная сущность, а значит эгоизм и гордыня – ее неотъемлемые атрибуты, необходимые для реализации первейшей заповеди. Известно, что согласно Писанию, Г-дь Б-г сказал первым людям «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие 1:28), а затем, после потопа, повторил эту заповедь сыновьям Ною и его детям (Бытие 9:1). Под словом «земля» здесь подразумевается не только наша планета, но и весь материальный мир, вся Вселенная. Для того чтоб осваивать планеты, нужны знания, космические корабли. Чтоб было, кем населять планеты, нужны люди. Нужны люди с амбициями, а амбиции – это порождение гордыни. Даже стремление нееврея выслужится перед Г-дом Б-гом путем качественного выполнения заповедей тоже идет от гордыни. И в этом нет ничего плохого.
Единственное, что должен сделать нееврей со своей гордыней, так это постараться сократить до минимальных значений разрушительное влияние этого свойства своей души на себя и на ближних..
Исследовав труды многочисленных светских и религиозных авторов на эту тему, можно сделать вывод, что рецепт уменьшения негативного воздействия гордыни на человека и его окружение будет состоять из следующих пунктов:
- развивать в себе чувство юмора и самоиронии;
- питаться, непременно, вкусно и сбалансировано, но в меру;
- постараться найти работу по душе, которая приносила бы не только деньги, но и удовольствие;
- высыпаться; сон – лучшее лекарство, в том числе и от душевных недугов;
- вести яркую, активную, насыщенную половую жизнь, конечно же, в пределах законодательства Торы для неевреев, даже если нет времени, даже если от усталости валишься с ног, даже если хочется посмотреть телевизор или посидеть в Интернете;
- не отказывать себе в маленьких радостях и удовольствиях, если они не противоречат заповедям Творца; мудрецы Талмуда говорят, что после смерти человеку приходится отвечать за всё, что он видел и не попробовал, и приводят в пример раби Эльазара, который, будучи очень бедным, все же копил деньги, чтобы хотя бы раз в год покупать все новые плоды.
Приведенные выше пункты – не рецепт борьбы с гордыней, а метод снижения ее разрушительного воздействия, которое иногда имеет место быть. Гордыня же, как таковая, никуда не денется. Это важнейшая составная часть нашей нееврейской души, призванная заставить нас двигаться все время вперед к прогрессу и процветанию.


Рецензии